Примеры организации линии времени

примеры организации линии времени - student2.ru

Сквозное время

Будущее

Прошлое

Прошлое
Будущее

Будущее

Будущее
Прошлое

Прошлое


примеры организации линии времени - student2.ru

примеры организации линии времени - student2.ru


Включенное время

Будущее Прошлое Будущее Прошлое Прошлое


примеры организации линии времени - student2.ru



Будущее 3

примеры организации линии времени - student2.ru Прошлое

Будущее 1 Будущее 2


примеры организации линии времени - student2.ru

Будущее

Рис. 25

Дело в том, что вообще-то при кодировании линии времени наш мозг обычно использует все субмодальности или многие из них. Однако излюбленными его кодами

являются субмодальности пространственного месторас­положения, отчего и получаются линии времени, анало­гичные вышеприведенным. Причем давно отмечено, что у большинства правшей прошлое находится слева, а бу­дущее — справа. У левшей все организовано с точностью до наоборот. Естественно, чем дальше отстоит от вас прошлое или будущее, тем далее видятся их картины. Ну а настоящее может находиться либо прямо перед ва­ми (на небольшом расстоянии), либо как бы распола­гаться непосредственно в вашей голове. Различие это кардинально, ибо уже на основе его вашу временную ор­ганизацию можно отнести либо к сквозному времени, либо к времени включенному, или, иначе, фиксирован­ному.

Два этих основных типа линий времени впервые опи­сал Т. Джеймс, каковой и обнаружил, что между данны­ми вариантами временной организации наличествует весь­ма большая разница, существенно определяющая жизне­деятельность человека.

У людей со сквозной линией времени представления о времени действительно линейны и последовательны, причем в силу ее местоположения как бы «неподалеку» они оказываются в состоянии воспринимать «цепочки» и последовательности событий в продвижении из прошлого в настоящее. В результате они легко придерживаются расписаний, точны, приходят в назначенное время и требуют такой же точности от других. Подобные субъек­ты превалируют в мире бизнеса, и именно ими, скорее всего, и был изобретен лозунг «время — деньги». Про­шлое они чаще сохраняют в виде диссоциированных со­бытий.

Люди с включенным временем, наоборот, часто ока­зываются не в состоянии толком различить прошлое, настоящее и будущее, поскольку в силу того, что линия времени проходит как бы через их голову (а бывает и еще хлеще — но, к счастью, редко), они все время нахо­дятся в настоящем, в постоянном «здесь и теперь».

В результате такие вещи, как точное время встречи и сроки исполнения того или иного дела имеют для них лишь относительное значение. При этом, поскольку они

находятся внутри своей линии, их воспоминания, а ино­гда и будущие представления оказываются ассоцииро­ванными, Такие люди весьма нелегки для бизнеса — и как собственно бизнесмены, и как деловые партнеры, поскольку, если будущее становится похожим на целый ряд «сейчас», отпадает всяческая необходимость дейст­вовать безотлагательно...

Различия между двумя вышеописанными типами вре­менной ориентации можно представить в виде следую­щей таблицы (По: Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор. «Вве­дение в НЛП»).

Различия между сквозным и включенным временем
Сквозное время и Включенное время
Рядом со временем Сквозь время
Запад Восток
Слева направо Сзади вперед
Прошлое (настоящее) будущее Представлено только настоящее
Вся в поле зрения Видна не полностью
Организованное существование Гибкое отношение ко времени
Воспоминания обычно диссоциированы Чаще всего ассоциированные воспоминания
Важно планирование времени Планирование времени не является столь важным
Сложнее оставаться в настоящем моменте Легко фиксироваться на настоящем моменте

Более подробно разница между сквозным и вклю­ченным временем представлена в следующей таблице, которую мы взяли из материалов тренинга М. Аткинсон «Стратегия продаж» (ИГИСП):

ВКЛЮЧЕННОЕ / С КВОЗНОЕ ВРЕМЯ
ВКЛЮЧЕННОЕ ВРЕМЯ ОРИЕНТАЦИЯ СКВОЗНОЕ ВРЕМЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Пойман во время. Более ассоциирован с контекстом «когда», когда происходит конкретное событие. Время — это событие, которое происходит внезапно. Не очень ответственный за прохождение времени. Ме­нее упорядочен, восприни­мает все так, как это про­исходит. Тяготеет к тому, чтобы осознавать продолжитель­ность времени и быть «на «где» «времени». Линеар­ное, последовательное вре­мя простирается от про­шлого к будущему. Осоз­нает абсолютную ощути­мость времени. Осознание продолжительности. Хо­рошо планирует.
ОСОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ ИНТЕНСИВНОСТЬ ОСОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ ИНТЕНСИВНОСТЬ
Тогда в прошлом» как бы случ. «здесь и сейчас» В памяти то же самое VAK (эмоциональное состояние) происходит как будто вре­мя не прошло. Часто силь­но отмечается будущее. Че­ловек может отправляться в прошлое и оставаться там более легко. Интенсивность уменьшает­ся со временем. Приобре­тает осознание событий через время. Тяготеет к тому, чтобы помнить в гештальтах и обобщениях. Приспосабливает личное мнение и ассоциации к новым критериям.
ЯКОРЕНИЕ ЯКОРЕНИЕ
Тяготеет к ассоциированной позиции и образы тоже чаще ассоциированы. Ин­тенсивные якоря. Чем бо­лее интенсивный якорь, тем более переживания на­ходятся во включенном времени. Тяготеет к диссоциации и воспоминания чаще диссо­циированы. Нуждается в частом восстановлении якоря, если только это не очень свежий якорь.

  Тяготеет к тому, чтобы яко-рить и сохранять сильные убеждения и вы­воды. Так что люди могут верить, что это случай ус­пеха или неуспеха. Время и ценность эквивалентны. Человек более ассоции­рован с ценностями.
СПОСОБНОСТЬ К ФОКУСИРОВКЕ СПОСОБНОСТЬ К ФОКУСИРОВКЕ
Может концентрироваться и фокусироваться легко. Но с глаз долой — из сердца вон. Имеет меньший фокус и меньшую способность к концентрации, но обраща­ет внимание на время и приобретает способность его видеть и завершать различные вещи.

Определение индивидуальной линии времени

Поскольку терапия линии времени исходно предпо­лагает определение особенностей ее организации у кон­кретного клиента, предлагаем вам несколько психотех­нологий, позволяющих сделать это. Первая из них, ко­торую мы здесь назовем техника определения линии времени, является в чем-то классической, ибо именно с ней мы познакомились в начале нашего изучения нейро-лингвистического программирования.

1. Выберите любое событие, повторяющееся дейст­вие, которое вы точно выполняли в прошлом, выполняе­те в настоящем и будете выполнять в будущем (это может быть чистка зубов, причесывание, умывание, на­девание обуви и т.п.) — мы возьмем чистку зубов.

2. Вспомните, как вы чистили зубы, пять лет назад, или притворитесь, что вспомнили об этом. Здесь нам не важен и не нужен конкретный пример этого действия пятилетней давности. Просто подумайте о том, что вы действительно чистили зубы пять лет назад, немного поразмышляйте об этом и обязательно отметьте, где в

пространстве вокруг вас вам «почудилась» картинка этого воспоминания. Запомните это место.

3. Далее по аналогичной схеме вспомните (и от­метьте «место» картинки), как вы чистили зубы:

• год назад

• месяц назад

• неделю назад

• вчера

4. Теперь вспомните, что вы будете еще чистить
зубы, и, в соответствии с вышеизложенным, уже не
вспомните, а подумайте и вообразите, как вы будете
чистить зубы

• прямо сейчас

• через неделю

• через месяц

• через год

• через пять лет

5. Здесь обратите внимание, что начиная с некото­рого момента (обычно — после года), картинки могут перестать появляться, а взгляд ваш вместо того, что­бы как бы бессознательно отмечать место их появле­ния, будет метаться по пространству. Если это про­изошло, остановитесь.

6. Теперь вообразите, что вы чистите зубы прямо сейчас, отметьте место образа настоящего, проведите воображаемую линию между всеми этими вашими «картинками» и зарисуйте ее на листе бумаги, как бы оставив план всего этого в проекции «вид сверху».

В Time Line Therapy предлагаются, однако, два дру­гих — более простых, но, на наш взгляд, в чем-то менее точных способа построения (определения) ЛВ клиента, которые здесь мы назовем техниками выявления линии времени 1 и 2.

В первой из них, обращаясь к клиенту, вы спраши­ваете у него, апеллируя к бессознательному, где, по мне­нию бессознательного, находится его (клиента) прошлое, а где будущее, после чего просите клиента показать од­ной рукой, где он видит или чувствует свое прошлое, а другой — где представляется и ощущается его будущее и, держа руки, как бы объединить прошлое с будущим,

определив, где проходит получившаяся линия (т.е. где соединяются прошлое и будущее) — рядом с ним или через него (т.е. в нем).

Во второй вы просто просите человека вспомнить что-то, что случилось неделю назад и определить, откуда пришло это воспоминание (для некоторых — куда оно направилось). После чего предлагаете ему сделать это для воспоминаний один месяц, одни год, а также пять и десять лет назад, а далее повторяете все это для одной недели, одного месяца, одного года, а также пяти и деся­ти лет вперед (т.е. в будущем) — разумеется, что при этом клиент не вспоминает, но, наоборот, представляет некоторые события, которые могут (а лучше должны) произойти в данные временные сроки.

Поскольку точное определение структуры линии вре­мени клиента является основой для осуществления на ней терапии, приведем еще две довольно простые тех­ники — обнаружения индивидуальной линии жизни и метод энергетических шаров (По: Л. Деркс, Я. Холлан-дер. «Сущность НЛП»,с. 289-290).

«Обнаружение индивидуальной линии жизни

1. Отправные точки —расположение и расстояние.

Прежде всего необходимо исходить из того, что про­шлое, настоящее и будущее закодированы посредством субмодальностей в виде «направления» и «расстояния».

2. Побудите клиента воспроизвести прошлое, нас­тоящее и будущее. Попросите клиента отметить направ­ление и расстояние некоторых (диссоциированных) ре­презентаций из прошлого, настоящего и будущего.

3. Продвигайтесь вперед до тех пор, пока не выяви­те паттерн. Продолжайте собирать примеры до тех пор, пока у вас не появится уверенность относительно способа, которым клиент отделяет друг от друга прош­лое, настоящее и будущее. Подумайте при этом и о дру­гих субмодальностях — как, например, светлый/темный, ясный/нечеткий, поверхностный/надежный — с помо­щью которых люди иногда обозначают различия между прошлым, настоящим и будущим.

4. Определите, происходит ли это посредством ас­
социации или диссоциации. Определите, ассоциирован

или диссоциирован клиент в отношении происходящего «здесь и сейчас».

5. Постарайтесь соединить прошлое, настоящее и будущее одной линией. Определите, возможно ли соеди­нить прошлое, настоящее и будущее одной линией. Ино­гда может понадобиться несколько линий.

Наши рекомендации