Принципы материалистической диалектики. Всеобщие связи, изменения, развития и др

Диалектика и ее альтернативы

Диалектика (от греч. "диалектике") означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика - одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики во всей истории существования человеческого общества.

Обычно различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика представляет собой диалектику внешнего мира - живой и неживой природы, общества, а субъективная диалектика – это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы действительности. Объективная и субъективная диалектика в общем и целом совпадает одна с другой, так как мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.

Говоря о диалектике, можно отметить факт совпадения диалектики с логикой и теорией познания. Под логикой при этом понимается не формальная, а диалектическая логика, которая рассматривается и как Логика, т.е. теория диалектики (результат филогенеза общественного сознания, итог развития философии и науки), и как знание этой теории конкретным человеком (результат развития индивидуального сознания, итог обучения и воспитания конкретного субъекта, формирование у него соответствующих понятий иных структур), и как диалектический метод мышления (следствие использования человеком знаний Логики в каждом конкретном акте мышления).

Таким образом, диалектика выступает и в качестве теории, и всеобщей методологии, и метода мышления, в котором реализуется эта методология.

Диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рассмотрение объектов вне их подлинной связи и развития. Проявлением метафизического метода мышления является догматизм, эклектика и софистика. Догматизм предполагает абсолютизацию знания, его неизменности при любых обстоятельствах. Эклектика означает произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений.

Софистика. Здесь за правдоподобной формой рассуждения скрывается, затушевываются нарушения требования логики, в том числе и формальной. Ещё древним грекам был известен софизм под названием "рогатый": "Ты имеешь то, что не терял. Ты не терял рогов значит ты их имеешь". За внешней правдоподобностью рассуждения здесь скрывается логическая неточность, допускается нарушение диалектической логики, т.к. говорить, что человек обладает тем, что он не терял, значит допускать явную подтасовку: человек многое не терял, но это не значит, что он это имел.

Из характеристики диалектической логики вытекает то, что любое явление действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития. Должен соблюдаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование имеет большое методологическое значения, особенно в связи с широким использованием в современной науке системно- структурного метода.

Как всякая иная наука, диалектика имеет свою структурную организацию: законы, категории, принципы. В этой связи следует отметить громадный вклад в развитие диалектики немецкого философа-идеалиста Гегеля, а также Маркса и Энгельса.

принципы материалистической диалектики. Всеобщие связи, изменения, развития и др.

Принцип – это сложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную напраленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.

Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни. Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам то общее, «логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение «цели» становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории (Э. В. Ильенков). Другой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.

Законы диалектики.

Принципы диалектики конкретизируются в ее законах. Традиционно закон определяется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями».

Все многообразие законов, действующих в мире, можно классифицировать по различным основаниям. По степени общности выделяют следующие законы:

специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного отбора;

общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;

всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах бытия. Это законы диалектики, названные марксизмом «основными», «главными».

Всеобщность законов диалектики заключается не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.

Другой особенностью законов диалектики является их вероятностная, статистическая природа. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.

В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.

Центральное место в диалектике занимает закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития. Согласно этому закону всем явлениям действительности присущи диалектические противоположности, между которыми в результате взаимодействия возникает противоречие. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которых противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Вся окружающая нас действительность подтверждает данное положение. Химический процесс, например, это единство ассоциации (соединение) и диссоциации (разъединение) атомов. Изменчивость и наследственность, будучи факторами эволюции, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь всякий раз образованием нового вида живой материи.

Механизм возникновения, развития и разрешения диалектических противоречий можно понять, соотнеся понятия «тождества», «различия» и «противоположности». Категория «тождества» означает одинаковость, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования предмета. Любое животное, растение в каждый момент своей жизни не только тождественны сами себе, но и отличаются от самих себя благодаря усвоению, выделению веществ, отмиранию клеток. Данные наук говорят о различии внутри тождества. Незаметные в начале различия перерастают затем в противоположности, непосредственно несовместимые друг с другом стороны. Взаимоотношение этих противоположностей перерастает в ярко выраженные между ними противоречия. Разрешение противоречия приводит к образованию нового предмета.

Следует знать, что противоречия могут разрешаться, а могут не разрешаться, и в зависимости от этого, роль противоречия в развитии будет существенно различной. Противоречие нередко является тормозом движения и побуждает двигаться вспять и назад. Так, например, аэродинамическое торможение искусственного спутника Земли с низкой орбитой, вызванной силой сопротивления верхних слоев атмосферы, замедляет скорость и постепенно гасит кинетическую энергию летящего спутника. В результате под воздействием притяжения Земли он рано или поздно упадет на ее поверхность и прекратит существование. Движение прекращается в результате возникновения и разрешения противоречия между силами инерции летящего по орбите спутника и силами сопротивления среды.

Таким образом, противоречие может выступать и двигателем, и тормозом движения (нередко одновременно), и эта его роль зависит от конкретного содержания, масштаба и способа разрешения. Но главным результатом разрешения противоречий развития должно быть продвижение вперед и рождение вследствие этого новых, отличных от прежних еще большей глубиной, силой и масштабом противоречий, т.е. создание предпосылок для дальнейшего движения и развития.

Закон диалектического противоречия формулирует общие условия превращения обычного движения в восходящий процесс, в развитие. Внутренний механизм, само таинство превращения простого в сложное, низшего в высшее, старого в новое вскрывает закон взаимного превращения количественных и качественных изменений.

Согласно этому закону накопление количественных изменений в состоянии любого объекта приводит к скачкообразным качественным изменениям. Для уяснения содержания данного закона необходимо усвоить категории «качество», «свойство», «количество».

Качество выражает внутреннюю определенность предметов, явлений, их черты, свойства и структуру, благодаря которым предметы являются сами собой и отличаются друг от друга. Качественная определенность включает свойства предметов, явлений в их совокупности. Свойство - признак выявления качества предмета, характеризующий его отдельную сторону. Каждый предмет обладает многими качествами, единство которых выражает их качество. Свойства вещей, предметов, явлений объективны.

Качество и свойство нельзя рассматривать в отрыве от количества. Количество - это определенность предмета со стороны его величины и объема, степени развития и интенсивности присущих ему свойств.

Количество и качество органически связаны между собой, они не могут существовать друг без друга. Количество и качество соотносятся в понятии «мера». Мера - это своего рода граница, в пределах которой предмет остается самим собой. Так, мерой ртути в жидком состоянии является температура от минус 39 до 375 градусов (по Цельсию).

Количественные изменения происходят постепенно, а качественные преобразования совершаются резче, быстрее, скачкообразно. Скачок представляет собой универсальную форму перехода от старого качества к новому. Он выражает перерыв непрерывности, перерыв постепенности и начало возникновения нового качества.

Взаимоотношение количественных и качественных изменений осуществляется в форме революции и эволюции. Примером первой формы служат изменения, происходящие в микромире, акт атомного взрыва, процесс превращения одних химических элементов в другие. Вторую форму можно проиллюстрировать на примере возникновения жизни на Земле, переход от мануфактуры к крупной машинной промышленности. Таким образом, революция - стадия коренных качественных изменений в различных областях мира. Стадия медленных, незаметных количественных накоплений, изменение несущественных для данного предмета свойств, признаков, черт называется эволюцией.

Качественные превращения возможны лишь как отрицание старого состояния. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное отрицание. Диалектика рассматривает отрицание как условие и момент связи нового со старым, отрицаемого и отрицающего. Эта связь обусловливается действием закона отрицания отрицания. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.

Диалектическое отрицание - это такой переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания старого качества входят (хотя в преобразованном виде) в содержание нового качества. Диалектическое отрицание - это триединый процесс, включающий в себя деструкцию, преодоление, разрушение старого; кумуляцию, частичное сохранение, преемственность и, наконец, конструирование, формирование, созидание нового.

Отрицание отрицания как категория диалектики отражает процесс перехода уже полученной второй противоположности, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии.

Реальным аналогом отрицания отрицания и в природе и в обществе служат в частности спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов.

Характерная черта процесса отрицания отрицания - это его необратимость, т.е. такое развитие, которое в качестве общей тенденции не может быть движением вспять, от высших форм к низшим, от сложных к простым. Это объясняется тем, что каждая новая ступень, синтезируя в себе все богатство предыдущих, составляет основу для еще более высоких форм развития.

Рассмотренные черты отрицания отрицания ярко проявляются в развитии познания. Так при исследовании природы света вначале была выдвинута идея о том, что он есть поток световых корпускул, частиц. Затем возникает противоположная ей волновая теория. Физика ХХ века столкнулась с тем фактом, что ни один из этих взглядов сам по себе не объясняет реальности. Поэтому выдвигается новая теория, которая рассматривает свет в единстве его корпускулярно-волновых свойств.

Таким образом, новое в мире появляется не иначе как с помощью отрицания и становится результатом отрицания отрицания. Действие закона отрицания отрицания обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.

Категории диалектики.

Наши рекомендации