Развитие лексико-семантических ассоциаций.

1) «Назови слово как можно быстрее» («Я называю слово, а вы в ответ назовёте первое слово, которое припомните». Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия);

2) Ассоциации на функциональное назначение предмета:

§ «Где и для чего можно применять предмет, который я назову?» (например: гвоздь, молоток, шнурок);

§ «Придумай, о чем может идти речь?» (О чем может идти речь, если в тексте есть слова «кот и лист», «таз и коса», «школа и сухари»).

Формирование значения структуры слова, организация

семантических полей.

1) Классификация предметов по картинкам:

§ разложи картинки на две группы (например: лиса, кошка, собака, медведь, заяц, синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза).

§ разложи картинки по сходству (например: на доске выставлены картинки: овца, дерево, корова). Детям раздаются карточки: свитер, шапка, варежки (к картинке овца); стол, грабли, забор (к картинке дерево); сыр, молоко, мороженое (к картинке корова).

§ «Назови лишнее слово»:

среди имен существительных: море, озеро, река, мост, пруд;

среди имен прилагательных: крепкий, далекий, прочный, надежный;

среди глаголов: бросился, ринулся, слушал, набросился;

§ дополнение смыслового ряда:

гвоздь - молоток; шуруп –…

птица - яйцо; растение –…

утро - ночь; зима –…

школа - обучение; больница – …

§ «Назови части»: (по картинке,по представлению.Например: кот - тело, голова, хвост, лапы, усы, уши;

дом-…

дерево -…

§ Отгадай предмет по названию его частей»:

дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля);

палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

§ «Что общего у предметов?»:

огурец - помидор (овощи); репа - цыпленок (желтые);

мяч - солнце (круглые); лист - трава (зеленые).

§ «Отгадай предмет по описанию его признаков»:

шерстяной, теплый, длинный, удобный – шарф.

2) Развитие антонимии:

§ выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля»: друг, печаль, враг;

тяжелый, длинный, лёгкий.

§ выбрать из трёх-четырёх слов одно, противоположное по смыслу исходному слову: карандаш - тетрадь, ручка, резинка, альбом;

клей - ножницы, кисточка, бумага, карандаш.

§ закончить предложение, назвав слова- «неприятели»:

слон большой, а комар …

река широкая, а ручеек ...

золушка добрая, а мачеха ...

§ сравнить:

по вкусу:горчицу и мед;

по цвету: снег и сажу;

по весу: гирю и пушинку.

3)Развитие синонимии.

§ выбери из трёх слов два слова-«приятеля»:

дом, солдат, боец;

грустный, печальный, глубокий;

взять, схватить, идти.

§ придумать слова-«приятели» к данным:

здание -… печаль -… льется -…

глядеть -… печаль-… льется-…

крошечный -… смелый -…

§ «На что похоже?» - предлагается подобрать слова-сравнения:

снег похож на …

частый дождь похож на …

Развитие синтагматических связей слов:

§ добавить одно общее слово к двум словам (использованием вопросов):

деревья, цветы - что делают?

мяч, яблоко - какие?

сидит, стоит - кто?

§ подобрать как можно больше предметов (существительных) к действию
(глаголов): бежит Кто? ....Что? …. идет кто?... Что?...

§ «Кто передвигается?»

лошадь - …

змея - …

птица -…

§ «Кто как ест?»

кошка – лакает, собака – грызет,

корова – жует, курица – клюет.

§ «Кто как голос подает?» (голубь – воркует, воробей – чирикает,

лягушка – квакает, волк – воет);

§ «Кто, какие звуки издает?» (дверь – скрипит, ветер – свистит,

ручей – журчит);

§ «Кто или что может это делать?» (бегать - ..., скакать - …., стоять -..

§ придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопрос: что делает? на определенную тему. Например, «Ранняя весна»:

солнце - …, трава - …,

облако -…, деревья - …,

дождь - …, животные - ….

§ придумать слова, отвечающие на вопросы: кто?, что? на тему. Например, «Осень»: приходит, дует, опадает, плывут, вянут, улетают.

§ придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? на определенную тему. Например, «Зима»: сугробы, мороз.

§ составление детьми загадок-описаний по определенному плану.
Например, детям предлагается составить загадку про одежду по плану: цвет, величина, форма, материал, из которого она сделана, время года, когда ее носят.

Развитие словообразования:

§ «Назови ласково» - воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительных;

§ «Что для чего?» - логопед предлагает назвать предметы, которые лежат на столе: хлеб, сахар, конфеты, мыло.

§ «Где хранятся эти предметы?»:

хлеб - в ...

сахар - в … и т.д.

§ «Кто у кого?». Детям предлагается собрать попарно картинки с изображением животных и их детенышей.

§ «Измени слово»:
виноград – виноградина, свинья -…,баран -… .

§ «Добавь похожее слово»:
пылинка, дождинка ..; ножищи, ручищи ...; дупло, весло,…

§ уточнение названийпрофессий женского рода с суффиксами -их,-ниц,

-иц: мужчина-портной, а женщина - ..., певец - ..., повар - ... .

§ дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает показать, где действие завершено, а где завершается:

мыла – вымыла, вешает – повесил, рисует – нарисовал.

§ дифференциация глаголов с приставками:

в импрессивной речи: логопед называет слова, дети показывают картин ку: входит – выходит, подходит – отходит, подплывает – отплывает;

в экспрессивной речи: предлагает назвать действие по картинкам.

§ образование притяжательных прилагательных:хвост волка - …, уши лисы - …, лапа медведя - ….

§ «Что из чего сделано?» (стакан из стекла, сковорода - из чугуна, булка - из пшеницы).

§ «Назови правильно» (лист дуба - дубовый ..., лист ольхи - ...) .

§ «Сравни и закончи предложение»:

Клубника маленькая, а вишня еще ... .
Шар лёгкий, а пушинка еще ... .

§ «Ответь на вопрос как?»:

утром светло, а днём еще... .

осенью холодно, а зимой еще ... .

поезд идет быстрее, а самолёт летит еще … .

§ «Объясни, почему так называется?»:
рыболов - …, пчеловод - …, землекоп - … .

§ «Придумай одно слово вместо двух»:

снег чистит - …, трубы укладывает - …, сам ходит - … .

Формирование грамматических значений:

§ дифференциация существительных, глаголов, прилагательных. Каждая часть речи соответствует с фишкой. Например: А - глагол, d - существительное, О - прилагательное. Логопед называет слова, дети поднимают соответствующий слову символ.

§ дифференциация значения рода. Детям предлагается отобрать картинки, о которых можно сказать он или мой, она или моя, оно или моё.

§ дифференциация грамматических значений одушевлённости и
неодушевленности. Дети должны подобрать картинки или слова, которые отвечают на вопрос кто? затем на вопрос что?

§ игра «Волшебное дерево»: на макете дерева изображаются символы различных частей речи. Детям предлагается придумать слова, которые растут на одном дереве с данным словом. Например, слово «яблоко» - со словами «зеленое, красное, ароматное», «растет, зреет, падает, гниет, желтеет», «едят, режут, кусают, сушат, варят».

Аналогично можно провести игру «Волшебная поляна», «Удивительный аквариум» и т.д.

ПРИЛОЖНИЕ № 6

Наши рекомендации