Направление третье (обусловленное индивидуальными особенностями каждого учителя).

Два предыдущих направления вызваны скорее насущной необходимостью, потребностью человека качественно выполнять свою работу. Однако каждый учитель – индивидуальность. А это означает, что у каждого учителя может появиться свой, неповторимый интерес в рамках профессиональной деятельности, та проблема, которую решить интересно, а главное важно для себя самого. У учителя появляется «своя тема». Результатом работы по теме может стать, конечно же, широчайшая эрудиция в области существующих решений данной проблемы (например, учитель, заинтересовавшийся коллективными способами обучения, изучает и осваивает практически все, что существует по данному вопросу). Но можно найти и свое авторское решение проблемы. Так рождаются авторские учебные программы, образовательные технологии, неповторимые методики педагогической диагностики, оценивания и т.д. Возможно, приведенная ниже таблица поможет сделать Вам первый шаг на пути самообразования.

Литература для самообразования учителя

Таблица

Направление Рекомендуемая литература
1. Направление первое (обусловленное типичными профессионально-педагогическими задачами)
1.1. Проблема дисциплины Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М., 1997.
1.2. Проблема взаимодействия Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Красноярск-Москва, 2001.
1.3. Проблема демократизации Тубельский А.Н. Правовое пространство школы. – М., 2001.
1.4. Проблема развития умений управлять собой. Вураско Л.Ю. Опыт ученичества. – М., 2000. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб., 2002.
1.5. Проблема воспитания Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред.Н.Е.Щурковой. – М., 1998.
1.6. Проблема педагогической поддержки Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. – Педагогика поддержки. – М., 2001.
2. Направление второе (обусловленное современными особенностями работы учителя).
2.1. Выбор образовательных программ Выбор в современной школе/Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб., 2002.
2.2.   Современные образовательные технологии Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000. Новые педагогичесие и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. Технологии развивающего обучения/Под ред. Г.Д.Кирилловой. – СПб., 2002.
2.3. Проблема гуманизации Глассер У. Школы без неудачников. – М., 1991. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М., 2002. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2000.
2.4. Изменение оценочной деятельности учителя. Педагогическая диагностика. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. – СПб., 2000. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 1999. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка./Под ред. Е.Д.Божович. – М.,1999. Цукерман Г. Оценка без отметки. – М.- Рига, 1999.  
3. Направление третье (обусловленное индивидуальными особенностями каждого учителя).
3.1 Инновационная деятельность учителя Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). – СПб., 1997. В.А.Сластенин, Л.С.Подымова. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.


Исследование педагогической деятельности и самостоятельное обнаружение педагогом своих профессиональных ограничений или, как выразился П.Г.Щедровицкий, умение "дисквалифицироваться", усомниться является одним из важных мотивов, побуждающих усваивать новые идеи. Чем выше уровень развития рефлексии учителя, тем выше его способность к изменению собственной системы установок адекватно меняющейся ситуации. Рефлексивная деятельность позволяет педагогу не только осознать свою профессиональную деятельность, но и осуществить переход их позиции "реагирования" в позицию "самоорганизации". Он должен учиться себя учить: определять границы своего знания (незнания) и самому находить условия для преодоления собственных ограничений в педагогической деятельности, развивая свою профессиональную мобильность.

Современные тенденции развития системы образования привели к тому, что в последние годы идет интенсивный процесс обновления содержания образования, осуществляется переход от унитарного к вариативному образованию. Школы, самостоятельно разрабатывая образовательные программы, выбирают цели, стратегию своего развития и методы работы. Перед учителями встает проблема выбора педагогических концепций, технологий, методик, учебников. Для решения этой проблемы необходимо найти такие механизмы, которые помогали бы педагогам осваивать новое содержание образования, новые методы и формы учебной работы.

Школа является открытой системой, а внешняя среда является постоянным источником обновления содержания образования. Наиболее распространенными каналами внешнего информирования учителей школы остаются методические журналы по тому или иному предмету, научно-методические пособия и сложившаяся система повышения квалификации учителей через курсы, семинары, открытые уроки. Однако время диктует необходимость создания единого информационно-образовательного пространства, которое включает: создание виртуальных библиотек; информационных баз данных; виртуальных дискуссионных клубов; консультационных центров; каталогов всех образовательных курсов для разных типов учебных заведений и разных категорий пользователей.

В настоящее время можно говорить о появлении новых форм информационного сопровождения самообразования учителя. Прежде всего, это относится к организации сетевого взаимодействия, которое направлено на профессиональный рост учителя. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 1989 году в рамках поискового экспериментального проекта "Школьная электронная почта", именно тогда в нашей стране появилась первая экспериментальная учебная межшкольная компьютерная сеть MoSTNet (Moscow School Telecommunication Network). Широкое распространение в середине 90-х гг. получил метод телекоммуникационных проектов. Сегодня уже практически осуществляется:

· становление и развитие предметных виртуальных методических объединений;

· проведение дистанционных обучающих олимпиад по разным предметам;

· еженедельное электронное издание "Педсовет по средам";

· проведение различных сетевых мероприятий;

· проведение с видеотрансляцией в Интернет тематических семинаров по проблеме «Использование новых информационных технологий в преподавании школьных предметов».

В последние годы уже накоплен определенный опыт организации сетевой учебной работы:

- телекоммуникационных викторин, олимпиад, турниров и конференций;

- сетевых учебных проектов;

- телекоммуникационных учебных курсов, не получивших пока еще широкого распространения из-за нехватки квалифицированных педагогов и методистов.

В апреле 2000 года была создана Федерация Интернет Образования, ее официальный адрес в Интернете – http://www.fio.ru, целью которой является обучение учителей и управленцев образования информационным технологиям.

В Санкт-Петербурге региональной молодежной общественной организацией развития информационных технологий была создана Открытая Лаборатория (http://openlab.spb.osi.ru), которая предоставляет возможность всем желающим получить базовые теоретические знания в области Web–технологий и попробовать создать собственный сайт на практике. На сайте собрана в библиотеку литература, методические руководства и технические описания, а также действует Информационно-Консультационная Служба, которая дает возможность виртуальным слушателям получать ответы на возникающие вопросы, решать проблемы, связанные с успешным освоением новых технологий.

Учителя могут принять участие в работе культурологического клуба, созданного на базе Интернет-центра Самарского государственного университета (http://www.uic.ssu.samara.ru/-cclub), целью которого является осмысление Интернет как явления культуры, а также проведение широких компаративистских исследований в традиции «диалога культур».

Широкое распространение получает возможность виртуального посещения музеев, причем не только российских. Известен проект «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», где представлены редчайшие произведения, например, работы Диего Веласкеса (htt://www.hermitage.ru/vistavki/1997/velas/velas.htm), виртуальный музей Пикассо (http://www.tamu.edu/mocl/picasso/plan8.html) и др.

Использование компьютерной связи позволяет осуществлять полноценную информационную поддержку самообразования учителей, в первую очередь, за счет того, что предоставляет обширную информацию по интересующей проблеме, позволяет установить контакт с единомышленниками и организовать общение и обмен опытом.

Учителя, имеют возможность получать по электронной почте информацию о выставках и об олимпиадах, о новых нормативных документах и книгах. В сети проводится обмен методическими материалами, организуются дискуссии по самым разным вопросам методического плана. Создана система, помогающая учителю ориентироваться в многообразии учебников и учебных пособий.

Как известно, переход к вариативному образованию вызвал резкое увеличение номенклатуры учебной литературы, используемой на уроках в школах. Ежегодно выпускается свыше 3000 наименований учебной литературы. В результате школы и учителя столкнулись с проблемой выбора учебников: среди сотен книг надо найти такие, которые в наибольшей степени соответствуют избранной школой образовательной программе и требованиям федеральных образовательных стандартов. Для оказания помощи учителю в выборе учебников и формировании соответствующего учебно-методического комплекса создана система информационно-методического обеспечения. В основе системы лежит база данных учебной литературы, содержащая сведения об используемых в школах учебных программах и учебниках. База данных публикуется в Интернете, и таким образом доступ к ней получают все заинтересованные лица, от работников органов управления до учителей и родителей.

Система включает также:

· методические материалы, подготовленные специалистами методических центров и институтов повышения квалификации работников образования;

· средства формирования заказа на учебную литературу;

· отчеты и аналитические справки по результатам заказа учебников.

База данных по учебной литературе включает около 1000 наименований учебных пособий и более 250 учебных программ, по которым ведется обучение в образовательных учреждениях.

Понятно, что лишь учитель, владеющий информационными технологиями, может воспользоваться услугами информационно-методического обеспечения, даже при наличии компьютеров в школе.

Кроме того, использование телекоммуникационных систем открывает новые возможности для переосмысления и модификации традиционных форм учебной работы, а также и для создания совершенно новых технологий.

Как показывают исследования, учителя из всех форм информационного сопровождения самообразовательной деятельности особо выделяют профессиональное общение, возможность обмена опытом, обсуждения своих и чужих идей и наработок. В основе работы телекоммуникационных сетей лежит именно общение учителей друг с другом. При этом сетевое общение, несмотря на его внешнее сходство с традиционным, имеет свои специфические особенности. Сетевые методические объединения не имеют территориальных границ, поэтому учитель-предметник получает возможность обратиться к своим коллегам и к сетевому методисту с любым вопросом по электронной почте в любое удобное для себя время.

Работа методических объединений в сети должна разумно сочетаться с традиционными формами работы, она может рассматриваться лишь как дополнение к ним, а не как альтернатива. Конечно же, "виртуальное" сетевое общение не может заменить реальное, «живое» общение. В то же время, сетевое методическое объединение позволяет облегчить рутинную организационную работу и процесс информирования учителей, организовать общение учителей (в форме личного общения, консультаций, семинаров и конференций), а также реализовать новые формы учебной работы с использованием специфических возможностей глобальной компьютерной телекоммуникации.

Постоянная оперативная связь учителей-предметников с коллегами и методистом помогает складываться профессиональному сетевому сообществу педагогов, а также позволяет, открыто решать многие профессиональные вопросы. Методические находки и наработки каждого из работающих учителей становятся общим достоянием всех преподавателей, оперативно получают проверку и апробацию коллег. "Сетевое профессиональное сообщество", может рассматриваться в качестве посредника между педагогами и органами просвещения.

Несмотря на многообразие перечисленных возможностей интернет-технологий для самообразования учителя перечень навыков, которые необходимо иметь учителю для активного их использования, минимален. Их всего четыре: поиск информации в Сети, работа с электронной почтой, общение в реальном режиме времени, предоставление собственной информации в виде веб-документов и ее размещение в Сети.

Решение перечисленных выше задач возможно, если формирование информационных умений учителя будет являться обязательным компонентом системы повышения квалификации, переподготовки учителей, а учитель обретет понимание необходимости их использования в реальной школьной практике. Для этого необходимо "построить" такую систему методической поддержки самообразования педагогов, которая способствовала бы освоению учителями-предметниками современных телекоммуникационных технологий.

Одной из форм информационного сопровождения самообразования учителя может выступает создание Информационных центров в образовательных учреждениях. Основными задачами функционирования Информационного центра являются задачи организации, перераспределения и управления информационными потоками, как внутри учреждения, так и за его пределами. Эффективная работа центра обеспечивается созданием системы сбора, обработки и распространения информации (см. табл.).

Примерное содержание и способы предъявления информации для самообразования учителей

Таблица

Содержание информации для учителей Источники
· Новые достижения в педагогической, психологической, философской науках. · Новинки художественной литературы, выставки художественных галерей, музеев. · Премьеры спектаклей · Обзоры результатов научных исследований (в том числе в электронном виде) · Виртуальные музеи, виртуальные студии. · Рекламные буклеты
· Содержание обучения в школе (т.е. учебный план, учебная программа). · Перспективы развития системы образования. · Публикации в серии «Методическая библиотека» · Создание банка данных по методическим материалам, технологиям и средствам государственных образовательных стандартов;
· Деятельность кружков и факультативов. · Организация внеклассной работы (программы экскурсий, годовой круг праздников, программа посещения музеев и театров и т.д.). · Деятельность школы во второй половине дня. · Справочные пособия · Открытые уроки в районе · Педагогические чтения · Информационные брошюры «Годовой круг праздников и традиций»
· Достижения учителей. · Достижения учащихся. · О результатах итоговой аттестации учащихся по предметам. · Контроль и оценка. · Издание специальных журналов на уровне города, района, школы. · Конкурс на лучшего учителя года · Электронные конференции  
· Состав учебно-методического комплекса. · Виды технологий, используемых в той или иной образовательной программе · Способы учета достижений учащихся · Проектирование учебных программ   · Научно-методическая литература · Методические советы · Методические объединения, в том числе виртуальные · Методические семинары учителей предметников · Обобщения передового педагогического опыта · Информационный периодический бюллетень школы. · Банк диагностических методик · Электронная библиотека (электронные книги, справочные файлы, словари) · Создание информационно-справочной системы: «Новые информационные технологии в образовании; «Новые способы учета достижений школьников» и др.

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. Пед.вузов и системы повыш. квалиф.пед.кадров /Е.С.Полат и др. Под ред Е.С.Полат. – М., 2000. – 272 с.

В книге учителя познакомятся с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания. Аналогами данного пособия являются два курса дистанционного обучения, разработанные той же группой авторов: «Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования» и «Новые педагогические технологии», размещенные в сети Интернет по адресу: http://www/ioso.iip.net/distant.

2. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие /Под ред. Е.С.Полат . – М., 1998. – 192 с.

В пособии рассмотрены основы дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций. Даны практические рекомендации по разработке занятий дистанционного обучения на примере готовых курсов по иностранным языкам, истории, а также курсов повышения квалификации учителей.

3. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. – СПб., 2001.

Книга в очень доступной форме знакомит с дидактическими возможностями компьютерной коммуникации на основе Интернет-технологий: электронная почта, коммуникации в режимах «off-line» (асинхронной связи: телеконференции; работа с электронными банками информации и др) и «on-line» (синхронной связи: форум, чат, поиск, анализ и систематизация материалов Глобальной сети), в ней также предлагается трактовка наиболее часто употребляемых терминов из области Интернет-технологий.

В таблице 22 представлены адреса сайтов, которые могут оказаться Вам полезными.

ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА В INTERNET

Таблица 22

№   Описание   Адрес  
1.   Образовательная сеть Северо-Запада. Информация о школах северо-западного региона, полезная информация для учителей (о новых образовательных проектах), учеников (олимпиады и конкурсы), некоторые образовательные материалы www.spin.nw.ru/index/html
2.   Российское школьное образование в Internet.Самая полная коллекция ссылок на образовательные ресурсы.   top.izmiran.rssi.ru/lyceum/main/ teachers/links/inde.php
3.   «Вестник образования», электронная версия. Ссылки на большое количество электронных журналов, представляющих интерес для преподавателей и руководителей образовательных учреждений.   www/informika.ru/text/magaz/
4.   Учительская газета   www.ug.ru  
5.   Педагогическое издание «1 сентября». Подборки статей по самым разнообразным предметам.   www.1september.ru
6.   Сайт Министерства образования РФ   www.ed.gov.ru  
7.   Коллекция специализированных сайтов по психологии   www.PsyCatalog.ru
8.   Сервер школьного образования в Санкт-Петербурге   www.nit.spb.ru
9.   Образовательная сеть северо-запада   www.education.spb.ru
10.   Центр «Гуманитарные технологии» МГУ   www.ht.ru

Одним из способов самообразования является выполнение учителем исследования.

Рассмотрим самообразование учителя в контексте исследовательской деятельности. Общая логика исследования работающего педагога может быть представлена следующей схемой:

- определение цели исследования, выделение исследуемой проблемы;

- рассмотрение условий, необходимых для достижения цели;

- принятие решения о выборе пути деятельности;

- реализация поставленных исследовательских задач;

- самоанализ и оценка собственных успехов и неудач в достижении цели и решении исследовательской проблемы, а также формулирование выводов о направлении деятельности в рамках следующих исследований.

- Факторы, связывающие между собой отдельные элементы этого процесса, - это, прежде всего, осознание цели и значимости выбранной исследовательской проблемы, видение путей ее решения, воля к реализации принятых решений и самоконтроль, осуществляемый с долей самокритики.

Современное образовательное учреждение предоставляет широкие возможности для выбора учителем формы проведения собственного исследования. В этом ряду могут быть названы: работа над индивидуальной методической темой, участие в опытно-экспериментальной работе разного уровня (индивидуального, локального, регионального, федерального), выполнение диссертационного исследования. Следует отметить, что перечисленные формы исследования являются одновременно и формами повышения профессиональной квалификации педагогов, они могут осуществляться как индивидуально и коллективно, так и массово в рамках одного образовательного учреждения.

К индивидуальным формам исследования могут быть отнесены работа над методической темой и выполнение диссертационного исследования на материале и базе образовательного учреждения. Методическая тема педагога традиционно являлась формой самообразования и повышения квалификации одновременно. Однако, к сожалению, необходимо констатировать, что эта форма работы практически отсутствует в современных образовательных учреждениях. Видимо объяснением этому может служить то, что в течение длительного времени учителям предлагалось выбирать индивидуальные методические темы в полной согласованности с методической темой школы, что не всегда совпадало с профессиональными личными интересами учителя. Сегодня ситуация изменилась и, в первую очередь, при выборе методической темы целесообразно руководствоваться другими мотивами, например, необходимостью решения конкретной проблемы образования, расширением информированности в профессионально важных вопросах, ознакомлением с результатами исследований в области психологии, педагогики, методики и др. Выбор проблемы для исследования в процессе работы над методической темой целесообразно сопровождать заполнением каждым педагогом «Визитной карточки методической темы» (см. табл.), что позволяет ему на начальном этапе уяснить общую логику работы:

Наши рекомендации