Классификация по источнику знаний

Источников три: слово, наглядность, практика. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. (Есть классификации по которым работа с книгой включается в словесный метод).

Практичес- Наглядный Словесный Работа Видеометод
кий метод метод метод с книгой  
Опыты, Иллюстрация, Объяснение, Чтение, изуче- Просмотр,
упражнения, демонстрация, разъяснение, ние, рефериро- обучение,
учебно-производи-   рассказ, вание, беглый упражнения
тельный труд наблюдение беседа, просмотр, под контро-
  учащихся инструктаж, цитирование, лем «элек-
    лекция, изложение, тронного
    дискуссия, составление учителя»,
    диспут плана, конспек- контроль
      тирование  

Классификация методов обучения характеру познавательной деятельности

Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся.

Методы:

— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

— репродуктивный (восприизводящий);

— проблемное изложение;

— частично- поисковый (эвристический);

— исследовательский

Методы проблемного обучения:

— проблемное изложение;

— частично - поисковый (эвристический);

— исследовательский

Выделяют

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Источники   Словесные Наглядные Практические Логика   Индуктивные и дедуктивные Мышление   Репродуктивные и проблемно-поисковые Управление   Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
  Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
           

Методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контролъно-коррекционную.

Программированное обучениеподразумевает значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных (технических) средств. Применяемые в данном обучении методы можно разделить на методы предъявления информации, выполнения программированных заданий, контроля и коррекции.

Формы обучения

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся ( массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные); особенностями отдельных учебных процессов ( лабораторная работа…); местом и временем учебной работы учащихся

(урок, домашняя работа, экскурсия и др).

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения

Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе.

Классно-урочная система, разработана в XVII в. Я. А. Коменским и описанная им в книге "Великая дидактика".

С появлением первых университетов зародилась лекционно-семинарская система обучения и т. д.

Все многообразие организационных форм делят на основные, дополнительные и вспомогательные.

Основная форма обучения в общеобразовательной школе - урок.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия овладения основами изучаемого предмета, развития личности учащегося.

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку получила классификация уроков по дидактическим целям. Выделяются следующие типыуроков:

— изучения новых знаний;

— формирования умений и навыков;

— обобщения и систематизации изученного;

— контроля и коррекции знаний, умений;

—комбинированные (смешанные);

Подструктурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Дополнительные формы организации обучения в среднем обшеобразовательном учреждении являются: дополнительные занятия, домашняя работа, лекция, семинар ит.д.

Вспомогательные формы организации обучения: факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Наши рекомендации