Следует обратить внимание и на то что корневая система лука или салата располагается в верхней части почвенного слоя а морковь имея стержневую корневую систему проникает значительно глубже.

1) две 2) три 3) четыре 4) пять

Задание 7

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Она была больная гриппом, поэтому мы отложили поездку.

2) Оказалось, что он способен к музыке, и его отдали учиться в консерваторию.

3) В тестах были два и более варианта ответа.

4) В полутораста километрах от областного центра находилась деревушка Сергеево, куда мы собирались заехать на обратном пути.

Задание 8

Прочитайте предложения и выполните задания.

А. Между прочим, Хлестаков, герой гоголевского «Ревизора», желая поразить воображение чиновников и говоря, что ест суп, который под крышкой прибыл из Парижа, имел в виду именно консервы.

Б. Наполеон Бонапарт сразу понял, что техническая новинка имеет и стратегическое значение, и сделал огромный государственный заказ.

В. Ровно 200 лет тому назад парижский повар Франсуа Аппер открыл способ хранения продуктов в герметичных банках.

Г. Согласно историческим документам в меню французского солдата входили мясной и овощной супы, пюре из фасоли с шампиньонами и – без десерта никак нельзя – клубничное пюре.

Д…

1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Г, Б 2) В, Б, Г, А 3) А, В, Б,Г 4) В, Г, Б,А

2. Какое из предложений должно стоять на месте пропуска пятого предложения текста? (предложение Д)

1) Мы не можем сегодня без консервов представить свою жизнь.

2) Так что консервы в России уже были известны современникам Н. В. Гоголя.

3) Комедия Н.В. Гоголя известна как первая общественная комедия.

4) Ф. Аппер – изобретатель консервов.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1) который прибыл

2) имеет значение

3) открыл способ хранения

4) в меню входили

4. Укажите верную характеристику предложения А:

1) сложносочиненное предложение

2) простое, осложненное обособленными членами предложения

3) сложноподчиненное предложение

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

5. В каком предложении есть производный предлог?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

6. Укажите значение слова ПОРАЗИТЬ (предложение А)

1) разбить, победить

2) причинить ущерб здоровью

3) сильно удивить

4) огорчить, расстроить

Работа с текстом

1. Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, поэтому и ощутить его также трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. 2. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. 3. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. 4. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. 5. И во всех этих случаях используется язык.

6. Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез и люди потеряли способность общаться друг с другом. 7. Пусть не навсегда, а только на день-два. 8. Что ожидает нас?

Задания.

1. Определите стиль и тип речи

1) художественный, описание

2) публицистический, описание

3) научно-популярный, повествование

4) публицистический, повествование с элементами описания

2. Найдите во втором предложении словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ?

3. Какой частью речи является слово ОТТОГО в третьем предложении?

4. Найдите в первом предложении слова, образованные приставочным способом.

5. Сколько грамматических основ в предложении 2?

6. Найдите в тексте бессоюзные предложения.

7. Определите типы придаточного предложения в 1-м предложении.

Задание типа С

Напишите сочинение-эссе по проблеме, поставленной автором текста.

Работа № 10

I. Орфография

Правописание гласных в суффиксах существительных, прилагательных и глаголов

Справка № 1

Суффиксы существительных

-ЧИК- -ЩИК-
После д-т ж з-с Извозчик, перебежчик В остальных случаях Каменщик, сварщик
-ЕК- -ИК-
Если при склонении выпадает гласный Кусочка - кусочек Если при склонении не выпадает гласный Ключика – ключик, мячика - мячик

Суффиксы прилагательных

-К- -СК-
1. В прилагательных, имеющих краткую форму: резок – резкий 2. В прилагательных, образованных от существительных с основой на –К, -Ч, -Ц:казак – казацкий, ткач– ткацкий, немец - немецкий Во всех остальных случаях Белорусский, январский ЗАПОМНИ: -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ЧАТ- Находчивый, совестливый, матерчатый

Суффиксы глаголов

-ОВА- (-ЕВА-) -ЫВА- (-ИВА-)
Если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего вр. –УЮ (-ЮЮ) (я) беседую – беседовать (я) воюю - воевал Если в 1-м лице ед. ч. наст. или буд. вр. –ЫВАЮ (-ИВАЮ) (я) настаиваю – настаивал (я) опаздываю - опаздывать


Задание

Словарный диктант.

Перевод….ик в арми…, крепкий ореш…к, маленький котеноч…к, искус(?)ный камен…ик, казац….ая сабля, дерз…ий ответ, присутств….вал на открыти… выставк…, воспит…вать детей, проветр…вать класс, скольз….ая дорога, француз…кая литература, развед…ик на задани…, груз…ик в магазин…, слепил комоч…к, новый фонар…к, флот…кий борщ…, уклонч…вый ответ, засушл…вый год, половинч…тое решени…, доклад…вать об успеваемост…

Справка № 2

Правописание наречий

1. Суффикс –Апишется после приставок ИЗ-, ДО-, С-: издавна, досуха, сначала

2. Суффикс –Опишется после приставок В-, НА-, ЗА-: влево, насухо, засветло.

3. В наречиях на шипящую пишется Ь: сплошь, вскачь, настежь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж

4. В отрицательных наречиях под ударением пишется НЕ-, без ударения НИ-:нЕгде – нигдЕ

5. Раздельное написание наречных выражений:

1) сочетание предлогов с существительными, имеющими наречное значение: без удержу, до отвала, на бегу

2) сочетание с предлогами, если существительное сохраняет падежные формы: за границу, на корточки, на совесть

3) сочетание предлога «В» с существительным на гласную: в открытую, в обрез, в упор.

6. Слитное написание наречных выражений:

1) наречия, образованные путем соединения предлогов – приставок с краткими и полными прилагательными, наречиями, числительными (кроме предлога ПО-: по двое, по трое): сгоряча, заново, вовсю. Исключения: на боковую, на мировую, на попятную.

2) Наречия с пространственным и временным значением: вниз, вверх, вовремя, вдаль

3) Наречия, образованные от имен существительных с предлогом-приставкой: навстречу

4) Наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлога-приставки: впотьмах, вдребезги.

Задание 1

Спишите текст, расставьте знаки препинания и выполните задания.

(В) четвером мы (не) торопливо шли по лесной тропинке которая пов…рач…вала то (в) прав… то (в) лев… Мы предп…л…..гали что она (не) пр…ме…но вывед…т нас к речк… с пр…красн…м песча…ым пляж…м.

Но вот тропа ра…двоилась. Одна доро…ка в…ла (в) глубь леса другая пошла через луг.

Мы то (же) решили разделит(?)ся (по) двое мы хотели проверить какой путь короче к речк…. Мы с Костей решили идти через луг (в) тайне надеясь что скорее доб…ремся до прохладной воды. Но вопреки нашим надеждам этот путь оказался дли…ее.

Уставш… разомлевш… от жары мы подошли наконец к речк… когда наши друзья уже (в) доволь наплававшись заг…рали на песочк… (С) разбегу мы бросились в воду. (Без) устали ныряли и плавали насл…ждаясь прохладой.

1. Определите способ образования наречий: НЕТОРОПЛИВО, ВЧЕТВЕРОМ, ВТАЙНЕ.

2. В первом абзаце найдите слова, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков.

3. Найдите слова, соответствующие данной грамматической характеристике:

1) причастие, действительное, совершенного вида

2) деепричастие совершенного вида

3) существительное, употребляющееся только в единственном числе

4) глагол будущего времени в единственном числе, в 3-м лице

5) прилагательное в сравнительной степени

Задание 2

Найдите предложения с ошибкой в употреблении наречия?

А. 1) Он слушал на уроке более внимательно.

2) Ты сделал работу лучше всех.

3) Мой брат рисует хуже меня.

4) Я стараюсь писать более красивее.

Б. 1) Лес шумит дружней.

2) Пиши более разборчивее.

3) Говори немного медленнее.

4) Ты отвечал лучше всех.

II. Пунктуация

Бессоюзное предложение

Справка № 1

Предложения в составе сложного бессоюзного разделяются:

1) ЗАПЯТЫМИ, когда предложения невелики по объему и тесно связаны по смыслу

2) ТОЧКОЙ С ЗАПЯТОЙ, если части более распространены и не так тесно связаны по смыслу.

Тире в бессоюзном сложном предложении
  Значение Можно вставить союзы
Семь раз отмерь – один раз отрежь. противительное а, но
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Быстрая смена событий И
Взойдет красно солнышко – прощай, светел месяц. временное Когда
Лучше вспашешь – больше хлеба возьмешь. условное Если
Молвит слово – соловей поет. сравнительное Как, словно
Мелкий дождик сеет с утра – выйти невозможно. следственное Поэтому, следовательно
   
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. причинное Потому что, так как
В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. пояснительное А именно, как-то
Сами видите: все вокруг в могущественном движении. дополнительное Что, как
Посмотрю на юг: нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. дополнительное (и вижу), что, как

Задание 1

Спишите бессоюзные предложения в следующем порядке:

1) где между частями стоит запятая

2) где стоит тире

3) где стоит двоеточие. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Выйдем сегодня тропою в поле волны пшеницы тянутся ввысь.

2. От костра столбом поднимался дым красный свет прыгал по земле неровными пятнами.

3. Все произошло без помехи он перелез через плетень и скрытно пробрался в беседку.

4. Он пробовал пошевелить левой рукой она не двигалась.

5. В декабре радио принесло известие начался разгром фашистов под Москвой.

6. Он вышел на улицу ни одного огонька в окнах тишина.

7. Прислушаешься птицы поют, приглядишься сонные капли росы на траве и цветах.

8. Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.

9. Облако идет по небу озеро блестит в лучах восходящего солнца нивы обливаются золотом.

Задание 2

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Будет овца – будут и волки.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

Задание 3

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наши рекомендации