Схема анализа занятия логопеда

1. Место данного занятия в системе занятий по теме.

Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

2. Правильность постановки цели и задач занятия.

Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.

3. Организация занятия

Количество детей, их поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, количество и качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия.

Основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, взаимосвязь этапов занятия, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия.

Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии.

Активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда.

Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.

8. Результаты занятия.

Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).

9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.

Приложение 5.

План анализа образовательной программы

1. Программа, название.

2. Теоретическое обоснование программы.

3. Характер программных целей.

4. Возрастная дифференциация программных задач.

5. Методическая обеспеченность.

6. Связь с традиционными программами. Своеобразие.

7. Содержание работы с детьми разного возраста.

8. Наличие критериев оценки достижений детей.


Литература

  1. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
  3. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова М.: Владос, 2006. – 336 с.

4. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями.- СПб.: КАРО, 2005. – 281 с.

  1. Логопедия: учебник для студ. дефектол.фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой М.: Владос, 2007. – 703 с.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
  3. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 399 с.
  4. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. / М. А. Поваляева Феникс 2006. – 445 с.

Наши рекомендации