Общее (максимальное) количество баллов – 100.

1-й уровень: шесть заданий – 30 баллов.

2-й уровень: два задания – 30 баллов.

3-й уровень: одно задание – 30 баллов.

4-й уровень: ораторская речь – 10 баллов.

В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.

В ходе выполнения работ участникам олимпиады не разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой справочной литературой, текстами художественных произведений, хрестоматиями, учебными пособиями, вспомогательными таблицами и гаджетами.

Время написания работы – 4 астрономических часа (10.00-14.00) письменный тур + устный тур: конкурс ораторского мастерства (участие является обязательным; балл за устное выступление суммируется с баллом за письменную работу).

Протоколы жюри по предмету, рейтинг победителей и рейтинг призёров публикуются организатором Республиканского этапа олимпиады на его официальном сайте на сайте Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования http://www.donippo.org/ не позже, чем через три дня после проведения олимпиады. В течение сутокпосле оглашения предварительных результатов участник олимпиады имеет право подать заявление в апелляционную комиссию.Предметом апелляции может быть только объективность оценивания заданий. По вопросам содержания и формы заданий олимпиады, критериев оценивания апелляции не принимаются и не рассматриваются! Заявление в произвольной форме подаётся на имя председателя апелляционной комиссии. В заявлении обучающийся должен указать причину апелляции и конкретный вопрос, который является предметом апелляции. Заявления от других лиц, в том числе от близких родственников и учителей, не принимаются и не рассматриваются! Участник олимпиады имеет право ознакомиться со своей работой в присутствии представителей жюри и оргкомитета. Во время ознакомления с работой запрещается делать пометки, записи, исправления в проверенной работе, выносить её из комнаты, где проводится апелляция.

Участниками данной процедуры являются только апеллянт и члены апелляционной комиссии. Другие лица, в том числе близкие родственники и учителя, не могут принимать участия в апелляции.

С целью самопроверки и самооценки, а также составления дорожных карт, индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com будут размещены варианты эталонных ответовна задания заключительного этапа олимпиады.

С целью мотивации участия в Республиканской олимпиаде обучающихся общеобразовательных организаций ДНР по русскому языку рекомендуем по желанию обучающихся выставить оценки за выполнение олимпиадных заданий в журнал.

Примерная сетка перевода баллов в отметки по 5-балльной шкале:

Количество баллов, полученных за выполненную работу Отметка Вербальная оценка
100 – 70 баллов отлично
60 – 50 баллов хорошо

Список рекомендованной литературы для подготовки обучающихся к Республиканской олимпиаде (может включать в себя как учебники, так и научно-популярную литературу, сборники задач, справочные издания и т.п.).

Литература для учителя.

  1. Журнал Русский язык и литература для школьников №1 / 2007. с. 29, №2 / 2007. с. 33.
  2. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6 / 2007.с. 38.
  3. Введенская, Л.А. От собственных имен к нарицательным: Кн. для учащихся ст. классов / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
  4. Введенская, Л.А. Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. – М.: Новая школа, 1996. – 112 с.
  5. Ю.Г. Кадькалов. Начальный курс науки о языке. Книга 2. Русский язык. Очерки истории. Саратов: «Научная книга». 2002.
  6. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. – Москва: Айрис-пресс, 2006.
  7. Казбек-Казиева, М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5 - 11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
  8. Казбек-Казиева, М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5- 11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192 с.
  9. Колесов, В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: просвещение, 1982. – 191 с.
  10. Колесов, В.В. Язык города: Науч.-попул. – М.: Высш. шк., 1991. – 192 с.
  11. Лингвистические задачи. М., 1983.
  12. С.И. Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
  13. Б.Н. Норман. Русский язык в задачах и ответах. – Минск. ООО “Новое знание” 2004.
  14. Норман, Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Мн., 1989.
  15. Одинцов, В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.
  16. Олимпиады по русскому языку и литературе /Е.Е. Долбик [и др.]. – Минск: Бел.ассоц. “Конкурс”, 2007. – 304 с.
  17. Олимпиады по русскому языку: Пособие для учителя/Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик, О.А. Облова и др.; Под ред. П.П. Шубы. – 2-е изд. – Мн.: "Экоперспектива", 2000. – 316 с.
  18. Сергеев, В.Н. Новые значения старых слов: Кн. для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1979. – 158 с.
  19. Служевская, Т.В. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – СПб.: Тускарора совместно с фирмой “РиД”, 1997. – 256 с.
  20. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. М., 1989.
  21. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы / авт.-сост. Н.В. Шахова, В.Г. Миронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 188 с.

Литература для обучающихся.



  1. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. Для внеклас. чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Голанова Е.И. Как возникают названия: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с. 29, №2 / 2007. с.33.
  4. Казанский Б.В. Приключения слов. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
  5. Казбек-Казиева М.М.. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. – Москва: Айрис-пресс, 2006.
  6. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – СПб.: Азбука-классика,2007 – Серия «Русская словесность».
  7. Колесов В.В. Старая пословица недаром молвится. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
  8. Кондратов А. Письмена мертвые и живые. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
  9. Кондратов А. Земля людей – земля языков. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность».
  10. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Знак: Языки славянских культур, 2007.
  11. Леонтьев А. Путешествие по карте языков мира. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  12. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.
  13. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. – Ростов н/Д, 2007.
  14. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Русское слово, 2000.
  15. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб., Азбука, 2007 – Серия «Русская словесность».
  16. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – СПб., Азбука, 2005 – Серия «Русская словесность».
  17. Норман Б.Н. Русский язык в задачах и ответах. – Минск. ООО “Новое знание” 2004.
  18. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. 2008. Серия - Твой кругозор.
  19. Пасхалов А.П. Удивительная этимология – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.– (О чем умолчали учебники).
  20. Пересветов Р. Тайны выцветших строк. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность».
  21. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. – М.: Дрофа, 2000.
  22. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. – М., 2000.
  23. Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
  24. Суслова А.В. О русских фамилиях. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
  25. Улуханов И.С. О языке Древней Руси – М.: 1972.
  26. Успенский Л.В. Слово о словах – М.: АСТ, Зебра Е, 2009.
  27. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся. М.: – Интерпракс, 1994.

Сборники с заданиями

  1. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  2. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. – М.: Издательство «Индрик», 1995.
  3. Задачи лингвистических олимпиад. 1965-1975 / ред.-сост. В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М.Е. Алексеев. – М.: МЦНМО, 2006
  4. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Львова С.И. Русский язык. 7 кл.: пособие для учащихся – М.: Дрофа, 2005 – Серия «За страницами школьного учебника».
  6. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учеб. пособие – М.: Флинта : Наука, 2006.
  7. Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  8. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. – М.: Просвещение, 2009.
  9. Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М., «Просвещение», 2008 – Серия «Пять колец».
  10. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Кн. для учащихся 5-7 кл. – М.: Просвещение, 1989.

Наши рекомендации