Диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего преподавателя

Содержание подготовки Показатели оценки подготовленности преподавателя Баллы 0, 1, 2, 3
Научно-теоретическая подготовка
1. Знание теоретических основ науки преподаваемого предмета. 1. Ориентация в целях и задачах науки. 2. Владение основными закономерностями науки. 3. Оперирование научной терминологией.  
2. Знание методов науки преподаваемого предмета 1. Ориентация в многообразии методов научного познания. 2. Понимание сущности методов, используемых в науке. 3. Представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета. 4. Ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий. 5. Понимание логики науки.  
3. Знание истории развития науки и современных ее достижений. 1. Ориентация в истории научных открытий. 2. Понимание необходимости ее использования в процессе преподавания предмета. 3. Владение знаниями о современных достижениях науки и практики. 4. Представление о роли и месте использования этих знаний в обучении.  
Научно-методическая подготовка
1. Знание содержания образования студентов по учебному предмету. 1. Представление о роли учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития студентов. 2. Понимание целей и задач обучения студентов по учебному предмету. 3. Ориентация в учебных планах и программах преподавания учебного предмета. 4. Вычисление ведущих знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у студентов в процессе преподавания учебного предмета.      
2. Знание методов и приемов обучения учащихся по учебному предмету. 1. Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию обучения по учебному предмету. 2. Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения студентов. 3. Понимание сущности различных методов обучения студентов и специфики их использования в процессе преподавания учебного предмета. 4. Ориентация в новых методах и приемах обучения, в новых подходах к использованию традиционных методов обучения.      
3. Знание форм организации обучения студентов учебному предмету. 1. Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения студентов учебному предмету. 2. Ориентация в разнообразии и специфики различных форм организации обучения студентов учебному предмету. 3. Ориентация в новых формах организации обучения студентов учебному предмету, их сущности и условиях успешного использования в преподавании.  
4. Знание средств обучения студентов учебному предмету. 1. Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения студентов учебному предмету. 2. Понимание роли и функций средств обучения в активизации учебно-познавательной деятельности студентов и развития их интереса к учебному предмету, в решении других педагогических задач.  
Психолого-педагогическая подготовка
1. Знание психологических особенностей учащихся 1. Ориентация в психологических особенностях студентов и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. 2. Понимание роли психодиагностики в развитии студентов. 3. Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики студентов.  
2. Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития. 1. Понимание закономерностей познания. 2. Ориентация в компонентах учения, их сущности и логической взаимосвязи. 3. Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности студентов различных возрастных групп.  
3. Знание теоретических основ педагогики. 1. Понимание целей и задач педагогических взаимодействий со студентами в процессе их обучения, воспитания и развития. 2. Ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности и воспитанности студентов. 3. Представление о психологии уроков и характеристика занятий разного типа. 4. Ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них.  
4. Знание педагогических технологий. 1. Понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельности студентов и места преподавателя в этом процессе. 2. Владение приемами планирования и организация личного труда и учебного труда студентов. 3. Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности преподавателя в процессе профессионального обучения студентов. 4. Владение приемами педагогической техники.  




Обработка результатов:

К – общая профессиональная подготовка;

К1 – научно-теоретическая подготовка;

К2 – научно-методическая подготовка;

К3 – психолого-педагогическая подготовка;

S – сумма баллов.

диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего преподавателя - student2.ru

Оптимальный уровень – до 0,8 баллов;

Допустимый уровень – до 0,6 баллов;

Критический уровень – до 0,3 баллов.

Наши рекомендации