Иерархия потребностей, предложенная психологом Абрахамом Маслоу

Иерархия потребностей, предложенная психологом Абрахамом Маслоу - student2.ru

Думаю, медиация ровесников эффективна, потому что потребность в безопасной
школе заложена у каждого глубоко внутри. И эта потребность срабатывает.

Медиатор-учащийся старших классов.

При межличностных конфликтах поведение людей часто мотивировано стремлением
удовлетворить основные психологические потребности.1 В нашей истории, огорчение и
злость Эми были вызваны тем, что ее "бросил" Сидни. Ее потребности любви, безопасности
и контроля над своей судьбой не нашли удовлетворения. Находясь в состоянии дистресса,
она убедила себя, что, набросившись на Роксану, может в какой-то степени вернуть
потерянные любовь и уважение. Для Роксаны распространение слухов об Эми
мотивировалось ее собственными психологическими потребностями. Возможно, она
считала, что если она будет дразнить Эми, ровесникам это понравится, и они пригласят ее в
свою группу - это удовлетворило бы ее потребность в принадлежности и безопасности. Или
может быть, она хотела облегчить свое неосознанное чувство вины из-за того, что причинила
сопернице столько боли.

Этот третий параметр - психологические потребности - помогает понять, почему для
эффективного разрешения конфликтов столь важно учитывать чувство собственного
достоинства. Люди с высоким чувством собственного достоинства чувствуют себя уверенно.
Они воспринимают свои психологические потребности как естественные и исходят из того,
что эти потребности будут удовлетворены. Такие люди лучше переносят периоды, когда
потребности не удовлетворяются; их психика не столь восприимчива к угрозам со стороны
других. Если их обзовут ничтожеством, это, хотя и будет им неприятно, не заденет их
самооценки. Они исходят из того, что конфронтация - это проблема, относящаяся в равной
степени к ним самим и к оппоненту. Люди с высоким чувством собственного достоинства,
как правило, стремятся удовлетворять свои потребности, прибегая к методам наиболее
непосредственным и социальным. -

В то же время, индивидуумы с невысоким чувством собственного достоинства, в
течение долгих периодов времени не имеют возможности удовлетворить свои основные
психологические потребности. И постепенно они свыкаются с мыслью, что удовлетворение
этих потребностей совершенно необязательно. И подобно голодающему, защищающему
свой кусок хлеба, они очень легко провоцируются действиями других, если им кажется, что
те посягают на ту малую толику, которую они имеют. Если их обзовут "ничтожеством", они
постараются устранить ту угрозу, которую они в этом видят. Люди с невысоким чувством
собственного достоинства, как правило, стремятся удовлетворять свои потребности.
прибегая к методам опосредованным, поскольку методы непосредственные в прошлом не
срабатывали.

Какую же роль играет чувство собственного достоинства в нашем примере? Наверное,
у Эми невысокое чувство собственного достоинства, и уход Сидни лишь подтвердил (на
бессознательном уровне) ее подозрения, что она нелюбима. Эми хочет восстановить
справедливость и направляет свой законный гнев не на Сидни, а на Роксану, изобретая
сценарий, согласно которому именно Роксана виновата в происшедшем разрыве. Если бы у
Эми было больше развито чувство собственного достоинства, она, вероятно, не в такой мере
сердилась бы на Сидни и не стала бы искать для своего гнева иного объекта, чем сам Сидни.
Кроме того, смех Роксаны во время ответа Эми у доски, вероятно, не привел бы к столь
значительному огорчению Эми.

Детонаторы конфликта

Совокупность развития истории, эскалации и психологических потребностей ведет нас
к следующей важной характеристике - детонаторам конфликта. Детонатор конфликта -
это инцидент, который способствует кристаллизации конфликта, воплощению его в

____________________

1 Это - одна из причин, позволяющих решать конфликты между школьниками посредством медиации. Как
правило, ребята вступают в драку не из-за того, что кто-то распускает слухи, обзывает соперника или нечаянно
наступает товарищу на кроссовки. Они стараются удовлетворить свои социальные потребности признания или
контроля. Если они поймут, что межличностный конфликт не отвечает- их потребностям, то. скорее всего,
предпримут усилия для его мирного разрешения.

конкретную форму. Как мы уже заметили, спор (или конфликт) может иметь
внутриличностную природу, и стороны часто вовлечены в длительную (длящуюся,
возможно, неделями или годами) историю трений и взаимонепонимания. Детонаторы
конфликта "освобождают'" внутренние трения, накопившиеся у сторон, что приводит к
явному, а нередко и драматическому выражению конфликта между ними.

В школьной среде детонатором межличностного конфликта может послужить очень
многое: замечание, столкновение в узком коридоре, слухи и даже полное отсутствие
контакта. В нашем примере детонатором конфликта стал смех Роксаны во время ответа Эми
у доски.

Этот инцидент позволил девочкам освободить всю накопленную ими внутреннюю
энергию отрицательных эмоций.

Часто детонатор конфликта не имеет непосредственного отношения к основным
предметам спора. По-видимому, тот факт, что Роксана смеялась во время ответа Эми у
доски, не имел первостепенного значения для каждой из сторон, и этот небольшой инцидент
вполне можно было уладить, если бы стороны имели соответствующее желание. Но бывают
случаи, когда детонатор конфликта и источник конфликта совпадают. Если один школьник
начинает обзывать другого на почве этнической неприязни, и за этим следует драка, то
инцидент-детонатор и основной предмет спора идентичны.1

Восприятие

Важным фактором во многих межличностных конфликтах является разрыв между
ощущениями сторон и реальностью. Это происходит потому, что восприятие мира и
приписывание ему определенных качеств — процесс комплексный и очень субъективный.
Если одна школьница проходит с сердитым видом в коридоре мимо второй, последней
остается догадываться: а не кроется ли за этим взглядом осознанная угроза? Может, она
угрожает кому-то, кто идет сзади меня? А, может, у нее просто желудок побаливает'? Если не
задать конкретный вопрос непосредственно "виновнику" - настоящую причину узнать
довольно трудно. Но поскольку объем наших ежедневных впечатлений поистине
неисчерпаем, невозможно удостовериться в обоснованности каждого из них. Обычно о
намерениях других мы можем только предполагать.

Еще больше усложняет процесс тот факт, что люди не являются нейтральными
"приёмниками" информации. Все, что воспринимает индивидуум, подлежит фильтрации;
фильтрами выступают его убеждения, прошлый опыт, ценности, идеи и предубеждения.
Конфликтующие стороны постоянно являются свидетелями одних и тех же фактов и дают
им разную оценку. Как в легенде о шести слепцах, которые ощупывают различные части
тела слона, каждый из этих людей приходит к различным выводам о природе объекта
"исследования": змея (хвост), дерево (нога), блин (ухо) и так далее. Это лишний раз
подтверждает, что восприятие - процесс субъективный. Похлопывание по спине может быть
воспринято и как жест дружеский, и как жест снисходительный: прозвище может
восприниматься и как проявление нежности, и как высмеивание.

Такие различия в восприятии - плодотворная почва для межличностных конфликтов.
Например, предположим, что Мэрлин, принимая робость соседа Энджела за равнодушие, не
приглашает его на вечеринку у себя дома. Энджел этим задет, и когда на следующей неделе
он видит, как Мэрлин пытается втащить в квартиру тяжелый ящик, - помощи ей не
предлагает. Это только подтверждает изначальные предположения Мэрлин о характере
Энджела, и она решает порвать с ним всякие отношения. Каждое очередное действие
вызывает реакцию, и постепенно разгорается конфликт, источником которого стало

_________________

1Такая характеристика, как детонатор конфликта, относится и к конфликтам, затрагивающим большие группы.
Вердикт, вынесенный в суде Родни Кинг, стал детонатором волнений, имевших место в Лос-Анджелесе в 1992
году. Эти волнения подогревались трениями, долго остававшимися неразрешенными, и потребностями, не
находившими удовлетворения, и были вызваны не только решением суда.

обыкновенное взаимонепонимание. И довольно странно, что реакция на каждое действие
кажется подтверждением изначального неправильного восприятия.

Конфликту между Эми и Роксаной способствовали, по крайней мере, два различия в
восприятии. Первое из них - следующее предположение Эми: если Роксана начала
встречаться с Сидни вскоре после того, как он порвал с Эми, - значит, Роксана "увела"
Сидни у Эми. Второе: Эми посчитала, что во время ее ответа у доски Роксана смеялась над
ней, хотя, на самом деле, причиной смеха Роксаны был рисунок в учебнике.

На прошлой неделе у моих друзей вышел спор. Я не хотел принимать участия. Так что
когда они спросили, что же им делать, я рассказал им кое-что из того, что мы обсуждали
на тренинге по медиации. Это не только дало им пищу для разговора, но и, в конце концов,
помогло решить спор.

Медиатор - учащийся средних классов

Роль "посторонних"

И последняя характеристика межличностных конфликтов - роль, которую играют
люди, не являющиеся сторонами. Те, которых мы будем называть "посторонними", могут
способствовать эскалации и деэскалации конфликтов, не касающихся их непосредственно.

Для начала важно понять, что людей мало что привлекает так, как чужие конфликты.
Конфликты непредсказуемы и исключительно эмоциональны, и когда они перерастают в
физическое насилие, то представляют собой самую настоящую социальную драму. Когда
происходит драка, школьники окружают участников-ровесников и подбадривают их
криками. И еще несколько дней школьные коридоры "гудят" от воспоминаний об этой драке.
Конфликты вызывают самое примитивное притяжение.

Но причины подобной притягательности конфликтов не только в том. что кто-то хочет
стать зрителем и участником спектакля. Конфликты могут отвечать психологическим
потребностям тех. кто не вовлечен в них непосредственно. То. что "посторонние"
идентифицируют себя с одной из сторон конфликта, дает им, "посторонним", чувство
значимости. Они чувствуют себя к чему-то причастными, чувствуют, что они тоже за что-то
борются. Возможно, что, относя себя к стороне, которую они считают правой,
"посторонние" также рассчитывают завоевать чье-то расположение.

К сожалению, влияние "посторонних" чаще приводит к эскалации, чем к деэскалации
конфликта. В особенности это относится к школам. Поведение школьников в конфликтах в
основном мотивируется желанием завоевать одобрение ровесников. Но при этом
"посторонние" способствуют эскалации конфликта и другими путями. Они распространяют
слухи, вызывающие рост взаимонепонимания и трений между сторонами. Такими
заявлениями, как "И ты ей так все спустишь?" и "Тебе надо ее сломать", они "вдохновляют"

подругу на драку. Они даже сами вступают в перепалку - возможно, чтобы защитить
подругу, возможно, чтобы удовлетворить собственные психологические потребности: в
результате идет эскалация конфликта, и создаются дополнительные межличностные трения.
Большинство конфликтов, в которые вовлечены большие группы людей, начинаются именно
таким образом.

"Посторонние" могут способствовать и деэскалации конфликтов. Прибегая к частным

беседам со сторонами, они могут охладить эмоции и помочь сформулировать
конструктивные решения. Выражая свое неодобрение по поводу силовых, подходов к
разрешению конфликтов, они внушают сторонам мысль, что "хорошо выглядеть" - это не
значит драться. "Посторонние" могут выступать неформальными и формальными
медиаторами. Чем больше "посторонние" будут пропагандировать эффективные и
ненасильственные подходы к разрешению конфликтов, тем больше вероятность того, что это
приведет к деэскалации конфликтов.

Мы не можем сказать наверняка, какова же была роль "посторонних" в конфликте
между Роксаной и Эми. Но, отзываясь грязно об Эми, Сидни неявным образом подталкивалРоксану к драке с соперницей. А тот энтузиазм, с которым друзья и подруги распространяли
(и, наверняка, преувеличивали) слухи о соперницах, способствовал эскалации конфликта.

Знакомство с характеристиками конкретных межличностных конфликтов поможет вам
лучше разобраться в них и будет способствовать более совершенному их разрешению. Но
что значит "разрешить" конфликт? И как надо действовать, чтобы достичь разрешения?

Наши рекомендации