III. Закрепляем то, что знаем.

Учитель раздает «тренажерные» листы. Ученики расставляют знаки препинания в предложения. Работа выполняется по вариантам.

В а р и а н т I

1. Скрипят клесты звенят синицы смеется кукушка свистит иволга.

2. В зимнем тумане раскинули свои голые ветки деревья и легкий снежок прикрыл землю.

3. Синицы залетают на кормушку которую пристроили ребята между веток.

4. Прошла ночь и мы с радостным настроением отправились в путь.

5. Лягушка зарылась в мох а еж прикрылся сухими листьями и уснул.

6. Заяц сменил на зиму шубку чтобы враги не отличили его от снега.

7. Дорожка заросла травой а по бокам ее стояли сосны.

8. Подул легкий ветерок и листья закружились в дружном хороводе.

9. В саду хрустнула ветка а в роще снова загукала выпь.

10. Ребята набрали разных листьев и вернулись домой.

В а р и а н т II

1. Ветер подхватывает легкие липкие паутинки и паучки летят по воздуху.

2. Вспыхнут на елке яркие лампочки а на верхушке засияет красная звезда.

3. Я дошел до аллеи парка и сел под большим дубом.

4. Рыбакам пришлось поспешить домой но рыбалка оказалась очень удачной.

5. Из-под камней выбегают сонные ящерицы они мигают сонными глазками.

6. Ветер не шумит кроной и птицы не щебечут.

7. Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.

8. Солнце скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

9. Мы едва тащились шагом потому что мокрый снег прилипал к колесам и даже тормозил их.

10. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля еще блестели росой.

В з а и м о п р о в е р к а в парах.

– Под каким номером записано предложение-ловушка? Докажите.

IV. Итог урока.

– Что вам необходимо повторить и отработать?

Домашнее задание: упражнение 13, с. 141.

Урок 154

Прямая речь. Обращение. словосочетания

Ц е л и: отработать умение употреблять в устной и письменной речи предложения с прямой речью, обращениями; развивать умение употреблять нужные знаки препинания, выделять в предложении словосочетания.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Видит строчки, текли по травке, кривляется у зеркала, из старых тростников, принесла домой, золотой комарик, радостный вестник.

II. Повторяем словосочетания.

В о п р о с ы:

– Что вы сейчас записали?

– В чем различие между словосочетанием и предложением?

– Что общего между словом и словосочетанием? А в чем различие между ними?

В ы п о л н е н и е под руководством учителя упражнения 17 на с. 143 по заданию учебника.

III. Повторяем прямую речь.

1. Б е с е д а по вопросам упражнения 18.

2. Письменное в ы п о л н е н и е упражнения 21 на с. 144.

IV. Повторяем обращение.

1. Б е с е д а по вопросам упражнения 19 на с. 144.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 20 на с. 144 письменно в тетрадях и на доске.

V. Тренинговые задания.

– Расставьте знаки препинания. Где нужно, напишите прописную букву.

Работа выполняется по вариантам.

Н а д о с к е:

В а р и а н т I

Мы попросили лесника проводи нас дедушка.

Думает яблонька пропала я теперь.

Сила моя в том, что я корнями в родную землю врос ответил дуб.

Куда ты светлый ручеек стремишься?

Голубушка как хороша!

Добро пожаловать скворцы!

Ой Миша ты испачкался.

В а р и а н т II

Не оставь меня кум милый.

Как милый Петушок поешь ты громко, важно.

О Волга колыбель моя!

О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей.

Спросил ветер у дуба в чем твой секрет.

Проводи нас попросили мы лесника.

Гусля залез на сцену и закричал все ко мне.

VI. Итог урока.

– Для чего нужны предложения с прямой речью, обращениями?

– Почему их нужно выделять на письме?

Домашнее задание: подготовиться к диктанту.

Урок 155

ДИКТАНТ

Ц е л ь: проверить знания и умения по теме «Предложение».

Вечерняя прогулка

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперед. С облегчением вздохнешь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеей извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и мое любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении все это принимает волшебный вид. С соседнего ржаного поля доносится приятное токанье перепела. Снизу веет легкой вечерней прохладой. (92 слова.)

З а д а н и е:

1. Разберите по членам предложения с однородными членами.

2. Выпишите 3 словосочетания.

Урок 156

Правописание МЯГКОГО ЗНАКА в словах

Разных частей речи

Ц е л ь: повторить и систематизировать умение писать слова, содержащие мягкий знак (ь).

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Упасть в пропасть, синенькие васильки, зашьет белье, починить стулья, возьмем пальто, коровья бадья, краснеть осенью, беленькие зверьки, заячье счастье.

– Какая буква повторяется во всех словах?

– Что вы знаете об этой букве?

– Докажите уместность ь в словах.

Наши рекомендации