Основные правила литературного произношения

Пояснительная записка

Данные методические указания предназначены для студентов очного отделения специальностей 27.02.03, 23.02.06, 23.02.06, 08.02.10, 13.02.07

23.02.01

Методические указания включают в себя 3 практические работы. Каждая работа содержит цель, задание для выполнения работы, пояснения к работе и контрольные вопросы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста, выявлять грамматические ошибки в чужом и своём тексте.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента);

- знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.

- знать лексические и фразеологические единицы русского языка;

- знать самостоятельные и служебные части речи;

- знать синтаксический строй предложений

- знать правила правописания, помнить смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

Практические работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Пример оформления практических работ представлен в приложении А данных методических указаний.

Ответы на контрольные вопросы могут располагаться в любой последовательности.

Рамка для выполнения работы может не чертиться, но поля должны быть строго соблюдены.

Отчет по практической работе должен быть написан от руки каллиграфическим почерком, при отсутствии такового – чертежно-графическим шрифтом в соответствии с ГОСТ синей, фиолетовой или черной пастой.

Для успешного выполнения практической работы необходимо изучить теорию по данной теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Лексические ошибки и их исправление.

Цель работы:

- совершенствование орфоэпических навыков и навыков работы с орфоэпическими и другими видами словарей.

- совершенствование умений опознавать лексические ошибки и исправлять их.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания –орфоэпия (греч. оrthos – правильный и epos – речь).Орфоэпией называют совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

ОСНОВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ,

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Выявление ошибок на употребление форм слова.

Цель работы: формировать умение соблюдать морфологические нормы употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и местоимений; развивать навыки речевой культуры.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Грамматика (греч. grammatike, от gramma – «буква», «написание») – раздел науки о языке, который изучает формы изменения слов и строй предложения и в соответствии с этим делится на два раздела: морфология и синтаксис.

Морфология (греч. morphe – «форма» и logos – «учение») – раздел грамматики, в котором изучается слово как часть речи.

Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слов.

При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.

Окончания
-а, -я -ы, -и
Берега, борта, векселя, вензеля, вороха, города, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, корма, кузова, купола, номера, окорока, округа, острова, ордена, отпуска, паспорта, погреба, повара, профессора, сорта, сторожа, стога, тополя, флюгера, хутора, штабеля, штемпеля, шулера, якоря. Авторы, агитаторы, аптеки, выборы, возрасты, гербы, грифели, фунты, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, конструкторы, лекторы, лифты, ораторы, офицеры, плееры, порты, почерки, приговоры, принтеры, редакторы, секторы, склады, слесари, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шоферы, штабы, штурманы.


ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Вид ошибки Примеры Правильный ответ
1. Употребление одушевлённых существительных в падежной форме неодушевлённых и наоборот Я нашёл огромного подберёзовика. Я нашёл огромный подберёзовика.
2. Неправильное определение рода Эта тюль, эта бра Этот тюль, это бра
3. Неправильное употребление существительных в форме единственного либо множественного числа вкусная консерва вкусные консервы
4. Неправильное образование форм множественного числа директоры, пять помидор директора, пять помидоров
5. Неправильное образование форм единственного числа стоял на мосте стоял на мосту
6. Склонение неизменяемых существительных сидел в пальте сидел в пальто
7. Употребление изменяемых существительных как неизменяемых с Игорем Северинец с Игорем Северинцем

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Вид ошибки Примеры Правильный ответ
1. Неправильное образование кратких форм Я нашёл огромного подберёзовика Я нашёл огромный подберёзовика
2. Употребление в полной форме прилагательных, не имеющих такой формы Мы очень радые Мы очень рады
3. Употребление прилагательных-сказуемых в полной форме при наличии при них зависимых дополнений Игорь больной гриппом. Игорь болен гриппом.
4. Неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени звончее, красивше звонче, красивее
5. Смешение простой и составной форм степеней сравнения более глубже, наиболее известнейший более глубокий или глубже, наиболее известный либо известнейший
6. Смешение форм сравнительной и превосходной степени наиболее сильнее, менее умнейший наиболее сильный либо сильнее, менее умный
7. Образование степеней сравнения тех прилагательных, которые данных форм не имеют лысее, коричневее, более слепой степень сравнения не образуется

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Вид ошибки Примеры Правильный ответ
1. Неправильное образование формы количественных числительных с пятистами шестидесяти семи студентами с пятьюстами шестьюдесятью семью студентами
2. Неправильное образование формы дробных числительных и сочетающихся с ними существительных пятьдесят две целые три десятые метров пятьдесят две целых три десятые метра
3. Неправильное образование формы порядковых числительных в две тысячном году, в двух тысяче седьмом году в двухтысячном году, в две тысячи седьмом году
4. Нарушение грамматической сочетаемости собирательных числительных и существительных двое малышек, четверо козликов две малышки, четыре козлика
5. Образование составных собирательных числительных двадцать трое ___________
6. Нарушение согласования числительных оба (обе) и существительного обоими руками, на обеих окнах обеими руками, на обоих окнах

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

.

Тема: Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.

Цель работы: совершенствование умений опознавать синтаксические ошибки, анализировать и исправлять их.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Синтаксические нормы регулируют грамматическую связь слов в словосочетаниях, правильность построения предложений.

Нарушения синтаксических норм условно можно разделить на две категории:

1) нарушение правил построения словосочетаний и предложений;

2) неудачное построение синтаксических конструкций, проявляющееся в том, что они порождают двусмысленность высказывания, комический эффект и т.п.

При нарушении синтаксических норм возникают грамматические ошибки.

НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними родового слова(повесть, рассказ, роман, журнал, телепередача, картина и т.д.)

Если же нарицательное сущ.(родовое слово) отсутствует, то имя собственное изменяется.

Пример: В картине «Спящем пастушке» Венецианов передал всю прелесть русской природы.

Верно:

В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.

В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.

Внимание!!! В сюжете(композиции) «Отцов и детей» автор проводит главного

героя через испытание любовью. ( Верно).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Выявление ошибок на употребление форм слова.

Цель работы: формировать умение соблюдать морфологические нормы употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и местоимений; развивать навыки речевой культуры.

ВАРИАНТ № 4

Задание 1.Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Ответ: профессорА

Задание 2. Определите род имен существительных. Подберите прилага­тельные, правильно согласуя их с существительными.

Ответ: кофе (м.р.)

Задание 3.Распишите числительные словами.

Ответ: в одна тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году (п.п.)

Задание 4. Выберите нужную форму.

Ответ: ТЮЗ представил новый спектакль (театр юного зрителя – м.р.)

Задание 5.Исправьте ошибки, допущенные в образовании формы слова.

Ответ: заменяем самый красивый или красивейший(неправильно образована форма превосходной степени)

Контрольные вопросы

1. Что изучает грамматика?

Ответы на контрольные вопросы:

1. Грамматика – это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их соединения и словосочетания, предложения и текст.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

1. Голубева А.В. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт 2016. Гриф УМО СПО.

https://www.biblio-online.ru/viewer/FCF791E6-1549-49A5-B679-2B70BA1D5464#page/1

2. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2016.

https://www.biblio-online.ru/viewer/8312A3D0-83CD-44A8-BCA8-3EFCA669AC45#page/1

Дополнительная литература

3. Камнева П.В. Шевченко Л.В. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2013.

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208667&sr=1

Справочно-библиографические и периодические издания:

4. Ульянова, О.А. Словообразовательный словарь современного русского языка / О.А. Ульянова ; под ред. О.А. Ульянова. - М. :Аделант, 2013. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-348-2 ; То же [Электронный ресурс].

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241943

5. Климова, М.В. Орфографический словарь современного русского языка: 100 000 слов / М.В. Климова ; под ред. М.В. Климова. - М. :Аделант, 2014. - 800 с. - ISBN 978-5-93642-320-8 ; То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241890

6. Большой орфоэпический словарь : 100 000 слов, словоформ и словосочетаний. - М. : Дом Славянской Книги, 2012. - 928 с. (Шифр 81/Б 79-942202)

7. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка : 100 000 слов и словосочетаний. - М. : Дом Славянской Книги, 2012. - 896 с. (Шифр 81/Б 79-812659)

8. Орфографический словарь русского языка : 70 000 слов. - СПб. : Виктория плюс, 2013. - 736 с. (Шифр 81/О-70-699685)

9. Гаврилова, А.С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка: 50 000 слов / А.С. Гаврилова ; под ред. А.С. Гаврилова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - Библиогр.: с. 5. - ISBN 978-5-93642-341-3 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241874

10. Свиридова, М.Н. Орфоэпический словарь современного русского языка / М.Н. Свиридова ; под ред. М.Н. Свиридова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-362-8 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241940

11. Свиридова, М.Н. Этимологический словарь современного русского языка / М.Н. Свиридова ; под ред. М.Н. Свиридова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-360-4 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241873

12. Ларионова, Ю.А. Фразеологический словарь современного русского языка / Ю.А. Ларионова ; сост. Ю.А. Ларионова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-359-8 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241893

13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М. :Директ-Медиа, 2014. - 7602 с. - ISBN 978-5-4475-0719-0 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253990

14. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие для академического бакалавриата / ред. В. Д. Черняк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Юрайт, 2016. -526 с.

https://www.biblio-online.ru/viewer/D7984554-6463-4744-8821-3BFB3546A11C#page1

Пояснительная записка

Данные методические указания предназначены для студентов очного отделения специальностей 27.02.03, 23.02.06, 23.02.06, 08.02.10, 13.02.07

23.02.01

Методические указания включают в себя 3 практические работы. Каждая работа содержит цель, задание для выполнения работы, пояснения к работе и контрольные вопросы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста, выявлять грамматические ошибки в чужом и своём тексте.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента);

- знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.

- знать лексические и фразеологические единицы русского языка;

- знать самостоятельные и служебные части речи;

- знать синтаксический строй предложений

- знать правила правописания, помнить смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

Практические работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Пример оформления практических работ представлен в приложении А данных методических указаний.

Ответы на контрольные вопросы могут располагаться в любой последовательности.

Рамка для выполнения работы может не чертиться, но поля должны быть строго соблюдены.

Отчет по практической работе должен быть написан от руки каллиграфическим почерком, при отсутствии такового – чертежно-графическим шрифтом в соответствии с ГОСТ синей, фиолетовой или черной пастой.

Для успешного выполнения практической работы необходимо изучить теорию по данной теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Лексические ошибки и их исправление.

Цель работы:

- совершенствование орфоэпических навыков и навыков работы с орфоэпическими и другими видами словарей.

- совершенствование умений опознавать лексические ошибки и исправлять их.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания –орфоэпия (греч. оrthos – правильный и epos – речь).Орфоэпией называют совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

· Произношение гласных.В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции.

Гласные а и о в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как[а]:овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко.

Буквы еи яв предударном слоге обозначают звук, средний между[е] и [и]:пятак – п[и]так, перо – п[и]ро.

Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]:мединститут – мед[ы]нститут, из искры — из [ы]скры.

Особо следует сказать о словах с Е и Ё. Ошибки в их употреблении связаны с тем, что на письме обычно эти буквы не разграничиваются. Поэтому в устной речи часто происходит их смешение, т.е на месте Ёпроизносится Еи наоборот. Так, следует произносить опЕка, афЕра, осЕдлость, пещЕра, но манЁвры, свЁкла.В некоторых словах допускается вариантное произношение: блЁклый – блЕклый, жЁлчь – жЕлчь, позолОченный – позолочЁнный, белЁсый – белЕсый.

· Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т]– сад, любо[ф’] – любовь и т.д.Оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи.Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]:лё[к] – лёг, поро[к] – пороги т.д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное. Исключение составляет словобог – бо[х]. [Г] произносится как[х]и в сочетаниях ГК и гч: лё[х’к’]ий – лёгкий, ле[х'ч']е – легче.

Следует обратить внимание на сочетание чн,так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения.

По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Фомини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, ску[шн]ый, двое[шн]ик, горчи[шн]ик, наро[шн]о, оче[шн]ик, подсве[шн]ик.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о, горни[чн]ая и горни[шн]ая, було[чн]ая и було[шн]ая, праче[чн]ая и праче[шн]ая.В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар — серде[шн]ый друг.

· Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука[о]в безударных слогах( м[о]дель, [о]азис, [о]тель ), т.е. в этих словах отсутствует редукция гласных, и твердых согласных перед гласным переднего ряда[е] ( с[тэ)нд, ко[дэ]кс, каш[нэ] ). В некоторых словах допускается и твердое, и мягкое произношение согласных перед[е] (декан и (дэ)кан). В большинстве же заимствованных слов перед [е]согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, му[з’]ей, [р’]ектор, пио[н’]ер.Всегда перед[е]смягчаются заднеязычные согласные:па[к’]ет, [к’]егли, с[х’]ема, ба[г’]ет.

  • Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание, например:

создан — создана — созданы;взят — взята — взяты;занят — занята — заняты.

· В глаголах быть, дать, жить, клясть, а также в глаголах с древними корнями -ча-, -ня-, -мер-, -пер- в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании, в остальных формах (при наличии приставки) ударение с основы в неопределённой форме передвигается на приставку, например:

отнять — отнял — отняла — отняли;понять — понял — поняла — поняли;начать — начал — начала — начали.

· Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге:

глубокий — углубить;легкий — облегчить;бодрый — ободрить, подбодрить.

· Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:

обеспечивать — обеспечение;сосредоточивать — сосредоточение;упрочить — упрочение;упорядочить — упорядочение.

ОСНОВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ,

Наши рекомендации