Ситуация недоопределенного правила.

Из опыта преподавания в первом классе каждый учитель знает, что всегда найдется ребенок, который в любом, абсолютно конкретном указании найдет повод задать вопрос. Причем если сначала спросит кто-то один, затем подобные вопросы посыплются градом. Казалось бы, одной из целей нашего курса является воспитание у ребенка умения обращаться с вопросом к учителю. Это так, но не с любым вопросом. Всякое обращение должно быть осмысленным, обоснованным. Поэтому для нас очень важно научить детей задавать вопросы не общего характера, типа: «А как тут делать?..», «Я не понял, у меня не получается...», а вопросы с точным содержанием.

Вопросы первого типа спровоцированы желанием (привычкой) ребенка точно выполнять указания учителя, полностью отказаться от попыток самостоятельно отвечать на предлагаемые вопросы. Поэтому в первые дни пребывания детей в школе необходимо научить их культурной форме вопроса: ребенок должен овладеть умением точно формулировать свой вопрос, адресованный учителю, называть, чего ему не хватает, чтобы решить предложенную задачу, выполнить задание. Он должен учиться формулировать свою собственную неготовность, объективную недостаточность условия задачи или нехватку собственных знаний.

Речь здесь идет об очень важной способности детей видеть, анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила.

С помощью игры «Сколько?» идет отработка разного рода реакций детей (вопросы, ответы, уточнения) на высказывания взрослого. Тут требуется и взаимодействие групп, но еще не содержательное, а игровое, на уровне уговора.

1. Индивидуальная графическая работа: детям дается задание построить (нарисовать) домики по чертежу, который выполнен на доске (Несправившимся заготовки предложит учитель.)

 
  Ситуация недоопределенного правила. - student2.ru

Крестиками отмечены разные проекты.

2. Дети разбиваются на тройки (объединяются сидящие рядом). Рисуют.

3. Учитель рассказывает, что каждый ученик нарисовал два дома – большой и маленький – так, как они выглядят с улицы. Вход в один из домов – с улицы, в другой – со двора. По улице идет разведчик. Он получил указания, как найти связного. Разведчик помнит указания наизусть и повторяет в уме: желтый свет будет гореть в крайнем левом окне второго этажа.

«Каждая группа должна определить, куда пойдет разведчик, поставить желтый карандаш на то окно, где горит желтый свет. Если ваши мнения не совпадут, решите сами, что вам делать: ссориться или спорить?» – говорит учитель. (Выполняя это задание, дети должны обнаружить недостаточность исходных условий. Поскольку на рисунке не обозначены двери в дома, остается неясным, где правое, а где левое окно. Соответственно обозначить окно, где горит желтый свет, невозможно. Следовательно, дети должны договориться, где находится вход.)

Учитель проходит по классу и на схеме отмечает несколько вариантов решения. Но связной может быть лишь в одном месте. И разведчик должен действовать наверняка, иначе он провалится. Что делать, если нет уверенности? Надо запросить Центр, попросить уточнить информацию. Какие вопросы необходимо задать сегодня в сеансе ночной связи? Учитель помогает детям сформулировать два вопроса:

1) Где расположен вход в маленьком доме и где в большом – в левой или правой его части?

2) Крайнее левое окно второго этажа большого дома или маленького?

Спрашивает, что нужно делать, если в следующий раз задание снова будет нечетким. (Поднять знак вопроса и ждать разъяснений учителя.)

4. Учитель предлагает детям еще 2-3 недостаточно четких задания. Если группа поднимает знак вопроса, учитель отвечает только этой группе и только на тот вопрос, который задают дети.

Тип заданий: найти левое верхнее окно у того дома, где вход расположен справа; найти крайнее правое окно у маленького дома – у того самого, где вход со двора; найти среднее окно нижнего этажа большого дома.

Каждый раз учитель фиксирует разные мнения групп и не выясняет, кто прав. Обсуждается только одно: почему получилось по-разному? (Потому что действовали наугад, не спрашивали точной информации.)

5. Проводится игра «Сколько?».

Дети играют группами из трех человек. Правила игры: на вопрос «сколько?» надо отвечать без слов – поднятием соответствующего количества рук. Вначале организуется тренировка. Учитель спрашивает: «Сколько хоботов у слона?» В группе должна подняться одна рука – не важно чья. Но можно поднять и три руки: каждый ребенок ответит на этот вопрос индивидуально. Учитель спрашивает: «Вы в самом деле считаете, что у слона три хобота? В другой раз договоритесь, кто отвечает, а кто не отвечает. Сколько у слона хоботов и хвостов? Сколько у слона хвостов и бивней? Сколько слону лет? (Хорошо, если хоть одна группа поднимет знак вопроса. В любом случае следует обратиться к группам, имеющим разные мнения, и попросить их договориться). Вы не можете доказать, что слону ровно 70 (17) лет? А что надо делать, если вы не уверены в ответе, не располагаете точной информацией?»

Далее чередуются вопросы, предполагающие от одной до шести поднятых рук, а также такие, на которые дети отвечают встречным вопросом, и шуточные вопросы: сколько у лисы ушей и хвостов? Сколько у волка ушей и хвостов? И самое сложное – вопросы, предусматривающие точный, известный детям ответ, однако этот ответ требует более шести поднятых рук. Значит, для того чтобы поднять нужное количество рук, группа должна привлечь кого-то в помощь... Договоры между группами могут возникать стихийно, но можно их и подсказывать. И апофеоз игры – вопросы, требующие объединения всего класса: сколько в классе глаз (сейчас)? а сколько носов? Примерные вопросы: Сколько лап у леопарда, рук у мамонта? Сколько ушей, носов, ртов и глаз у человека? Сколько дней в неделе? Сколько звезд на небе? Сколько лап у паука, у жука? Сколько месяцев в году? Сколько лет учатся в школе в России? А в Англии?

УРОК 3

Наши рекомендации