Тема 2.1. Теоретические основы обучения и воспитания

Цель: освоение студентами теоретических основ обучения и воспитания дошкольников в результате решения педагогических ситуаций

Задачи:

1) формирование положительной мотивации учебно-практической деятельности при изучении курса;

2) развитие аналитических способностей, познавательного интереса к профессии;

3) формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, объяснять и доказывать собственные умозаключения, работать в сменном коллективе, пользоваться различными источниками информации;

4) формирование научных знаний о критериях и показателях оценки деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.

Проверяемые умения

- анализировать результаты деятельности воспитателя детей дошкольного возраста

Порядок организации практической работы

1. Подготовительный этап

1.1. Инструкция для изучения

Внимательно прочитайте инструкцию.

При выполнении практической работы вам предстоит в течение 30 минут работать в подгруппе (5 человек), состав которой определяет преподаватель.

До начала работы (в течение 5-7 минут) ознакомьтесь с содержанием практической работы, которое представлено на индивидуальном листе.

Определите для себя вопросы, которые требуют разъяснений, запишите их в нижней части листа с заданием для того, чтобы уточнить их у преподавателя. В ходе непосредственного выполнения практической работы в подгруппе вопросы преподавателю задавать запрещается.

Результаты работы подгруппы фиксируйте на листе ватмана в форме таблицы.

По окончании работы в подгруппе (по истечении 30 минут) приготовьтесь представить результаты и отвечать на возникающие вопросы. Пояснения к ответу должны быть сформулированы в ходе работы подгруппы на отдельных листах и использованы в защите.

Результаты практической работы подгруппы будут оценены по предложенным критериям.

В процессе выполнения практической работы можно использовать записи в тетради по изучаемой теме

1.2.Задания практической работы

1. Методы и приемы воспитания – анализ методов и приемов воспитания, используемых воспитателем в работе- подготовка расширенного сообщения по изучению, анализу опыта работы воспитателей;

2. Составление конспекта этической беседы;

3. Решение педагогических ситуаций;

Ситуация 1.

У ребенка во время прогулки пропали наручные детские часы. Ребенок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей “поискать”. Часы нашлись в кармане у одного мальчика. Он перепуган, твердит, что часы не брал. Вечером, когда пришла мама за мальчиком, он рассказал маме, уверяя, что не виноват.
Вопрос: “Может, часы подбросил настоящий вор? Как быть?”

Ситуация 2.

Во время организованной образовательной деятельности по рисованию девочка не чего не хочет делать. Воспитатель внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твердо отвечает: “Я выйду замуж за богатого. У меня будет прислуга. Ничего мне тогда делать не придется.

Вопрос: “Что ответить девочке?”

Ситуация 3.

Мальчик и девочка громко спорят. Воспитатель узнает, что мальчик разбил зеркальце, которое она принесла в детский сад. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Девочка требует новое зеркальце.

Вопрос: “Как разрядить обстановку?”

Ситуация 4.
Мальчик и девочка сидят и рисуют. Девочка нарисовала куклу Барби. Увидев рисунок соседки, мальчик выхватывает рисунок и швыряет на пол со словами: “Барби – гадость”. “От гадости и слышу”, - огрызнулось девочка, поднимая рисунок с пола.
Вопрос: “Как вы поступите?”

Ситуация 5.

В группе готовятся к празднику. Распределены все роли. Машу назначили лисичкой. А утром Таня устроила истерику, заявив, что хочет быть лисичкой. Никакие уговоры родителей, музыкального руководителя не помогают.
Как поступить воспитателю?

Ситуация 6.

Дежурный поливал цветы и нечаянно пролил воду на пол. Младший воспитатель накричала на ребенка, обвиняя его в неумении. Ребенок заплакал и заявил с обидой, что никогда не будет поливать цветы. Как поступить воспитателю?

Ситуация 7.

Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Как поступить воспитателю.

Ситуация 8.

Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное за­дание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет вос­питатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старень­кую посуду и сервируют для кукол стол.
Ваши действия?

Ситуация 9.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девоч­ка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, ко­торый «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.
Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?

Ситуация 10.

Дети играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик, спрятаться не успел. Он растерянно оглядывался, собирался заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», — сказала она.

Вопросы: Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа

Дайте оценку действиям «волка».

Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего данную ситуацию?

1.3.Вопросы и задания для самопроверки

- цели и задачи деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию навыков общения в группе детского сада;

- общие и профессиональные компетенции воспитателя детей дошкольного возраста

1.4.Оформление результатов в форме таблицы

Критерий Показатель
Результативность  
Деятельность  

2. Основной этап- проведение практической работы (выполнение заданий)

2.1. Воспроизведение алгоритма выполнения практической работы и выявление проблемных зон:

1) изучение инструкции,

2) изучение содержания раздаточного материала,

3) уточнение порядка работы,

4) принятие совместного решения и его обоснование при поиске ответа на поставленные вопросы,

5) оформление решения на листе ватмана (в соответствии с критериями), пояснений – на отдельных листах,

6) подготовка к устному ответу/защите своего решения (в соответствии с критериями),

7) защита, обсуждение результатов,

8) выставление оценок за практическую работу.

2.2. Самостоятельное выполнение практической работы.

3. Рефлексия достигнутых результатов.

Обсуждение полученных результатов, допущенных ошибок, сравнение с примерным образцом, самооценка результатов деятельности.

4. Критерии оценивания

4.1. Критерии оценивания результатов практической работы

- участие в работе по подготовке защиты всего состава подгруппы (оценивается по наблюдениям преподавателя)

мах – 5 баллов

мин – 3 баллов

- активность всего состава подгруппы в течение всего периода выполнения практической работы (оценивается по наблюдениям преподавателя)

мах – 5 баллов

мин – 3 баллов

- оформление письменных результатов (по 1 баллу за каждый показатель): четкость, краткость ответа, орфографическая грамотность ответа, правильность и точность ответа, разборчивость письма

мах – 5 баллов

мин – 3 баллов

- устный ответ (по 1 баллу за каждый показатель): полнота, логика, правильность ответа, правильность и обоснованность сделанных выводов

мах – 5 баллов

мин – 3 баллов

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Наши рекомендации