Методом содержательного моделирования

(на материале педагогической психологии)

Сформулировав общие принципы моделирования учебного процесса, и разработав технологию конструирования учебного предмета, мы получаем возможность апробации метода на материале конкретной науки. В данном случае это будет педагогическая психология, которая как наука относится к разряду общенаучных дисциплин, в отличие от дисциплин методологического и конкретно-научного характера.

В последние годы после долгого перерыва интерес к педагогической психологии стремительно возрастает, точно так же как в педагогике актуальными становятся вопросы технологии преподавания. Наиболее распространенными в отечественной педагогической психологии являются теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий отечественных психологов П.Я.Гальперина – Н.Ф. Талызиной и развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, а также дополняющие их более частные теории учебной деятельности - социально-генетическая и личностно-ориентированная на педагога. Методологическим базисом педагогической психологии выступают представления крупных отечественных и западных ученых, ориентированных на данную область знаний.

Педагогическая психология выросла из потребностей общественной практики, заинтересованной в повышении эффективности учебного процесса. Простое совершенствование организации усвоения имеет ограниченные возможности повышения качества, а переключение на индивидуально-дифференцированный подход, опирающийся на психологию, ведет к отчуждению от обучения достаточно крупной когорты школьников и студентов. Педагогическая психология призвана снять противоречие формально-ориентированной дидактики и содержательно-субъективной персонологии. В целом снятое противоречие должно по логике вести к более интенсивному развитию обучающихся.

Современные пособия по педагогической психологии обсуждают практически все основные пункты учебного взаимодействия: субъекта деятельности – учителя, предмета – ученика, средства – содержания учебного предмета, условий – учебной деятельности, процедуры – совокупности действий, продукта – интеллекта школьника. Однако по-прежнему проблемной остается задача взаимосоответствия учебной и педагогической деятельности, гарантированно ведущих к развитому интеллекту как конечному продукту. Предлагаемая технология призвана заполнить пробел в этом вопросе, систематизируя знания педагогической психологии по дополнительным критериям.

Первая, нулевая, технологическая операция, заключается в изображении исходного базового модуля (рис. 10).

I II III IV
аксиология педагогика философия антропология
ВРЕМЯ
приобщение сообщение форма познание
ПРОСТРАНСТВО
ценность воздействие содержание опыт
ИНФОРМАЦИЯ образование преподавание передача субъект М А Т Е Р И Я
педагогическая психология   ценность воздействие содержание

Рис. 10. Базовый модуль науки "Педагогическая психология"

Операция 1. Вводим понятие "педагогическая психология" в материальный элемент блока I.

Операция 2. По психологическому словарю: "Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности".

Операция 3. Форма – личность, содержание – обучение.

Операция 4. образование

обучение обучение

Операция 5. Вводим понятие "образование" в материальный элемент

блока I.

Операция 6.1. Построим матрицу блока (табл. 16).

Операция 6.2. В верхнюю клетку второго столбца вводим понятие "образование".

Операция 6.3. Заполним горизонталь интервалов времени психики и вертикаль пространства уровней сознания.

Операция 6.4. Определяем значение понятия "образование" с точки зрения интервала времени прошлого. Устанавливаем, что это понятие "культура". Вносим его в матрицу.

Таблица 16

Блок I "Аксиология"

Сознание Образование Психическое время
культура ценность приобщение
рефлексивное 4а постдипломное просвещение экология операция
предметное 3а специальное развитие нравственность навык
эгоцентрическое 1а дошкольное воспитание эстетика знание
общественное 2а общее обучение экономика умение


Операция 6.5. Определяем значение понятия "образование" с точки зрения интервала времени будущего. Это понятие "ценность". Вносим его в матрицу.

Операция 6.6. Определяем значение понятия "образование" с точки зрения интервала времени настоящего. Это понятие "приобщение". Вносим его в матрицу.

Операция 6.7. С позиций эгоцентрического сознания рассматриваем образование как дошкольное. Вносим определение в клетку 1а.

Операция 6.8. С позиций общественного сознания рассматриваем образование как общее. Вносим определение в клетку 2а.

Операция 6.9. С позиций предметного сознания рассматриваем образование как специальное. Вносим определение в клетку 3а.

Операция 6.10. С позиций рефлексивного сознания рассматриваем образование как постдипломное. Вносим определение в клетку 4а.

Операция 6.11. Заполняем внутренние ячейки матрицы.

Операция 6.11.1. Методом наведения определяем элемент 1а.1. как вытекающий из сочетания понятий «ценность» и «дошкольная». Это понятие "эстетика". Вносим его в матрицу.

Операция 6.11.2. Рассматриваем эстетику в контексте «приобщения» «дошкольного» и получаем следующее понятие "знание". Вносим его в матрицу (1а.2.).

Операция 6.11.3. Рассматриваем знание в контексте культуры дошкольной и получаем понятие "воспитание". Вносим его в матрицу (1а.3.).

Операция 6.11.4. Рассматриваем воспитание как общую культуру и находим понятие "обучение". Вносим его в матрицу (2а.1.).

Операция 6.11.5. Рассматриваем обучение как приобщение общее и находим их эквивалент в понятии "умение". Вносим его в матрицу (2а.2.).

Операция 6.11.6. Рассматриваем умение как ценность общую и находим их эквивалент в понятии "экономика". Вносим его в матрицу (2а.3.).

Операция 6.11.7. Рассматриваем экономику в контексте приобщения специального и находим его эквивалент в понятии "навык". Вносим его в матрицу (3а.1.).

Операция 6.11.8. Рассматриваем навык как культуру специальную и находим их эквивалент в понятии "развитие". Вносим его в матрицу (3а.2.).

Операция 6.11.9. Рассматриваем развитие как ценность специальную и находим их эквивалент в понятии "нравственность ". Вносим его в матрицу (3а.3.).

Операция 6.11.10. Рассматриваем нравственность как культуру постдипломную и находим их эквивалент в понятии "просвещение". Вносим его в матрицу (4а.1.).

Операция 6.11.11. Рассматриваем просвещение как ценность постдипломную и находим их эквивалент в понятии "экология". Вносим его в матрицу (4а.2.).

Операция 6.11.12. Рассматриваем экологию как приобщение постдипломное и находим их эквивалент в понятии "операция". Вносим его в матрицу (4а.3.).

Операция 7. Вводим понятие "приобщение" в пространственный компонент базового модуля.

Операция 8. Вводим понятие "ценность" во временной компонент базового модуля. Даем наименование блоку I – "аксиология".

Операция 9. Переносим понятие "ценность" для последующего анализа в материальный элемент блока II базового модуля.

Операция 10. Из словаря по социологии: "ценность – это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности".

Операция 11. Форма – значимость, содержание – предмет.

Операция 12. преподавание

значимость значимость

Операция 13. Вводим понятие "преподавание" в информационный элемент блока II базового модуля.

Операция 14. Анализ понятия "преподавание" с точки зрения поведения в психике и сознании обучающегося

Операция 14.1. Построим матрицу блока II (табл. 17).

Таблица 17

Блок II "Педагогика"

Уровни сознания Преподавание Психическое время
информация воздействие сообщение
рефлексивное 2б дифференцированное элемент прогноз активизация
предметное 1б репродуктивное факт план трансляция
эгоцентрическое 4б развивающее понятие модель рационализация
общественное 3б модульное блок проект оптимизация

Операция 14.2. В верхнюю клетку второго столбца вводим понятие "преподавание".

Операция 14.3. Заполним горизонталь интервалов времени психики и вертикаль пространства уровней сознания

Операция 14.4. Понятие «преподавание» с точки зрения прошлого рассматривается как "информация", будущего – «воздействие», настоящего – «сообщение». Вносим их в матрицу.

Операция 14.5. Даем определение понятия "преподавание" с точки зрения сознания предметного – репродуктивное, рефлексивного – дифференцированное, общественного – модульное, эгоцентрического – развивающее.

Операция 14.6. Заполняем внутренние ячейки матрицы.

Операция 14.6.1. Находим эквивалент представления "сообщение репродуктивное " – "трансляция" и следующие за ним понятия "факт" и "план". Вводим их в строку 1б.

Операция 14.6.2. Находим понятия строки "преподавание дифференцированное" – "элемент", "прогноз", "активизация" и вносим их в матрицу.

Операция 14.6.3. Находим понятия строки "преподавание модульное" – "блок", "оптимизация", "проект» и вносим их в матрицу.

Операция 14.6.4. Находим понятия строки "преподавание развивающее" –"модель", "рационализация", "понятие" и вносим их в матрицу.

Операция 15. Вносим понятие "сообщение" в пространственный компонент блока II базового модуля.

Операция 16. Вносим понятие "воздействие" во временной компонент блока II базового модуля. Даем наименование блоку – "педагогика".

Операция 17. Переносим понятие "воздействие" в материальный элемент блока III базового модуля.

Операция 18. Из словаря русского языка Ожегова: "Воздействие – действие, направленное на кого-что-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь".

Операция 19. Форма – цель, содержание – внушение.

Операция 20. передача

цель внушение

Операция 21. Вводим понятие "передача" в состав блока III, материальный элемент.

Операция 22. Проводим анализ понятия "передача".

Операция 22.1. Построим матрицу блока III (табл. 18).

Операция 22.2. В верхнюю клетку второго столбца вводим понятие "передача".

Операция 22.3. Заполним горизонталь интервалов времени психики и вертикаль пространства уровней сознания.

Таблица 18

Блок III "Философия"

Уровни сознания Передача Психическое время
содержание метод форма
рефлексивное 1в мысленная ориентир подражание опора
предметное 2в фактическая контроль игра распредмечивание
эгоцентрическое 4в перспективная коррекция поиск проблема
общественное 3в организованная оценка диалог программа

Операция 22.4. Понятие "передача" с точки зрения прошлого рассматривается как "содержание", будущего – "метод", настоящего – "форма". Вносим их в матрицу.

Операция 22.5. Даем определения понятия "передача" с точки зрения сознания рефлексивного – мысленная, предметного – фактическая, общественного – организованная, эгоцентрического – перспективная.

Операция 22.6. Заполняем внутренние ячейки матрицы.

Операция 22.6.1. Находим эквивалент представления "содержание мысленное" – "ориентир" и следующие за ним понятия "подражание" и "опора" и вносим их в матрицу.

Операция 22.6.2. Находим понятия строки "передача фактическая" – "распредмечивание", "контроль", "игра" и вносим их в матрицу.

Операция 22.6.3. Находим понятия строки "передача организованная" – "оценка", "программа", "диалог" и вносим их в матрицу.

Операция 22.6.4. Находим понятия строки "передача перспективная" – "поиск", "проблема", "коррекция" и вносим их в матрицу.

Операция 23. Введем понятие "форма" в пространственный параметр блока III базового модуля.

Операция 24. Введем понятие "метод" во временной параметр блока III базового модуля. Дадим наименование блоку – "философия".

Операция 25. Переносим понятие "метод" в материальный параметр блока IV базового модуля.

Операция 26. Из логического словаря: "Метод – система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления".

Операция 27. Сущность – система, явление – правило.

Операция 28. субъект

система правило

Операция 29. Вводим понятие "субъект" в информационный элемент блока IV базового модуля.

Операция 30. Субъект – существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т.е. на основе образа предметного мира; человек, познающий и преобразующий окружающий мир.

Операция 30.1. Построим матрицу блока IV (табл. 19).

Таблица 19

Блок IV "Антропология"

Уровни сознания Субъект Модусы времени
бытие опыт познание
рефлексивное 1г труда мы наследственность самооценка
предметное 2г общения ты поведение самоотношение
эгоцентрическое 3г действия я логика самосознание
общественное 4г мышления личность интуиция самодеятельность

Операция 30.3. В верхнюю клетку второго столбца вводим понятие "субъект".

Операция 30.2. Заполним горизонталь интервалов времени психики и вертикаль пространства уровней сознания.

Операция 30.5. Понятие "субъект" с точки зрения прошлого рассматривается как "бытие", будущего – "опыт", настоящего – "познание". Вносим их в матрицу.

Операция 30.4. Даем определение понятия "субъект" с точки зрения сознания рефлексивного – труда, предметного – общения, эгоцентрического – действия и общественного – мышления.

Операция 30.6. Заполняем внутренние ячейки матрицы.

Операция 30.6.1. Находим эквивалент представления "бытие мышления" и следующие за ним понятия – "мы", "наследственность", "самооценка" и вносим их в матрицу.

Операция 30.6.2. Находим понятия строки "субъект общения" – "самоотношение", "ты", "поведение" и вносим их в матрицу.

Операция 30.6.3. Находим понятия строки "субъект сознания" – "логика", "самосознание", "я" и вносим их в матрицу.

Операция 30.6.4. Находим понятия строки "субъект действия" – "личность", "самодеятельность", "интуиция", и вносим их в матрицу.

Операция 31. Вводим понятие "познание" в пространственный параметр блока IV базового модуля.

Операция 32. Вводим понятие "опыт" во временной параметр блока IV базового модуля.

Операция 33. Проводим проверку правильности построения базового модуля и блоков:

Операция 33.1. В базовом модуле по горизонталям снизу-вверх выстроились последовательности: "педагогическая психология – ценность – воздействие – содержание"; "образование – преподавание – передача – субъект"; "приобщение – сообщение – форма – познание"; "ценность – воздействие – содержание – опыт".

Операция 33.2. Проверяем горизонтали:

- по материальному уровню: педагогическая психология – это ценностное воздействие содержанием; и наоборот: содержание – это воздействующая ценность педагогической психологии.

- по информационному: образование – это преподавание передачей субъекта; обратно: субъект – это передача преподаваемого образования;

- по пространственному: приобщение – это сообщаемая форма познания; обратно: познание – это форма сообщаемого приобщения.

- по временному: ценность – это воздействующее содержание опыта; обратно: опыт – это содержательное воздействие ценности.

Операция 33.3. По отдельным блокам:

- "образование – информация";

- "преподавание – содержание";

- "передача – бытие";

- "субъект – культура".

Операция 33.4.

I блок – аксиология – описывает условия возникновения педагогической психологии – образование;

II блок – педагогика – описывает форму деятельности в данной науке – преподавание;

III блок – философия – описывает способ действия в данной науке – передача;

IV блок – антропология – описывает предмет изучения в данной науке – субъект.

Таким образом, мы заканчиваем конструирование учебной дисциплины "педагогическая психология" методом содержательного моделирования и переходим к организации учебного процесса на его основе.

5. Национально-стилевые особенности познания

В высшей школе России

Выше уже указывалось, что в современной школе России, - общеобразовательной, профессиональной, высшей, - отсутствует собственный стиль познания и деятельности в соответствии с особенностями национального менталититета. По Википедии, «Менталите́т (от лат. mens или (род. падеж) mentis – душа, дух (в более узком смысле - ум) и суффикса прилагательного 'al') – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности». В то же время стиль - форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления; методы и приемы работы.

Исходя из данных определений, по отношению к отечественному менталитету можно говорить о мужском и женском стиле познания. При этом мужской стиль отличает логика следования науке; женский стиль, напротив, насыщен психологией со сложной траекторией познания. Изложенный выше вариант, связанный с методическим обеспечением технологии содержательного моделирования, как раз отражает женский подход к процессу познания. Что касается мужского стиля, то он будет проиллюстрирован на примере изучения русского языка и представлен ниже. Особенности же женского стиля рассмотрены на примере изучения такой науки как «экономика», где присутствуют нехарактерные моменты данной области познания.

Предложенная схема планирования учебного материала и выбора форм учебных занятий позволяет более рационально, в сравнении с другими методами, организовать процесс обучения. Основное отличие метода содержательного моделирования заключается в возможности высокой координации деятельности преподавателя в соответствии с учебной деятельностью учащихся. С учетом того, что модуль включает четыре блока, можно вывести принципы персонального образования по новой схеме:

1. Порядок планирования учебного процесса не совпадает с порядком конструирования учебной дисциплины: если подготовительная к обучению часть носит последовательный характер, определяемый совокупностью строгих операций, то преподавание предмета осуществляется параллельно, охватывая как действия педагога, так и действия обучающегося. Как это выглядит конкретно, будет изложено ниже.

2. Успешное освоение учебного материала основывается на предположении, что практически каждый обучающийся имеет генетические предпосылки овладения любой учебной дисциплиной и что вопрос заключается только в умелой, бережной и предельно экономной актуализации того или иного рода наследственного знания.

3. Предлагаемая система глубоко демократична, поскольку изначально ставит всех обучающихся в равные условия с возможностью освоения учебного предмета до пределов, определяемых исходной мотивацией обучения и поддержанием учебного интереса на высоком уровне достаточно продолжительное время.

4. Общая организация процесса обучения предполагает поэтапное продвижение в учебном материале, носителем которого изначально выступает субъект учения – учащийся. Он отождествляется в нашем случае с информацией, заключенной в блоке III базового модуля, а объектом тогда становится исторически сложившиеся сведения данной науки, отображенные в блоке II. Поскольку инициатива на первом этапе обучения отдается ученику, то и порядок изучения научной дисциплины начинается в направлении, обратном конструированию учебной дисциплины, охватывая содержание блока III в соответствии с содержанием блока II. Иначе говоря, обучающийся принимает на себя роль ученика, а педагог – ученого.

Далее осуществляется переход в более конкретный план изучения предмета: ученик как родитель организует и демонстрирует развернутую деятельность, характерную для данной науки и фиксированную в блоке IY, в то время как учитель демонстрирует отдельные умения учебной дисциплины по схеме блока I. Таким образом, ученик становится в позицию умудренного опытом родителя, тогда как учитель – мастера дела.

Сочетание блоков III и II дает возможность в интенсивном режиме освоить теорию данной дисциплины, тогда как синтез блоков IY и I позволяет в интенсивном же режиме познакомиться с практическими умениями, характерными для изучаемой науки.

В качестве примера обратимся к интенсивному изучению экономики (Схема 1), помня о том, что все экономические события происходят на фоне психологической структуры самосознания, по-разному представленной у непосредственных участников образовательного процесса.

Вводим первое слово из теоретического раздела экономики – сустав - в среднюю, мотивационную часть структуры личности. Тогда на деле, в нижней части структуры, сустав становится рычагом, а в понятии, в высших структурах психики, превращается в силу. Тем самым цель изучения экономики заключается в понимании того, как грамотно расходовать силы, данные индивиду из различных источников: генетики, общества, культуры, собственного Я, с использованием всех имеющихся рычагов управления. Проверка исходной гипотезы на достоверность показывает, что действительно суставной рычаг в поведении выводит на жизнь, которая обеспечивается посредством указанного приспособления (рычаги жизни). Возвышаясь до вершин психики, жизнь становится фактором, вызывающим привлечение всех необходимых ресурсов жизнедеятельности. Подобная установка направлена на выживание, причем предполагается, что данный процесс проходит в обстановке предельно бережного расходования ресурсов. Теперь при действии всех суставов происходит сгибание организма, которое ведет как в спорте к консолидации всех ресурсов в едином центре. Тем самым подготавливается потребление индивида, адаптированное к любым условиям, поскольку достигается существенная экономия ресурсов за счет их консолидация и концентрации. Таким образом, первый блок теоретического раздела экономики обозначается как принцип, т.е. внутреннее убеждение человека в правильности его экономического поведения и поступков.

Схема 1.

Наши рекомендации