Фраза третья: «Не просто еще один предмет»

Фраза, которая неоднократно встречалась в книге в комментариях учителей: «Это не просто еще один предмет». В каждой из школ лейтмотив лидерства — это не просто еще один предмет, это — «главный» предмет. Его цель — помочь ученикам раскрыть их потенциал и затем помочь развить его так, чтобы подготовить их не просто для выживания, но для процветания в XXI столетии — в новом мире, в котором мы живем.

Но справедливости ради должен сказать, что некоторые школы все-таки превращают лидерство в «еще один предмет». По крайней мере, они выделяют значительное время в начале каждого года для изучения и повторения принципов лидерства. Некоторые выделяют для этого время каждую неделю. Однако даже учителя, работающие с лидерством в таком режиме, не скажут вам, что это «просто еще один предмет». Они любят его, видят его ценность и поэтому они находят время, чтобы сделать его важной составляющей в образовании детей.

Обратите внимание на мои слова о том, что они находят время. Позвольте рассказать об этом подробнее. Насильно вкладывая в головы учеников бессмысленные факты, мы похищаем у них время, которое они могли бы уделить получению знаний и навыков, необходимых для достижения успеха в XXI веке. Это хищение ослабляет их жажду знаний, уничтожает желание ходить в школу, отвлекает их интеллектуальные ресурсы от бесценной возможности развиваться и получать удовольствие от жизни. Я потрясен тем, что ведущие исследователи в области образования обнаружили в связи с этим. Во-первых, вот что пишут Ричард Дюфор и Роберт Икер в книге «Профессиональные учебные сообщества в действии»:

Пришло время признать, что основная проблема учебных планов американских школ состоит не в том, что они делают недостаточно, а в том, что они пытаются сделать слишком много. Несмотря на то что американские школьники учатся меньше дней в году, чем их сверстники в странах Азии и Европы, от них ожидают, что они выучат значительно больший объем информации. Поставленные перед необходимостью преподавания программы «длиной в милю и глубиной в полдюйма» учителя поглощены задачей «покрытия» материала. Они чувствуют, что неспособны дать ученикам глубокие знания и выработать навыки, поскольку вынуждены участвовать в гонке с целью «покрыть» программу. Один из самых мудрых шагов, которые может предпринять школа для значительного улучшения качества образования, — разработать процесс для определения существенного материала, отказаться от несущественного материала и дать учителям время на преподавание значимой программы.

В «значимую программу», по моему мнению, входит то, что педагоги называют навыками XXI столетия. Но разве в существующей ныне пучине обязательных программ есть время и место этим навыкам? Вот что пишет Роберт Марзано в получившей широкую известность книге «Что работает в школе»:

…американские учебники по математике содержат на 175 процентов больше тем, чем в Германии и на 350 процентов больше, чем в Японии. Американские учебники по естественным наукам покрывают в девять раз больше тем, чем учебники в Германии, и в четыре раза больше, чем в Японии. Несмотря на это, школьники в Германии и Японии значительно превосходят американских детей в познаниях по математике и естественным наукам.

Не может ли эта ситуация быть следствием того, что огромная часть того, чему учат наших школьников, попадает в области «слишком много» или «несущественно»? Может быть, мы проводим ненужные программы в ущерб навыкам, необходимым в XXI веке, и действительно существенной информации?

Задавшись этими вопросами, Марзано составил список математических стандартов, которыми каждый американский школьник должен овладеть к пятому классу. Всего таких стандартов было 741. Затем он пригласил команду специалистов-математиков, которым предложил оценить каждый стандарт и сказать, важен ли он. Их выводы были просто убийственны. Из 741 стандарта они назвали существенными 229, еще 143 определили как несущественные, а остальные поместили в спорную середину. Это означает, что 20 процентов времени школьники тратят на изучение стандартов, являющихся несущественными, и значительное время отводится на изучение спорных стандартов. Это невыносимо!

Я не собираюсь давать рецепты — чему педагоги должны учить детей и что является или не является «существенным». Сделаю все возможное, чтобы не стать одним из тех бизнесменов, которые ведут себя так, будто лучше всех знают, как учить детей. Но как отец, дед и бизнес-лидер, я не хочу слышать, что дети тратят 20 процентов своего времени (один день в неделю) на освоение ненужного материала.

Фраза третья: «Не просто еще один предмет» - student2.ru

Наша молодежь достойна лучшей участи. Давайте не будем красть ее драгоценное время. Давайте не будем тратить время на то, что не имеет значения. Как сказал Гёте, «То, что значит больше, никогда не должно быть во власти того, что значит меньше». Это не значит, что школы должны стать невыносимо строгими заведениями, шлифующими мозги учеников. Поверьте, в школах лидерства есть место для игр и веселья. Но во многих случаях веселье тоже имеет смысл. Поэтому давайте высвободим время, чтобы развивать в детях черты характера и учить их навыкам, которые помогут им управлять своей жизнью в XXI веке. Если для этого придется пересмотреть учебные планы, давайте сделаем это.

Учителя А.Б.Комбс показали нам, как сделать это, не добавляя «еще один предмет» и не убирая ничего существенного из академического «меню», предлагаемого педагогами. Внедрив всепроникающий подход, они учат навыкам XXI столетия, продолжая делать то же самое, что они уже делали. Конечно, для запуска такой стратегии может потребоваться дополнительное время, но по большей части это вопрос расстановки новых акцентов. В действительности многие учителя и администраторы говорят, что лейтмотив лидерства экономит их время. Они не только становятся более организованными и работоспособными лично, но и могут использовать те десять минут в день, которые были сэкономлены благодаря отсутствию необходимости решения дисциплинарных проблем, для углубленного обучения детей существенным вопросам.

Наши рекомендации