Развитие и воспитание детей раннего возраста.

Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время происхо­дят важнейшие изменения в психическом развитии детей — форми­руется мышление, активно развивается двигательная сфера, появля­ются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная де­ятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младен­цев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например ложкой едят, лопаткой копают, а молотком за­бивают гвозди.

Выявляя в процессе деятельности наиболееважные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными опера­циями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики само­го предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития воспри­ятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что дей­ствия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами — пер­цептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями со­отнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуа­ции качеств (информативных точек), составлении на их основе ус­тойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих обра­зов-эталонов с предметами окружающего мира.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Как и в случае с формированием предметных дейст­вий, помощь взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста, необходима для раз­вития мышления ребенка и перехода его на более высокий образ­ный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления.

Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т.е. нерасчлененность — ребенок пытает­ся решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но вос­принимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста, должна быть направлена прежде всего на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста) выделит главные и второстепенные. Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятель­ность могут существенно ускорить и оптимизировать познаватель­ное развитие детей, недаром М.И. Лисина назвала ведущий вид об­щения в этот период ситуативно-деловым.

Однако общение со взрослым имеет большое значение не толь­ко для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Взрослым, при воспитании ребенка раннего возраста, надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время являет­ся на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успеш­ных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятель­ности.

В этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависи­мости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано, по его мнению, с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «я — сам» в отечественной психологии. Так, в ис­следованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от дру­гих самостоятельностью собственных действий.

В это же время у детей появляются первые признаки негативиз­ма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Фиксация на негативном этапе этого кризи­са, препятствия, которые возникают при формировании самостоя­тельности, активности детей (высокая степень опеки — гиперопека, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрос­лых), не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямст­во, агрессия, так же как и тревога, отгороженность становятся ус­тойчивыми свойствами личности. Эти качества, естественно, влия­ют на все виды деятельности детей — и на их общение с окружающи­ми, и на их учебу и могут привести к серьезным отклонениям в млад­шем школьном и, особенно, подростковом возрасте.

Содержание, методы и средства развития речи. Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком.

Наши рекомендации