НИ одна из теорий не идеальна, хороший учитель совмещает сразу несколько на практике.

Модели учителя

1)традиционная (учитель –предметник)

1 – традиционалистическая, или «знаниевая», парадигма – главная цель обучения и воспитания – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания. «Плохой» ученик – это незнающий ученик. Основная цель – дать знания любой ценой;

К традиционализму относились прежде всего социальная педагогика, религиозная педагогика и педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования. Подчеркнем, что педагоги-традиционалисты так или иначе размышляли в русле этих педагогических течений.

Представители социальной педагогики(Э. Дюркгейм — Франция, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер — Германия, Б. Рассел, М. Макмиллан, С. Айзеке — Англия, Р. Зейдель — Швейцария и др.) главным источником педагогической науки и практики считали социально-историческое знание.

2) философия развития (прогрессивизм) Прогрессивизм - это теория образования,90 которая возникла как реакция на традиционное образование, которое акцентировало внимание на методах формального наставления, заучивания литературных классиков западной цивилизации. Наибольшее интеллектуальное влияние на основы прогрессивного образования оказали Джон Дьюи, Зигмунд Фрейд и Жан-Жак Руссо. Дьюи сделал свой вклад как философ прагматической школы. Он много написал о философском обосновании образования и попытался подтвердить свои идеи в своей экспериментальной школе в чикагском университете. Поэтому прагматизм можно назвать основным учением, оказавшим влияние на прогрессивные теории образования. Учитель должен быть советником, путеводителем, спутником, а не авторитарным кабинетным директором. Эта позиция тесно привязана как к прагматизму с его утверждением о постоянной перемене, так и к прогрессивизму с его позицией центрального положения ребенка в обучении. Учитель не может быть традиционным авторитарным раздатчиком необходимой информации. Это правда, так как самая яркая реальность человеческого существования - это перемены. В результате никто не знает форму будущего и необходимую информацию, которая будет нужна в будущем. Таким образом может не быть авторитетного учителя с узким кругозором необходимых знаний. С другой стороны учителя имеют больше знаний и приобрели гораздо больше опыта, чем их ученики. Это дает им возможность быть путеводителями по территории, по которой они уже прошли, советниками в ситуациях в которых ученики заходят в тупик, и спутниками в тех обстоятельствах, которые новы для них во всегда меняющемся и постоянно развивающемся мире. Они такие же индивидуальности, как и их ученики, и будут учиться вместе с ними, если сами они будут пытаться использовать энергию учеников и искать непосредственные их интересы и инициативу в учебе. Роль учителя должна сводится к тому, чтобы помогать студентам учиться тому, как они должны учиться. Это разовьет их в самостоятельных взрослых людей, способных хорошо ориентироваться в постоянно меняющейся среде.

3) Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психологическое течение, которое призывает изучать не сознание, а поведение человека. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное па те или иные реакции, действия, поведение (Дж. Уотсон, Б. Скиппер, К. Халл, Э. Толмен и др.). Главная идея бихевиоризма как психолого-педагогической концепции заключается в том, что поведение ребенка является управляемым процессом. Важную роль в организации и осуществлении процесса воспитания и обучения играет идея алгоритмизации обучения. Как можно вкратце определить сущность процесса обучения в данной системе? Согласно мнению бихевиористов, обучать ребенка – это организовать в окружающей его среде события таким образом, чтобы желательное поведение (интеллектуальное, двигательное и т.д.) появилось и было подкреплено немедленно. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т.е. достичь заданного эффекта воспитания и обучения, нужно подобрать действенные стимулы и научиться их правильно применять (компьютерное обучение, идеи схематизации и программированного обучения и т.д.)."Дети – это продукт тренировки и окружающей среды", – таков основной принцип педагогов-бихевиористов. В частности, так считает известнейший педагог – автор методики "воспитания талантов", Шиничи (Синити) Судзуки. За рубежом достаточно известной является сто программа развития способностей детей в разновозрастной группе (от 3,5 до 5 лет).

4) В начале 80-х годов роль учителя в школьной жизни учащихся требовала перемен. Современному образованию необходимы были свежие идеи, новые оригинальные концепции, которые подняли бы образование на совершенно иной уровень. Учитель не должен был ограничиваться в том, чтобы учить, он должен помогать ученикам учиться. Он должен стать организатором развивающей среды, побуждающей ученика учиться. По мнению педагогов-новаторов, учитель должен быть глубоко гуманным, образованным, творческим человеком, понимающим, знающим индивидуальные способности учеников, готовым прийти на помощь, к общению в любое время, способным обеспечить мотивацию учения для каждого, включать каждого ребѐнка в активную деятельность, поощрять малейшую инициативу каждого, вызывать удивление своим трудом, чтобы школьники захотели подражать. Важной составляющей педагогического процесса является самообразование учителя. Один из самых выдающихся педагогов – новаторов Ш.А. Амонашвили считал, что эффективное воспитание и обучение учеников полностью зависит от личности учителя. Амонашвили огромное значение придавал коллективной работе учащихся. За счет слаженной работы, учащиеся приобретали такие положительные качества, как доброта, целеустремленность, умение работать с коллективом и уважение к товарищам. Он не ограничивал учащихся и при выборе индивидуальных самостоятельных работ и всячески поддерживал их. Один из ведущих принципов Ш.А. Амонашвили – не сравнивать успехи детей, сравнивать успехи ребенка только с его собственными успехами. Вместо соперничества превалируется взаимопомощь, умение радоваться успеху другого. Представителем новаторской «волны» также был И.П. Волков, он разработал оригинальную творческую концепцию. Новаторская идея И.П. Волкова заключалась в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. Во многом похожа с новаторской идеей Волкова и по-своему уникальна была оригинальная концепция обучения литературы Е.Н. Ильина. как искусства и морально-этического направления, ориентирующего каждому ученику состояться как личность. Ильин видел главную цель обучения литературы в воспитательной функции, нежели в познавательной.1. Педагогика сотрудничества – это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности учащегося, равного партнерства его и педагога в учебном процессе, на стремлении к духовной общности педагога и учащегося. Педагог не принуждает принудительными средствами учиться ученика, а формирует ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и способности учащегося в успешном усвоении знаний, склонностью при необходимости авансировать успех ученика в учебной деятельности. 2. Поиск новых, нестандартных способов, приемов и средств учебной деятельности, которые обеспечивают высокий результат усвоения учениками учебного материала. Потому и именуют их новаторами. 3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их обучающихся. Не беспричинно к их опыту потянулись учительские массы. 4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классов до техникумов. Она объясняется тем, что их дидактические идеи были выношены, выстраданы, проверены многолетней собственной практикой учебно-воспитательной работы в городских и сельских школах

Способы дифференциации.

§ дифференциацию содержания учебных заданий:

§ по уровню творчества;

§ по уровню трудности;

§ по объему.

§ использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, и работа дифференцируется:

§ по степени самостоятельности учащихся;

§ по степени и характеру помощи учащимся;

§ по характеру учебных действий.

История

За долгую историю существования педагогики как науки и практики возникало множество воспитательных систем, основанных на различных философских, социологических и психолого-педагогических концепциях. Охарактеризуем часть из них.

Спартанская система воспитанияпо преимуществу преследовала цель подготовить воина, крепкого телом и духом. Воспитание такого воина брало на себя государство и осуществляло в три этапа. На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки чтения и письма и приобщались к физическому закаливанию (ходили босиком, спали на тонкой соломенной подстилке, проходили жестокие физические испытания), приучались к аскетизму, немногословию, суровому контролю и дисциплине. На втором этапе (15–20 лет) молодые люди помимо грамоты осваивали пение и музыку, приучались переносить голод и физическую боль, самостоятельно добывать пищу; принимали участие в расправах над рабами и физических наказаниях провинившихся товарищей, приобретали навыки самоконтроля и самодисциплины. На третьем этапе (20–30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена воинской общины, которому надлежало в совершенстве владеть копьем, мечом, дротиком и другими видами оружия, быть безоговорочно преданным интересам государства и в любую минуту готовым к исполнению воинского долга и самопожертвованию.

Традиции спартанского воспитания стали предметом подражания в последующие эпохи, особенно в системах закрытых военных учебных заведений.

Афинская система воспитанияставила своей целью воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, показателями чего служили победы в соревнованиях по гимнастике, танцах, музыке, в словесных спорах. Система воспитания также реализовывалась поэтапно. На первом этапе (7-16 лет) дети посещали одновременно мусическую (музыкальную) и гимнастическую школы (палестры), в которых получали литературное, музыкальное и военно-спортивное воспитание. На втором этапе (16–18 лет) юноши совершенствовали свое образование и воспитание в гимнасиях, где приобретали опыт красноречия и ведения споров. На заключительном этапе (18–20 лет) лучшие юноши совершенствовали военное мастерство в эфебиях.

Афинская система воспитания была ориентирована на овладение «совокупностью добродетелей», которые в дальнейшем получили известность как «семь свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа вошла в историю как символ греческой образованности.

Параллельно с этим в эпоху Средневековья существовала система рыцарского воспитания,которая включала в себя жертвенность, религиозное послушание в сочетании с личной свободой, служение Прекрасной Даме, соблюдение кодекса чести. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из четырех этапов. До 7 лет мальчик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет он служил пажом у супруги феодала и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем при рыцарях, осваивая «начала любви, войны и религии». В 21 год его посвящали в рыцари, основанием для чего служили испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость, продемонстрированные на турнирах, поединках и пирах.

Одной из первых авторских воспитательных систем стала система воспитания джентльмена, предложенная английским философом и педагогом Джоном Локком(1632–1704) и легшая в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII–XX вв. В трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693) он обосновал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания, поскольку «душа человека – чистая доска без всяких знаков и идей, которую надлежит заполнить воспитанием». Идеалом воспитания, согласно Локку, является высокообразованный и деловой человек. Главными составляющими в его воспитании выступают: 1) физическое воспитание, выработка характера, развитие воли; 2) нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; 3) трудовое воспитание, основанное на знаниях по экономике и сельскому хозяйству, владениях ремеслами; 4) развитие любознательности и интереса к учению, которое должно иметь теоретическую направленность и практический характер.

Воспитательная система немецкого философа и педагога Рудольфа Штейнера(1861–1925), известная как вальдорфская педагогика (по названию фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа), базируется на теории свободного воспитания. Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития личности, которые осуществляются в партнерстве с учителем, в гармонии души и тела.

Воспитательная система вальдорфских школ была призвана одновременно развивать интеллект (дух), тело и нравственность (душу) человека. Главный принцип, лежащий в основе данной воспитательной системы, – принцип свободы, которая при этом обязательно предусматривает ответственность. Школа представляет собой социальный организм нового типа. Прежде всего в ней нет директора. К решению всех важных вопросов привлекаются родители. Школа не имеет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная свобода в выборе содержания, форм и методов образовательного процесса.

Педагоги вальдорфской школы были незаурядными личностями, высокоэрудированными, прекрасно подготовленными специалистами, для деятельности которых характерны: 1) выбор в качестве основных средств обучения яркого, живого слова, ритма, природного материала, игры, творческой деятельности; 2) опора на индивидуальные особенности детей, их душевные переживания как стимул для развития и осознания своего «Я»; 3) ориентация на развитие у детей способности чувствовать, творчески созидать, изучать природу, воспринимать культуру и искусство; 4) установка на обучение без отметок, на показ того, что педагог вместе с учениками ищет ответы на поставленные вопросы, не всегда зная ответы; 5) стремление оказать помощь ученику в форме суждения-совета, который высказывается как пожелание в ходе свободного общения.

Воспитательная система итальянского педагога Марии Монтессори(1870–1952) разработана в русле идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Главную задачу школы Монтессори видела в том, чтобы создавать окружающую среду, способствующую естественному процессу саморазвития ребенка.

Основными концептуальными положениями воспитательной системы М. Монтессори выступают следующие: 1) обучение и воспитание должны проходить совершенно естественно в соответствии с развитием личности, поскольку ребенок сам себя развивает; 2) девизом воспитательной системы должно быть обращение ребенка к педагогу («Помоги мне сделать это»); 3) вся жизнь ребенка – от рождения до гражданской зрелости – есть развитие его независимости и самостоятельности; 4) в организации воспитания необходимы учет сензитивности и спонтанности развития, единство индивидуального и социального развития; 5) в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах; 6) сущность разума – в упорядочении и сопоставлении; 7) не надо обучать ребенка: необходимо предоставить ему условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры; 8) сознание ребенка является «впитывающим», поэтому главное в воспитании заключается в том, чтобы организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Одной из центральных в воспитательной системе М. Монтессори является идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды, которая необходима для того, чтобы реализовать природные силы развития, заложенные в ребенке. В дошкольный период воспитывающая среда содержит так называемый монтессори-материал, подобранный в соответствии с индивидуальностью ребенка и его стремлением к движению, выступающий психологическим инструментом опосредованного восприятия мира и необходимый для развития практических умений, мелкой моторики и сенсорики, рук, глаз, речи ребенка. Часть этого материала создается из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, вкусу, весу, температуре. Взрослый как конструктивный элемент воспитательной среды всегда готов прийти на помощь в желании ребенка познать окружающий его мир и самого себя.

В младшем школьном возрасте «монтессори-материал» содержит специально созданные яркие, наглядные дидактические средства (числовые таблицы, цифры, буквы и геометрические фигуры из шершавой бумаги, числовой материал из бусин, средства письма, библиотечку). Взрослый как организатор воспитательной среды проводит беседы, рассказы, разговоры, игры. Главное в его позиции: исследовать, наблюдать, организовывать воспитывающую среду, уважать право ребенка быть самим собой и отличаться от взрослых и других детей.

Воспитательная система выдающегося французского педагога и философа Селестена Френе(1896–1966), сельского учителя из местечка Ванс, разрабатывалась на основе концепции свободного воспитания. По мнению Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, самоактуализироваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходят обучение и саморазвитие личности. В ряде философско-педагогических трудов он описал и внедрил в реальную практику модель «детского заповедника», где целью воспитания выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».

Концептуальные положения воспитательной системы С. Френе включают следующие принципы: 1) воспитание – процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с особенностями возраста и способностями личности; 2) приоритетами воспитательного процесса являются межличностные отношения и ценностные ориентации; 3) общественно полезный труд обязателен на всех этапах воспитания и развития личности; 4) большая роль в воспитательном процессе принадлежит школьному самоуправлению; 5) необходимо целенаправленно развивать эмоциональную и интеллектуальную активность личности; 6) педагог никого не воспитывает, не развивает, а на равных с детьми участвует в решении общих проблем; 7) в деятельности детей нет ошибок, а есть недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать; 8) нет назидательной дисциплины, поскольку дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения.

Создание воспитательной системы, в которой оптимальным образом взаимодействуют школа, природная и социальная среда, занимала особое место в педагогической теории и практике выдающегося русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого(1878–1934). Его деятельность началась в 1905 г., когда он создал первые в России клубы для детей и подростков. Следующим этапом стало создание детской трудовой колонии «Бодрая жизнь» (1915–1917), а затем Первой опытной станции по народному образованию (1919–1932). С. Т. Шацкий считал, что развивающее влияние воспитательной системы будет тем выше, чем активнее дети включаются в изучение и преобразование окружающей среды. Организуя различные аспекты жизнедеятельности личности – трудовое, физическое, умственное, игровое пространство, – школа должна быть инициатором социокультурных изменений, «изучать жизнь и участвовать в ней в целях ее преобразования».

С. Т. Шацкий был уверен, что только труд способен внести «смысл и порядок в детскую жизнь», однако организовывать его надо с соблюдением следующих условий: 1) труд должен быть интересен для детей; 2) он должен иметь для них личную и общественную значимость; 3) труд должен быть направлен на развитие сил и способностей детей; 4) он должен развивать у детей деловые связи и партнерские отношения.

Воспитательная система в педагогической практике С. Т. Шацкого выступала как целостное социально-педагогическое единство, в состав которого входили ясли и детские сады, начальная и средняя школы, школа-интернат, клуб, читальня. Кроме того, были созданы подструктура исследовательских учреждений и система повышения квалификации педагогических кадров.

Воспитательная система выдающегося педагога советской эпохи Антона Семеновича Макаренко(1888–1939) создавалась в 1920-е гг., когда в России решалась масштабная задача – поиск эффективных путей борьбы с беспризорностью. С этой целью А. С Макаренко в 1920 г. организовал под Полтавой Трудовую колонию имени A. M. Горького для перевоспитания малолетних преступников, а позже – Детскую трудовую коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. Особенностью воспитательной системы Макаренко являлась диалектическая взаимосвязь целей и средств воспитания, что нашло выражение в следующих основных принципах деятельности: 1) гуманизм воспитательного воздействия, заключающийся в формуле: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему»; 2) коллективный характер воспитания, выступающий сердцевиной всей системы деятельности детского сообщества; 3) наличие «системы перспективных линий», т. е. ближних, средних и дальних целей, делающих жизнь детей осмысленной и наполненной ожиданиями «завтрашней радости»; 4) наличие параллельного действия, при котором влияние на личность оказывает не только педагог, но и коллектив на основе общественного мнения; 5) вовлеченность детского коллектива в интересный, содержательный общественно полезный труд, способный приносить радость и гордость за достигнутые результаты; 6) организация досуговой деятельности на основе разнообразных кружков по интересам (хоровой кружок, драмкружок, спортивно-военный, шахматно-шашечный, танцевальный, литературный, кружок политграмоты, световая газета, кружок сказок).

Необходимо отметить, что многие аспекты воспитательной системы А. С. Макаренко до сих пор широко распространены в мировой педагогической практике.

В середине XX столетия в педагогических теориях Запада были сделаны выводы о том, что именно «школьная среда» определяет качественные особенности воспитательно-образовательного процесса. На основе данных теоретических положений в Англии, Австралии и США стали создаваться воспитательные системы, получившие название «эффективная школа».

Эффективная школа создает для учащихся жизненную среду, которую отличает теплая, позитивная атмосфера сотрудничества и безусловного взаимного признания, что и обеспечивает подлинную эффективность воспитательно-образовательного процесса. Ведущей установкой является стремление оказывать поддержку каждому члену группы, который в ней нуждается. Организационная структура эффективной школы и правила поведения в ней устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить как можно большую индивидуальную свободу в рамках ограничений, добровольно принимаемых всеми членами этого сообщества. Это способствует не только хорошей успеваемости, но и формированию у каждого учащегося позитивной самооценки. Начиная с 1960-х гг. в США появилась другая разновидность воспитательной системы школы, называемая «справедливые сообщества».Это небольшие (чаще до 100 человек) добровольные объединения администрации, учащихся и учителей, имеющие прочные связи с родителями, созданные внутри обычной традиционной школы. Все члены сообщества обладают правом голоса в решении основных проблем. Школа живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге. Управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. В основе этой воспитательной системы лежат идеи американского психолога Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей ступени к более высоким ступеням морального развития. Для этого прежде всего необходимы демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков.

Наиболее разработанными воспитательными системами в ряде стран Запада и в США являются школы глобального образования.В основе данных воспитательных систем лежит концепция американского философа Р. Хенви, который рассматривает мир как единое целое, как огромную глобальную общину, существующую в виде системы взаимосвязей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех. В соответствии с этим цель школы глобального образования состоит в том, чтобы научить школьников: 1) видеть планету в целом и отдельные ее аспекты как взаимосвязанные во всех элементах сложные системы; 2) рассматривать свою национальную культуру как органическую и необходимую часть общемировой культуры, а в национальной культуре видеть и ценить элементы культуры общечеловеческой; 3) осознавать себя как суверенную личность, члена семьи и общества, действующего субъекта исторического процесса; 4) применять приобретенные в школе знания, способы деятельности, умения и навыки на практике, в конкретных делах по улучшению состояния социальной и природной среды.

Воспитательные системы, разрабатываемые в современной отечественной педагогической теории и практике, нацелены на реализацию требований личностно ориентированного образования, предусматривающего оптимальное развитие и саморазвитие педагогов и воспитанников в процессе их совместной творческой жизнедеятельности.

Воспитательная система школы № 825 г. Москвы (директор Владимир Абрамович Караковский),ориентированная на целостную педагогическую концепцию «Мы – школа», опирается на идеи системности, комплексного подхода к воспитанию, интеграции педагогических воздействий, приоритетности коллективного творчества. Ее основными особенностями выступают: 1) организационное строение, включающее педагогический совет (администрация, учителя, представители от старшеклассников) и большой совет (директор, педагоги, представители от каждого класса, начиная с шестого); 2) стиль взаимоотношений, основанный на заинтересованном обсуждении детских проблем, доброжелательном отношении к каждому ребенку, отсутствии грубости, резкого тона и серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, личных дружеских связях между учителями и учениками; 3) ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского), которые проводятся как традиционные мероприятия, вносят организационную упорядоченность в жизнь школы, но каждый раз разрабатываются, подготавливаются и проводятся на основе оригинального, нетрадиционного, творческого подхода; 4) коммунарский сбор как главный функциональный узел воспитательной системы, проводимый в весенние каникулы в течение трех дней, представляет собой комплекс коллективных творческих дел, осуществляемых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом за город. Это мощное средство объединения коллектива и осознания чувства «мы».

Воспитательная система школы самоопределения (школа № 734 г. Москвы) Александра Наумовича Тубельскогоимеет следующие особенности: 1) в соответствии со сборником «Имею право», определяющим Устав школы, главной целью обучения и воспитания является «создание условий, которые содействуют ребенку в строительстве личности, осознании своей индивидуальности, образовании себя»; 2) задача учителя видится в том, чтобы сохранить у ребят любознательность и интерес к учебе; это достигается отсутствием жестких образовательных программ, преимущественной ориентацией на интересы, склонности и способности каждого ученика, самостоятельно и в индивидуальном темпе добывающего знания; 3) вся школа превращена в большую экспериментальную площадку, занятия по различным предметам строятся на основе самостоятельной исследовательской деятельности детей, которые сами выдвигают версии, ищут доказательства и сами определяют, каких знаний им не хватает для решения проблемы; 4) творческая деятельность является ведущей в организации учебно-воспитательного процесса, что проявляется в издании общешкольной газеты «Фиговый листок», во введении ряда обязательных дисциплин и спецкурсов, направленных на то, чтобы помочь ребенку выразить себя в письменной и устной речи; 5) весь процесс жизнедеятельности школы основывается на равноправии и педагогике сотрудничества, регулируется школьной конституцией, которая одинаково обязательна для всех граждан, которыми являются и ученики, и учителя.

Ученики школы А. Н. Тубельского имеют право с 5-го класса выбирать предметы для изучения сверх государственного минимума; заниматься по индивидуальному плану, предоставляющему каждому ученику возможность свободно посещать занятия и сдавать программу досрочно; по договоренности с администрацией заменять учителя или даже отказаться от него.

Воспитательная система Красноярской школы «Универс» (директор Сергей Юрьевич Курганов)основана на поэтапном вхождении ученика в диалог культур на основе следующей динамики: 1-2-й классы – зарождение «узелков» понимания («точек удивления»), в качестве которых выступают идеи, слова, числа, явления природы, исторические моменты и которые построены по схеме народных загадок; 3-4-й классы – освоение античной культуры как целостное, неделимое единство, включающее античную историю, математику, искусство, мифологию, механику; 5-6-й классы – освоение культуры Средневековья по принципу, аналогичному предыдущей программе; упор на пафос веры и культа, характерные для культуры этой эпохи, но без пропаганды религии; 7-8-й классы – освоение культуры Нового времени как диалога с предшествующими и последующими эпохами на основе изучения первоисточников XVII–XIX вв.; 9-11-й классы – культура современности, изучаемая с трех основных позиций: 1) сведение воедино загадок и отгадок всех предыдущих курсов; 2) углубление во внутреннюю противоречивость современных общечеловеческих проблем; 3) организация диалога между классами, возрастами, культурами.

Воспитательная система агрошколы Александра Александровича Католикова(г. Сыктывкар, Республика Коми) основана на воплощении в условиях современной школы-интерната модели трудового воспитания по А. С. Макаренко.

В школе около 300 детей в возрасте от 2 до 18 лет. Материальная база школы включает жилой комплекс (учебные и спальные корпуса, медицинский блок, спортивный блок с плавательным бассейном, стрелковый тир), учебно-опытное хозяйство (30 га земли под цветы и овощи, 100 га земли под пашню, 100 га лугов, 70 га лесного хозяйства, ботанико-зоологический заказник), технический парк (гаражи, вело– и мотоклассы, 18 тракторов) и животноводческий комплекс (15 коров, 15 телят, 100 поросят, 50 овец, 4 лошади, птицеферму и кролиководческую ферму).

Важнейшими элементами воспитательной системы агрошколы являются разновозрастные бригады, соревнования, культ труда, позиция педагога и позиция ребенка.

Разновозрастные бригады работают на основе самоуправления: бригадир избирается на общем собрании, бригада имеет вымпел, девиз, эмблему, песню. В коллективе есть совет командиров, действует школа командиров.

Соревнование служит стимулом жизнедеятельности коллектива школы: каждая бригада имеет свой участок работы, для учета результатов соревнования разработана четкая система учета труда.

Культ труда является законом коллектива и выражается в том, что в нем трудятся все: от мала до велика, от зари до зари, от ранней весны до поздней осени. Трудом не наказывают, а организуют его на основе личностного интереса, последовательно усложняя (малыши собирают грибы и ягоды, подростки работают в теплицах и на фермах, старшеклассники – в поле и на машинах).

Позиция педагога: жить вместе с детьми, трудясь вместе с ними, радуясь общению, природе, труду, жизни.

Позиция детей: выступая членом единого коллектива, быть свободным в выборе трудовой деятельности как средстве самореализации.

2. Теория и практика, формирование образовательного пространства

Воспитательная система имеет сложную структуру, в которой выделяют следующие компоненты: 1) цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию данной концепции; 3) субъекты деятельности (ее организаторы и участники); 4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении и интегрирующие субъектов в некую общность; 5) среда системы, освоенная входящими в нее субъектами; 6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы.

Субъектами современной (гуманистической) воспитательной системы являются не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед ними цели, переводят их в ранг практических задач и реализуют в процессе совместной деятельности. В силу этого важнейшим условием эффективности системы является объединение детей и взрослых в коллектив, выступающий ядром гуманистической воспитательной системы.

Чтобы воспитательная деятельность являлась системообразующей, она должна быть совместной, творческой, личностно значимой и носить гуманистический характер. Именно эти факторы в первую очередь определяют воспитательный потенциал системы. Деятельность становится системообразующей, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и если она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу. Это означает, что создание воспитательной системы, по сути, есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников.

Любая гуманистическая воспитательная система является открытой системой, т. е. в ее становлении, функционировании и развитии большую роль играет окружающая среда – и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой эта среда освоена).

Воспитательная система не задается сверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности; поэтому она – не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен: в нем бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения.

Источником развития воспитательной системы служит прежде всего разрешение противоречия между ее нарастающей упорядоченностью (процесс интеграции) и тенденцией к возрастанию независимости различных элементов (процесс дезинтеграции).Интеграция выражается в сплочении коллектива, в установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуаций и т. д., дезинтеграция – в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, возникновении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям, и т. д.

Противоречия между интеграцией и дезинтеграцией развития воспитательной системы конкретизируются в противоречиях между системой и личностью. Процессы интеграции создают благоприятные условия для социальной адаптации; напротив, дезинтеграционные явления в системе способствуют отчуждению м

Наши рекомендации