Дифференцированные показатели для оценки работы учителя

классифицируются по категориям:

Учитель второй категории — имеет 1—2 года стажа работы, дает высокого качества уроки, ведет предметные кружки, фа­культативы. Класс, в котором он является классным руководите­лем, имеет высокие показатели в дисциплине и полезных делах. Систематически работает над повышением своей квалификации, хорошо работает с родителями.

Учитель первой категории^- имеет квалификационную вто­рую категорию, успешно закончил курсы ИПК, выпустил один-

два выпуска начальных, девятых или одиннадцатых классов. Учащиеся подтверждают высокий уровень знаний. Много рабо­тает как классный руководитель, класс занимает одно из лучших мест в школе, ученики характеризуются высоким уровнем вос­питанности. Учитывается мнение родителей.

Учитель высшей категории — имеет квалификационную пер­вую категорию, успешно закончил курсы ИПК. Оказывает большую помощь молодым и неопытным учителям. Разрабаты­вает и усовершенствует приемы и методы работы. Выступает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах.

Технология аттестации педагогических работников прово­дится поэтапно.

Первый этап — создание аттестационной комиссии в обра­зовательном учреждении решением педагогического совета и ут­верждение руководителем данного учреждения; назначаются от­ветственные за организацию аттестации. Для получения второй квалификационной категории учитель обращается в школьную аттестационную комиссию для получения первой квалификаци­онной категории учитель обращается в аттестационную комис­сию муниципального управления; для получения высшей квали­фикационной категории учитель обращается в главную (краевую, областную) аттестационную комиссию.

В условиях г. Москвы первая и высшая квалификационная категории присваиваются в Управлении аттестации педагогиче­ских кадров Московского комитета образования.

Предлагается перечень документов личного дела педагогиче­ского работника для прохождения аттестации: заявление на атте­стацию, копия документа о результатах повышения квалифика­ции, экспертное заключение о результатах выполнения кон­трольных и других квалификационных работ, аттестационный лист, выпискаиз приказа руководителя образовательного учреж­дения.

Следующий этап — организация оценки уровня квалифи­кации учителя, результативности его профессиональной деятель­ности.

Третий этап — это оценка уровня квалификации и профес­сиональной деятельности учителя.

И последний этап — принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказов по результатам аттестации. На

основании решений аттестационных комиссий руководители органов управления образования и образовательных учреждений издают приказы о присвоении педагогическим работникам ква­лификационных категорий и устанавливают уровень оплаты тру­да по соответствующим разрядам.

Контрольные вопросы:

1. Выделите виды внутришкольного контроля-

2. Дайте характеристику системе внутришкольного контроля.

3. Цель аттестации педагогических кадров.

4. Охарактеризуйте общие требования к оценке труда учителя.

5. Назовите этапы аттестации учителя.

Тема 10

МЕЖПИЧИОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ. СОиИАПЬНО-ПСИХОПОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

План:

1. Педагогический коллектив. Особенности его жизнедея­тельности.

2. Межличностные отношения как основа формирования социально-психологического климата коллектива.

3. Конфликты в педагогическом коллективе.

Понятия: педагогический коллектив, межличностные отно­шения, социально-психологический климат, конфликт.

ВС точки зрения системного подхода школа как педагогиче­ская система делится на две главные взаимодействующие подсистемы: управляющую (педагогический коллектив) и управ­ляемую (ученический коллектив), которые в свою очередь под­разделяются на более мелкие подсистемы.

Педагогическая деятельность учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в общественном коллективе, наи-

более полно характеризуют состояние школы как целостной пе­дагогической системы.

Педагогический коллектив как профессиональное объедине­ние людей обладает всеми общими признаками коллектива: обще­ственно значимые цели деятельности, наличие руководства, отно­сительная устойчивость и продолжительность функционирования. В то же время он имеет и свои специфические особенности.

О Полифункциональность. Современный учитель одновре­менно выполняет функции учителя-предметника, классного ру­ководителя (воспитателя), руководителя кружка, общественного деятеля. Из полифункциональности деятельности отдельных учителей складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая профессиональные за­дачи, педагогический коллектив выходит за рамки школы: фор­мирует педагогическую культуру родителей и общества в целом.

О Самоуправляемость.

Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управления. Дея­тельность коллегиальных органов управления развивает само­стоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. С другой стороны, функциональные обязанности педагогов чет­ко определены, обязательны для выполнения, отработаны фор­мы контроля и самоконтроля.

О Коллективный характер труда и коллективная ответствен­ность за результаты деятельности.

Деятельность отдельных учителей в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня школы, оценке качества знаний учащихся.

Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеж­дениях, но это не означает однообразие в технологии педагоги­ческой деятельности.

О Ненормирование рабочего дня учителя, т. е. отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагоги­ческого труда.

Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности педа­гогического коллектива, является, как правило, причиной пере-

1рузки учителей, недостатком свободного времени для их про­фессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникнове­нию стрессов.

Наши рекомендации