Основные причины школьной неупеваемости
Под неуспеваемостьюпонимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательной и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшими из этих условий педагогика признает обучение и воспитание детей в школе.
Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Таблица 10. Основные причины школьной неуспеваемости
Неуспевающие дети | ||
1. Хронически неуспевающие дети (по психофизическим причинам) | 2. Дети, не успевающие по отдельным учебным дисциплинам (по социальным причинам) | 3. Подростки с несформированной учебной деятельностью |
· Задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит. · Работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы). · Не подмечает своих неудач и трудностей; отказывается от решения продуктивных творческих задач. · Не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу. · Работает очень вяло либо снижает темп, постепенно уставая раньше других детей. · Индифферентно относится к результатам собственной работы, к познавательному труду в целом. | · Обучающиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника, вследствие непонимания отдельного предмета (предметофобия) или отдельной группы учебных дисциплин (точных, гуманитарных, др.) или по причине отсутствия необходимых условий: неблагополучная семья, плохое здоровье, отсутствие адекватного психолого-педагогического сопровождения | · Неуспевающие обучающиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. · Неуспевающие, для которых характерно как низкое, так и высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу |
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Современная дидактика в качестве основных направлений преодоления неуспеваемости предлагает следующие, отраженные в таблице 11.
Таблица 11. Основные направления педагогической работы по преодолению школьной неуспеваемости учеников
Педагогическая профилактика | Поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. |
Педагогическая диагностика | Систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок |
Педагогическая терапия | Меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия |
Воспитательные воздействия | Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника. Главной формой работы со слабообучаемыми детьми является реализация индивидуально-ориентированных профилактических программ |
Таблица 12. Работа педагогического коллектива по возвращению ребенка в школу
Этапы возвращения ребенка в школу | |||
Подготовительный этап - Выяснение списка детей, длительно не посещающих школу. - Причины длительного непосещения школы. - Изучение личных дел учащихся, длительно не посещающих школу. - Изучение жизненной среды ребенка | Организационный этап – реализация программы возвращения ребенка в школу. - Определение местонахождения семьи ребенка, длительно не посещающего школу. - Посещение семьи с проведением изучения жилищно-бытовых условий проживания ребенка, длительно не посещающего школу. - Проведение организационно-разъяснительной работы в семье по возвращению ребенка в школу. - В случае неблагоприятной обстановки в семье (жестокость по отношению к ребенку, невыполнение родителями, лицами, их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку и т. д.) принятие соответствующих мер | Адаптационный этап – создание благоприятных условий для ребенка после его возвращения в школу. - Составление индивидуальной адаптационной программы для вернувшегося в школу ребенка. - Снятие у ребенка состояния психологического дискомфорта. - Диагностика учебных знаний, умений, навыков. - Индивидуальные собеседования с ребенком, длительно не посещающим школу. - Гармонизация взаимоотношений «ребенок – семья – учитель» (консультация, индивидуальное собеседование). - Контроль посещения учебных занятий и выполнения режима дня | Профилактичес-кий этап – предупреждение пропусков занятий обучающимися без уважительных причин. - Индивидуальные собеседования с родителями ребенка, склонного к пропускам занятий. Выработка совместных стратегий. - Контроль дисциплины: посещение школы, поведение на уроках, выполнение распорядка школы и правил поведения для учащихся, поведение вне школы. - Занятие ребенка, склонного к пропускам без уважительных причин, общественным трудом, социально-значимой общественной деятельностью. - Осуществление сотрудничества с учреждениями дополнительного образования для вовлечения детей в кружки, студии. - Развитие коммуникативных и поведенческих навыков обучающихся. - Реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ для обучающихся. - Оказание консультационной правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов. - Проведение в школе занятий по этике и культуре поведения, пропаганде здорового образа жизни. - Родительские собрания (общешкольные, классные): по проблемам профилактики асоциального поведения, алкоголизма, наркомании, табакокурения, ненормативной лексики; по культуре поведения, здоровому образу жизни. - Беседы (групповые и индивидуальные) с родителями детей склонных к пропускам занятий без уважительных причин |
Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации
· При выборе способов индивидуального подхода к обучающимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
· Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
· Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
· Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
· Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
· Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
· Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Важность такого подхода в образовании детей очевидна.