Личный контракт-обязательство

«____» _____________ 20___ (место)_____________

Я, ______________________________________________________, осознаю, что:

Мне нравится мое имя и следующие созвучные с именем определения моей сущности:

А).

Б).

В).

Мне нравится мое настоящее «Я» и особенно следующие черты:

А).

Б).

В).

Я очень хочу расти и развиваться. Вот те изменения, которые уже произошли во мне и являются моими достижениями:

А).

Б).

В).

Эго очень полезные открытия, и я хочу идти дальше к новым целям:

А).

Б).

В).

Я способен действительно добиться этого. Поэтому я стремлюсь к новым изменениям, чтобы обогатить свою жизнь и радоваться ей. Продолжая развиваться, я намерен:

А).

Б).

В).

Мне радостно понять, что теперь я сам выбираю свой собственный стиль жизни, это позволяет мне двигаться к полному осуществлению своих желаний и занять по праву принадлежащее место в мире. Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми - как захочу, однако, всегда с пользой для самого себя и других людей.

Я уважаю следующих людей:

А).

Б).

В).

Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать признательность за их существование.

Я люблю следующие дела:

А).

Б).

В).

И я намерен более настойчиво и полно заниматься ими. Все мною сказанное — о моих способностях, целях, правах и обязанностях - правда.

Я принимаю себя таким, какой есть.

Я принимаю себя таким, каким хочу быть.

Я уважаю своё тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.

Я люблю себя не больше, но не меньше других людей, осознавая при этом, что я человек - единственный в своем роде, другого такого на Земле нет.

Я достоин любви и уважения!

Я заслуживаю, чтобы меня любили, и могу позволить принять эту любовь.

Я могу позволить другим людям уважать меня.

Я уважаю своё время: время - это жизнь.

Я разрешаю себе радоваться и получать удовольствие. Я позволяю себе быть таким, каким есть, я несу ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.

Я учусь принимать решения и воплощать их в жизнь.

Я не жду, что кто-то вернет мне моё самоуважение. Только я сам могу с этим справиться.

Именно сегодня:

- меня постигнет счастье. Счастье заключено внутри меня, оно не является результатом внешних обстоятельств. Я счастлив настолько, насколько полон решимости быть счастливым;

- я приспособлюсь к жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям. Я приму мою семью, обстоятельства моей жизни такими, как они есть;

- я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных привычек;

- я уделю внимание развитию своего ума. Я изучу что-то новое для себя или научусь чему-нибудь полезному;

- я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я сделаю что-то хорошее, полезное конкретному человеку и выполню два дела, которые мне не хочется делать;

- я буду ко всем доброжелателен. Буду щедрым на похвалы и комплементы;

- я буду жить только нынешним днем, не стремясь решить проблему всей моей жизни сразу;

- я намечу программу своих дел, составлю план на день;

- я проведу полчаса в покое и одиночестве, я полностью расслаблюсь;

- я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.

Я беру на себя обязательство сделать все, что в моих силах, чтобы выполнить условия этого контракта. Я оставляю за собой право пересматривать и изменять формулировки утверждений, совершенствуя их.

Собственноручно подписано мною сегодня.

IV. "Проблемы местного сообщества"

4.1. "Ищу Друга" (автор - И.В.Вачков)

Инструкция ведущего:

- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то - множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости, чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.

С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется "Ищу друга". Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Возьмите листы бумаги, фломастеры - творите! Время на подготовку - десять минут.

Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы с на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем. Можно ограничить выбор таких объявлений, например, тремя.

- Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество красных кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру - количество доставшихся вам выборов.

Вот теперь и наступит самый важный момент игры. Ведущий предлагает обсудить вопросы: Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов? Что помешало вам откликнуться на другие объявления? (Речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора - если такие окажутся). Вполне вероятно, что наименьшее количество красных кружков будет на тех объявлениях, в которых подробно перечислены требования, предъявляемые к будущему другу. Естественно: нелегко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами, как "преданность", "готовность, все бросив, придти на помощь", "умение хранить тайны" или "владение каратэ или кун-фу". И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.

Достаточно плавным и логичным будет переход на обсуждение человеческих качеств, важных для подлинной дружбы. И здесь неоценимую помощь окажут те объявления, в которых уже изложены позиции участников по поводу наиболее ценных достоинств друга. Естественно ведущему нельзя упускать возможность подвести участников группы к рефлексии и инвентаризации собственных качеств, помочь возникновению продуктивных обратных связей, мотивировать желание самоизменений.

4.2. Чем волонтеры могут помочь обществу.

Каждый разделите свой листок вертикальной линией на две равные части. Слева напишите четыре проблемы района (города), где вы живете, и с которыми могут справиться волонтеры. Передайте листок своему соседу слева по моей команде. Поставьте один крестик в правой колонке напротив той проблемы, которую вы считаете наиболее актуальной (30 сек.). Передайте листочек соседу слева (так по кругу). Подсчитайте количество крестиков напротив каждой проблемы. Подведите итоги в своей группе. Какая проблема самая актуальная?

4.3. Тренинг "Коллективное самовыражение": игра "Мы охотимся за львом". Зал повторяет слова и движения ведущего:

Мы охотимся на льва (хлопки)

Не боимся мы его (хлопки)

У нас хорошее ружье (хлопки)

И точеный меч - Хук! (правая рука, согнутая в локте, вверх)

Ой, что это? (руки в сторону)

Это: болото (зал чавкает, изображая пальцами рук ходьбу) река (каждый изображает плавание, как умеет) луг (участники "косят" траву)

лес (участники "обходят" деревья)

гора ("поднимаются" и "спускаются")

пустыня ("тонут" в песке, вытирают пот)

школа ("учатся")

ДИМСИ ("дружим" - берутся за руки)

Ее не обойдешь (руки полукругом),

Под ней не проползешь (руки вниз),

Над ней не пролетишь (руки вверх),

Дорога - напрямик (правая рука вперед).

(когда ведущий "доходит" до льва, все движения "объектов" повторяются в обратном порядке, начиная с "игры") - 10 мин.

4.4. Тренинг "Одобрение": просит поднять играющих обе руки и погладить одновременно соседа справа и слева со словами "Молодец, как хорошо ты играл".

V. "Многообразие социальных проектов"

5.1. Каждой команде раздается по одной карточке:

- помощь пенсионерам;

- школьные мероприятия;

- помощь соседям;

- помощь людям с особыми нуждами (больные, инвалиды);

- окружающая среда;

- день волонтера;

- марафон добрых дел (сбор средств во время проведения акции);

- помощь обездоленным (бездомные, дети в приюте, голодающие);

- работа с маленькими детьми (детский сад, детский дом);

- помощь животным;

- приемники-распределители, тюрьмы;

5.2. Пять минут команды составляют сценарий или записывают основные мероприятия и акции

5.3. Идет выступление команд. Когда одна команда презентует свой опыт, другие получают роли, которые, после каждого выступления, меняются:

- администрация города

- правление банка

- частные предприниматели

- журналисты

- волонтеры

- администрация школы, ВУЗа

- представители НКО

- церковь

- жители района (клиенты)

- правительство РФ.

Чтобы разнообразить ролевые выступления команд, можно каждый раз давать уточнения для выступления: найдите позитив (негатив) презентации; задайте 1 вопрос; оцените выступление возгласом; сделайте пантомимой подарок и т.п.

5.4. Каждая группа выбирает один конкретный проект.

VI. "Формулирование цели и задач".

6.1. Каждый участник отвечает на вопросы:

1. Что вы можете сделать для улучшения жизни общества?

2. Что вы любите делать?

3. Чем бы вы хотели заниматься, какой опыт приобрести?

4. Если бы у вас была возможность изменить в себе одну вещь, чтобы это было?

5. Каковы две наиболее важные потребности молодежи вашей местности?

6. Какие возможности есть в моей местности, которые я могу использовать для своего развития?

7. Если бы в вашем распоряжении остался бы только один день жизни, как бы его заняли, что сделали?

6.2. Анализ ответов в группе. Сбор анкет.

6.3. Формулировка цели проекта (она должна быть общественно значимой)

6.4. Ведущий:

Задачи - это конкретные шаги по достижению цели.

Могут быть задачи: Что мы будет делать? Когда? Как? Кто? Какова стоимость - где достать деньги и материалы?

1. Решение конкретной проблемы.

2. Привлечение волонтеров (чем больше, тем лучше), организация их труда.

3. Одобрение труда волонтеров.

4. Развитие каких-то качеств (например, лидерство).

5. Пропаганда волонтерства.

6. Привлечение дополнительных средств.

Можно разобрать одну цель как пример.

6.5. Группы формулируют задачи и озвучивают.

VII. "Создание организационного комитета".

* Для кого в нашем сообществе волонтерское служение является ценным?

* Где можно найти активистов, организаторов, исполнителей?

* Где найти людей с большими связями, возможностями, как их привлечь к проекту?

7.1. Команды распределяют между собой роли:

1. Главный координатор (директор).

2. Начальник управления связей с общественностью.

3. Начальник сбора средств.

4. Начальник привлечения новых людей.

5. Координатор фото-видеосъемки.

6. Главный летописец (ведущий отчет).

7. Секретарь-референт (помощник).

8. Руководитель образовательных программ.

9. Бухгалтер.

10. Советник по связям со СМИ и др.

7.2 Команды придумывают остальные роли и расписывают свои обязанности.

VIII. "Фандрайзинг".

8.1. Тренинг «Трата»

Ваша группа получила 1000 рублей от спонсора. Вы должны решить, как потратить эти деньги. У вас есть 20 минут. Группа должна прийти к единому решению.

Как потратить деньги:

1.Поделить поровну между всеми участниками.

2.Устроить экскурсию на природу для выполнения задания по экологии.

3.Закупить новый спортивный инвентарь для спортзала.

4.Купить на эти деньги спортивный инвентарь и передать его детскому дому.

5.Отдать эти деньги особенно нуждающимся людям (пожилым, инвалидам).

6.Купить теплые вещи в приют.

7.Организовать капанию по сбору мусора в районе.

8.Потратить деньги на чаепитие и дискотеку для всей группы.

8.2. Составление бюджета.

Прежде, чем Вы начинаете фандрайзинг, спланируйте бюджет, перечисляющий все ваши расходы. Допуская, что у Вас уже есть бюджет, проверьте, что он включает все незначительные вещи подобно бумаге для печатающих устройств, стоимости почтовой пересылки, междугородных разговоров, копирования, альбома для газетных публикаций или фотографий для документирования проекта, приобретение продовольствия, воздушных шаров, футболок, кепок, эмблем и т.д. Вам, возможно, понадобится приобрести или арендовать более серьезное оборудование и материалы подобно краске, граблям или звуковой системе. После того, как Вы удостоверитесь, что ваш бюджет включает все, что вам нужно - будь то незначительная или важная вещь - пришло время учредить Комитет фандрайзинга. Он должен найти потенциальных сторонников, и начинать аккумулировать средства.

Тренинг "Денежный Термометр": дает визуальное представление о том, сколько денег должно быть еще заработано и важности каждого рубля в процессе достижения цели.

8.3. Нахождение "рынка" потенциальных сторонников.

Акции фандрайзинга.

Эти акции организуются для привлечения внимания к вашей организации, служению молодежи и возможности собрать небольшие вклады от большого количества людей. Они могут быть проведены в творческой, необычной форме и могут дать возможность молодым людям проявить свои лидерские качества в организации проектов. Вы могли бы организовать мойку автомобилей, распродажу пользованных книг, лотерею, турнир, викторину, КВН, продажу выпечки или маленький торжественный прием по вашему объекту. Эти акции легко организовать, поскольку у большинства молодых людей есть опыт участия в подобных мероприятиях.

Ходатайство к местному бизнесу.

Попросите, чтобы местные предприниматели предоставили вам физическую помощь в виде продовольствия, канцелярских товаров, воздушных шаров, фотопленки и т.д. Вы можете попросить о поддержке вашей рекламной кампании в виде покупки рекламного времени, или проплаты объявления на ТВ или радио.

Также местные предприниматели могут пожертвовать временем работы их персонала и внести вклад в виде своего профессионального опыты, как, например, проектирование и печать бумажных объявлений или брошюры, бухгалтерские и юридические консультации и т.п.

Выберите несколько крупных фирм, предприятий, бизнесменов (информацию можно получить в промышленной палате, налоговой инспекции, фонде социального страхования, администрации города, района, в рекламах местных изданий и т.д.) и сообщите им о ваших планах. Напишите полный бюджет, приложите Ваш проект и попросите предпринимателей профинансировать часть программ или всех из них. Дайте им знать, какую выгоду они из этого извлекут, помогая Вам (реклама, общественное признание, расширение рынка, привлечение молодых кадров, налоговые льготы и т.п.).

8.4. Благодарность спонсорам и определение перспектив для дальнейшей работы ("кольцовка" идей).

IX. "Связь с общественностью".

9.1. Создание банка данных о СМИ.

Соберите точный, современный (свежий) список о СМИ с именами, должностями, адресами, и телефонами/факсами каждой службы новостей, репортера или редактора, использующих присланные Вами материалы. Можно попросить этот список у других местных некоммерческих организаций. Хороший список СМИ должен включать ежедневные и еженедельные газеты, городские, региональные журналы, ТВ и радиостанции (включая кабельные), информационные агентства новостей. Оформите данный список как базу данных для рассылки информации.

9.2. Личное знакомство со СМИ.

Позвоните и представьтесь. Спросите репортера, если есть ли у него время для личной встречи с вами. Возьмите с собой на встречу все письменные материалы, которые у Вас есть. Будьте готовы выгодно "продать" свой проект.

9.3. Многообразие СМИ.

Роли командам:

Ежедневная газета

Еженедельник

Журнал

Агентство новостей

Радио: запись

Радио: прямой эфир

Телевидение: новостная передача

Телевидение: ток-шоу

Телевидение: общественная программа

Телевидение: социальная реклама

9.4. Мониторинг результатов.

Как только вы убедили СМИ поместить информацию о Вашем проекте, пришло время пожинать плоды вашего успеха. Спросите у репортера или редактора когда они планируют появление информации в эфире. Попросите приготовить для вас копию выпуска на кассете. Если это по каким-то причинам это не возможно, поручите кому-нибудь следить за телевидением, радио, или выпуском газет, чтобы у вас осталась копия вашего материала.

X. "Письмо поддержки"

10.1. Раздаются реквизиты письма. Ведущий объясняет форму и цель письма - кто, что, когда, где, с кем, зачем...

КТО: (Напишите, кто является вашим контактом по вопросам средств массовой информации, не забудьте написать контактный номер телефона)

(ОСНОВНОЕ НАЗВАНИЕ ВАШЕГО ПРОЕКТА - ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, ЖИРНЫМ ШРИФТОМ)

(Подзаголовок Вашего Проекта - Жирным шрифтом, строчными буквами)

ЧТО: (Описание проекта, включая: количество добровольцев, цель, задачи проекта)

С КЕМ: (Внесите в список всех VIP-персон, которые принимают участие в вашем проекте)

КОГДА: (Укажите дату и наилучшее время посещения для местных средств массовой информации)

ГДЕ: (Укажите фактический адрес реализации проекта)

ПОЧЕМУ: (Объясните воздействие проекта на местное сообществе и свяжите его с главной миссией вашей организации или её целями).

10.2. Качественные характеристики письма:

* Новость

* Своевременность

* Уникальность

* Важность

* Эффективность (значимость)

* Популярность

10.3. Командам раздаются карточки адресатов:

1.) Губернатор.

2.) Мэр.

3.) Магазин.

4.) Ресторан.

5.) Банк.

6.) Предприятие крупное.

7.) Выставочный зал.

8.) Местный предприниматель (меценат).

9.) ТВ.

10.) Газета.

10.4. Команды пишут письма, передают соседней команде для анализа. Идет анализ.

XI. "Социальная реклама проекта".

11.1. Главное условие: в презентации должны быть задействованы все участники группы.

Цель - привлечь волонтеров и дополнительные средства.

7 минут на подготовку.

11.2. Демонстрация реклам.

11.3. Команды проводят тренинг "Возгласы одобрения".

XII. "Поощрение волонтеров".

(Кольцовка идей)

Придумать как больше форм и способов поощрения волонтеров.

Жюри - сказочные герои.

XIII. "Подведение итогов".

13.1. Тренинг "Оценка дела": каждый пишет на листочке: что не понравилось, что понравилось в сегодняшней встрече, как сделать игру лучше.

Подведение итогов. Ведущий просит каждого участника выбрать одно из предлагаемых начал своего короткого рассказа и озвучить его.

Я чувствую...

Мне нравилось...

У нас надо было...

Я участвовал...

Я был разочарован...

Сейчас нам надо...

Я надеюсь...

Я мечтаю...

На будущее...

13.2. "Рефлексия": участники тесно встают в круг по первичным группам (или рассаживаются по местам), кладут руки на плечи друг другу и каждый по кругу выступает по примерным вопросам: Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Что тебе помешало принять активное участие, раскрыть себя, показать с лучшей стороны? Удалось ли тебе отстоять свое мнение? Что мешало это сделать? Кто особенно понравился в группе, игре?

13.3. В круге: "Итоги": Участники образуют Большой круг.

Ведущий задает вопросы: что не понравилось в игре? что понравилось?

Участники поют общую песню в Орлятском кругу.

***

Исследования показали, что молодёжь нуждается в фундаментальных ресурсах, чтобы гарантировать полную реализацию своего потенциала. Методики и технологии, используемые в проектах социального служения, предоставляют возможность помочь молодежи располагать этими ресурсами.

Вопросы к IX главе

Чем методы отличаются от методик и технологий?

Кто из классиков отечественной педагогики и психологии внес наибольший вклад в развитие методик и технологий социально значимой деятельности детей и молодежи?

В чем суть методики коллективного творческого воспитания?

Для чего в организации социального служения используются праздники и другие массовые события?

Какие требования необходимо соблюдать при торжественном открытии акций социального служения?

Составьте расписание торжественного открытия образовательного курса «Социальное служение».

Что такое деловая игра? Какие существуют подходы к её организации и проведению?

Перечислите этапы, функции, цели и задачи организации деловых игр.

Что такое тренинг? Для чего и как он организуется?

ГЛАВА X

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ

В аксиоматике цивилизации время трактуется как деньги. При этом массовое сознание не может смириться к тем, что общественная деятельность стоит денег, большинство россиян еще живет понятиями "бесплатное" (образование, медицина, социальная защиты, судебная, избирательная системы) - все то, что в советский период финансировалось государством. И если западный мир смирился с тем, что успех жизни зависит от продажи себя на рынке, ощущения себя дорогим товаром, то большинство россиян, воспитанных на социалистических идеях достижения всеобщего блага, с трудом поддается этой "кощунственной" идее "продажности". Принцип западного мира - "Я такой, какой я вам нужен" - ведет к зависимости, алчности, корыстолюбию, в добровольчестве же заложены идеи духовно-нравственного совершенствования общества, заботы о человеке, возрождения коллективизма и солидарности. Именно наличие этих двух взаимоисключающих идеологем, уживающихся в одном обществе и в одной личности, диктует необходимость решения проблемы экономического оценивания труда добровольцев. Хотя бы по двум причинам. Первая - показать реальный финансовый вклад добровольцев в государственное и общественное строительство. Вторая - демонстрация грантодателям, поддерживающим развитие добровольчества, личного вклада волонтера, организации.

Продолжающаяся рационализация мира не смогла окончательно "вытравить" эмоциональный компонент из душ людей, он присутствует на уровне семьи, но он же требуется и на уровне страны и мира, что, несомненно, демонстрирует социальное служение (101, 594). Социальное служение является важным компонентом успешного социального развития, который может увеличить объем ресурсов, решить проблемы и повысить качество жизни всех людей. Если органы власти не учитывают добровольчество при разработке и осуществлении своей социальной политики, они рискуют потерять ценный национальный ресурс и, сами того не желая, подорвать общественные традиции, которые находятся в основании гражданского участия и связывают людей, объединенных общей целью. Вклад добровольцев может иметь кардинальное значение для максимизации эффекта от использования физического и человеческого капитала для производительности и роста совокупного продукта. Эффективность государственных инвестиций в общественный капитал может быть не менее высокой, а возможно и даже более продолжительной по своему воздействию, чем другие формы инвестиций.

Каждое общественное объединение вступает в непосредственную связь с рынком труда. Оно должно учитывать колебания и структуры заработков данного региона, возможности миграции, приспособленность человека к перемене вида трудовой деятельности и переобучению, а также обеспечивать взаимодействие с "миром труда", устанавливать прямые связи с юридическими лицами. В практику входят различные формы давления общественных сил на органы власти, формируется "лобби НКО" типа объединений (союзов, ассоциаций и т.п.) школьников, студентов, специалистов-профессионалов, производителей и т.п. В качестве мощного регулятора развития НКО выступает принцип его соответствия потребностям населения региона.

Общественные объединения являются важнейшим хозяйственно значимым элементом духовного производства и нематериального накопления. В большинстве стран мира, где некоммерческие организация (НКО) превратились в крупные хозяйственно значимые сферы, на их долю приходится до 8% общественного продукта. Расчёт вклада общественных объединений в экономическое развитие российского общества до сих пор не производился.

В России причиной интереса к экономической эффективности деятельности НКО явилось увеличение государственных и частных ассигнований на финансирование деятельности общественных объединений в соответствии с началом перехода к инновационной экономике. Отсутствие инвестиций, кратковременность проектов (разовость мероприятий) - актуальная проблема служения. В общественном сознании сложился устойчивый стереотип, что общественная деятельность – периферийная, любительская область, чудачество энтузиастов, которым для покрытия их скромных расходов достаточно просто не мешать.

Во всем мире сеть НКО рассматривается как крупная многоотраслевая сфера деятельности, где создаётся важнейший элемент национального богатства - фонд знаний, навыков, личных качеств населения и рабочей силы, который оказывается долговременным активным производственным фактором. В этом качестве деятельность НКО предстаёт инвестиционной отраслью духовного производства. Внутри сферы НКО основным ресурсом выступает труд волонтеров, а затраты на материальную базу, педагогический и административный персонал в экономическом плане понимаются как условия и средства, обеспечивающие повышение качества и результативности этого труда.

В развитых странах эмпирическим путём определены исторические тенденции "удорожания" материальных и нематериальных компонентов затрат на подготовку (обучение и "ведение") в расчёте на одного волонтера, а также установлена зависимость между уровнем удельных затрат и качеством подготовки волонтера. Комплексное изучение НКО и рынков труда показало, что наиболее распространённые типы и формы НКО находятся в динамическом соответствии со структурой уровня и направленности способностей волонтеров и потребностями жизни. Обобщённым конечным экономическим выражением "продукции" НКО наиболее часто выступает количество людей, привлеченных к деятельности объединения (удовлетворивших свои нематериальные потребности), количество волонтеров, участвующих в этой деятельности и специально обученных.

Различаются внешняя, или социальная, эффективность, отражающая воздействие НКО на развитие экономики и общества, и внутренняя - относящаяся к отдельным организациям, её членам, мероприятиям, волонтерам. Деятельность НКО является крупной областью национальной экономики вообще, к которой предъявляется требование её "внешней" экономической эффективности (т.е. возник вопрос о размере вклада её "продукции" в прирост всех компонентов национального дохода страны). Оценка результатов деятельности НКО оказалась сенсационной, поскольку эти результаты на порядок превышали все затраты на их поддержку. НКО были объявлены источником большей части прироста экономики, напрямую не связанного с расширением числа занятых.

При определении "внутренней" эффективности деятельности НКО, относящейся к отдельным организациям, мероприятиям, программам, инновациям и т.п., основной трудностью является объективная оценка конкретных результатов деятельности. Используются подходы:

- анализ "издержки - выгоды" - разница между затраченными финансовыми средствами и достигнутыми результатами (в рублевом эквиваленте) с обязательным учетом фактора времени, затраченного на достижение того или иного результата;

- анализ "издержки - результаты" (применяемый в практике экономической оценки систем вооружений и планирования военных операций) - при сравнении программ, проектов НКО результаты сопоставляются с приведёнными издержками, для стандартизации которых разработаны специальные аналитические методы. Они опираются на развёрнутую систему отчётности, содержащую стандарты и системы измерения результатов работы в соответствии с чётко сформулированными уставными задачами каждой организации, оценкой потребности в её деятельности, фиксированной процедурой проверки.

Значительная часть зарубежных исследований экономики НКО посвящена теории "человеческого капитала", а также научным направлениям, выдвигающим на первый план, в противовес инвестиционной концепции, такие аспекты НКО, как роль их деятельности в выявлении способностей людей и в профессиональном и социальном их ранжировании ("теории фильтра" и примыкающие к ним).

Исследования отечественных учёных, во многом аналогичные разработкам теории "человеческого капитала", начались одновременно с западными, но проводились гораздо менее интенсивно. Основные научные направления содержат обоснование превращения НКО в инвестиционную отрасль в хозяйственной структуре общества, а также исследование процессов нематериального накопления, подсчёты величины, структуры и динамики "фонда НКО", сопоставление характера воздействия уровня образования и производств, опыта на квалификацию, сложность и оплату труда.

Другой блок исследований посвящён профессиональной ориентации и разработке эффективных форм "общественная деятельность для карьеры". В этой области сформировались два главных направления. Первое основано на прогностическом определении возможно более конкретных потребностей отраслей в работниках различных профессий и специальностей, необходимых для них способностей и склонностей, характера и уровня общей и специальной подготовки. Второе направление, указывая на неопределённость тенденций будущего и очевидную ненадежность планирования в условиях динамичных структур, качеств, изменений, акцентирует преимущества широкого привлечения населения к общественной деятельности, обеспечивающей профессиональную мобильность и закладывающую основу для участия человека в строительстве гражданского общества в течение всей жизни. Благодаря этому направлению дается весьма индивидуализированная информация как для населения и организаций, так и для центральных и местных учреждений, ведающих вопросами регионального развития, образования, молодежной политики, занятости, переподготовки, социального обслуживания и помощи.

Во многих странах был проведён анализ спроса, предложения и оплаты труда лидеров, организаторов НКО, обнаруживший тесную связь между уровнем заработной платы кадров и качеством их деятельности. Эти выводы подтвердили правомерность актуальной для многих стран тенденции повышения социального статуса руководителя-лидера НКО в целом и в особенности приближения уровня его заработка к более высокому.

Центральная проблема финансирования НКО состоит в том, чтобы найти для каждой организации комбинацию источников финансирования, наиболее точно соответствующую потребности в реализации ее уставных целей.

С 80-х гг. ХХ в. на первый план, значительно оттесняя исследования эффективности, выдвигаются вопросы влияния деятельности НКО на эволюцию социальной структуры общества. Для решения этой проблемы (например, в США) проводятся при государственной поддержке крупномасштабные программы статистического наблюдения за карьерой групп молодёжи в течение нескольких десятилетий их жизни.

В связи с тем, что в поле интересов НКО постоянно находятся актуальные образовательные проблемы: образование взрослых, в частности переподготовка кадров от безработных до специалистов, обучение различных групп населения (отсеявшихся из школ, иммигрантов, бездомных), вопросы "утечки умов" и т.д. - важна разработка системы материального оснащения образовательной деятельности НКО, логики, стадийности, потребности творческого труда членов и административного персонала. "Институциональные исследования" разрабатывают методы сбора и использования информации для всего цикла хозяйственных затрат и оценки их соответствия "технологии" и задачам НКО для наибольшего эффективного использования её ресурсов. Выделяются направления, такие, как "анализ образовательных издержек", "анализ эффективности технических средств в образовании". Комплексная концепция экономичности охватывает весь жизненный цикл образовательных фондов (проектирование, строительство, эксплуатацию, ремонт). Для каждой стадии устанавливаются "лимиты издержек" (в частности, приведённые к рабочему, учебному месту, единице площади и т.д.), подлежащие постоянному контролю и строжайшему соблюдению. Детально разработана система сбора первичной информации об издержках.

Даже если добровольческая организация создается для реализации краткосрочного проекта, необходимость ведения своей деятельности на грамотной экономической основе позволяет ей не только чувствовать себя уверенно, но и дает возможность каждому волонтеру пройти хорошую школу рыночных отношений, так необходимых для выживания в непростом мире конкуренции и постоянной борьбы за "место под солнцем". Члены организации должны научиться осознавать финансовую ответственность за свою жизнь, самостоятельно искать финансирование своей общественной деятельности, быть всегда в состоянии "продать" свое объединение, чтобы люди стремились как можно чаще обращаться к нему за решением своих потребностей, становились участниками общественно значимых программ.

Фандрайзинг (с англ. «fund» - денежные средства (фонд, запас), и «raising» – сбор (подъем, увеличение, повышение) – непрерывный процесс увеличения денежных средств организованной группы людей. Фандрайзинг условно разбит на 3 этапа:

1. Оценка имеющихся ресурсов общественного объединения, которые необходимо пополнить (превращение организации в товар), составление бюджета развития общественного объединения (обсчет стоимости организации как товара).

2. Нахождение и привлечение сторонников (создание интереса к общественному объединению как товару).

3. Продажа организации (проектов).

Рассмотрим содержание этих этапов.

1 этап. Оценка имеющихся ресурсов общественного объединения, которые необходимо пополнить (превращение организации в товар), составление бюджета развития общественного объединения (обсчет стоимости организации как товара).

Общественное объединение – товар, продажа которого не отличается от продажи любого другого товара. Чтобы узнать стоимость общественного объединения, его цели, задачи, планируемые результаты должны быть Достижимые, Измеримые, Сопоставимые, Конкретные (ДИСК – идея компании "Проктер энд Гембл", акроним SMAC, англ.: Specific, Measurable, Achievable, Compatible,160), с обязательным учетом фактора времени, затраченного на достижение того или иного результата:

А) Материальные активы:

- количество членов,

- количество привлеченных участников,

- процент отсева членов и участников,

- социологические и социометрические данные о развитии каждого члена,

- социологические и социометрически

Наши рекомендации