Связь педагогики с другими науками и ее структура.

Педагогика достаточно развитая наука. Имеет свою область исследования. Тем не менее она тесно связана с другими науками, так как объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, которым интересуются многие науки.

Какие же это науки?

1.Философия.

Общие проблемы: - цели воспитания;

- формирование мировоззрения;

- взаимовлияние коллектива и личности;

- гносеологические проблемы.

2.Этика и эстетика помогают решить задачи нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения.

3.Социология. Исследует основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации личности.

4. Экономика (образования) необходима для определения затрат на обучение в связи с удорожанием жизни;

-определения стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;

-определения затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия…

5. Биология (индивидуальное развитие человека)

6. Возрастная физиология.

7. Школьная гигиена.

8. Медицина. Специальная педагогика во взаимосвязи с медициной разрабатывает систему средств для успешной социализации детей с отклонениями в развитии и поведении.

9. Психология. Связь проявляется уже на уровне объекта исследования. Воспитание, обучение, образование человека представляют собой не что иное, как целенаправленное развитие психики человека. Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов.

10. Информатика и кибернетика. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов, совершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.

11.Этнография.

12.Фольклористика

13. Народная педагогика.

Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

Общая педагогика, исследующая основные закономерности образования.

Особую группу педагогических наук составляет возрастная педагогика: преддошкольная, дошкольная, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрогогика ), изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания.

Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную, исправительно-трудовую (пенитенциарную)

К педагогическим дисциплинам относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования.

Сравнительно новая дисциплина (100 с лишним лет) – специальная педагогика (дефектология), которая состоит из :

· сурдопедагогики (изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих);

· тифлопедагогики (слепых и слабовидящих);

· олигофренопедагогики (умственно отсталых);

· логопедии (науки о нарушениях речи и путях их исправления).

Особую группу составляют предметные методики,исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

Литература

Основная

1. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.

2. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).

3. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29.12. 2012. – Ростов н/Д.: Легион, 2013. – 208 с.

Дополнительная

1. Андреев, В. А. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. /В. А. Андреев – 2-е изд. – Казань.: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Баранников, А.В. Новые подходы к организации образовательной деятельности учащихся // Педагогика. – № 2. – 2015. – С.27-36

3. Загвязинский, В. И. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова ; под ред. В. И. Загвязинского. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с. – (Сер. Бакалавриат)

Лекция 2.

Образование как общественное явление и педагогический процесс

1. Образование как общечеловеческая ценность.

2. Ведущие парадигмы образования.

3. Образовательные траектории стремительно изменяющегося мира.

Образование как общечеловеческая ценность.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием практической направленности. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Резюмируя сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

• развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

• формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

• обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

• овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

• создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека. Истинный прогностический идеал личности - это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные потребности социального развития, требующие сегодня развития гармоничной личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому саморазвитию.

Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив, предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

Известно, что всякий конкретный вид творчества – это проявление актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве, общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное содержание образования обеспечить не может.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога. В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.

2. Ведущие парадигмы образования.

Парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

В современной педагогике выделяют четыре ведущих парадигмы образования: когнитивная, личностно - ориентированная, функционалистская, культурологическая.

Когнитивная парадигма

Когнитивный (лат. cogito — мыслю) — относящийся к познанию только на основе мышления.

В соответствии с когнитивной парадигмой образование связывается только с познанием на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Главным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию

познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится.

Учебный предмет рассматривается как своеобразная "проекция" науки, учебный материал – как дидактически интерпретированные научные знания.

Одной из основных категорий в когнитивной парадигме является учебная деятельность.

Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения.

Основным критерием эффективности обучения являются знаний, умения и навыки.

Характеристика личностного развития не учитывается. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, а не ее развитию. Это развитие рассматривается как "побочный продукт" учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности.

Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте когнитивной парадигмы, называют "знаниевой", императивной, традиционной, а школу –"школой памяти", так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умения мыслить.

Наши рекомендации