Карта «Самооценка информационной культуры педагога»

(на основе характеристик сфер индивидуальности человека)

Уважаемый коллега! Выберите, пожалуйста, и отметьте кружочком то количество баллов, которым Вы оцениваете развитие у себя того или иного качества

Интеллектуальная сфера

Профессионально важные компоненты Баллы до обучения Баллы после обучения
способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач профессиональной педагогической деятельности 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность, оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
педагогическое воображение, предвидение и прогнозирование, выражающиеся в способности соотносить цель деятельности с реальной информацией и возможностями ее преобразования и использования в конкретной профессиональной ситуации 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
саногенное мышление (способность не боясь ошибок и просчетов осуществлять свои рассуждения по поводу получения и использования информации и информационных технологий в профессиональной деятельности) 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
знания информационных технологий, их возможностей в совершенствовании педагогической деятельности и профессиональном самосовершенствовании педагога 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
знание психологии общения в реальном и виртуальном мире 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7

Мотивационная сфера

Профессионально важные компоненты Баллы до обучения Баллы после обучения
стремление овладеть новейшими информационными технологиями, 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
стремление применять их в своей профессиональной деятельности для решения своих педагогических задач 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования и передавать собственный опыт своим коллегам и учащимся 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
мотивы достижения успеха в профессиональной деятельности на основе информационных технологий 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
стремление получить за счет этого признание у своих коллег в педагогическом коллективе и т.д. 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
Стремление к саморазвитию своей индивидуальности, совершенствованию профессионально значимых качеств 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
Потребность в самовыражении (в педагогической деятельности) 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
  Стремление к получению удовлетворения от самого процесса и результата педагогического труда   1 2 3 4 5 6 7   1 2 3 4 5 6 7

Эмоциональная сфера



Профессионально важные компоненты Баллы до обучения Баллы после обучения
способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки нужной информации 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий для своей профессиональной деятельности, свой уровень информационной культуры 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
способность открыто делиться своими чувствами и переживаниями в связи с использованием информационных технологий 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7

Волевая сфера

Профессионально важные компоненты Баллы до обучения Баллы после обучения
целенаправленность действий в информационной среде, способность преодолевать внутренние противоречия и внешние препятствия 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
настойчивость в овладении новыми информационными технологиями и умениями их использовать в профессиональной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
Настойчивость в достижении целей самоактуализации, саморазвития 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
волевые устремления при решении научных и профессиональных проблем: инициативность, смелость, принципиальность в разработке и осуществлении профессиональных проектов на информационной основе, решительность, собранность, работоспособность 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7

Сфера саморегуляции

Профессионально важные компоненты Баллы до обучения Баллы после обучения
способности к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении и использовании информационных технологий 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
самоанализ и самооценка профессиональной деятельности на основе информационных технологий 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
умение соотносить свою деятельность, свой индивидуальный стиль, уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
умение определять собственные достоинства и недостатки информационной культуры, ее преломления в профессиональной деятельности и поведении 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
умение определять резервы своего дальнейшего профессионального роста 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
умение регулировать свою педагогическую деятельность и отношение к ней с точки зрения информационной культуры 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7


Предметно-практическая сфера

Профессионально важные компоненты Баллы до обучения Баллы после обучения
способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды и формы деятельности в информационной среде 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
готовность к коллективной деятельности с использованием новых информационных технологий 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
владение операционными навыками (умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отфильтровывать нужную информацию, вырабатывать идеи) 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
навыки обработки информации 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
умение общаться с использованием средств информационных технологий 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
умение ориентироваться в информационной среде 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7

Экзистенциальная сфера

Профессионально важные компоненты Баллы до обучения Баллы после обучения
понимание информационной культуры как одной из ведущих социальных и профессиональных ценностей 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
адекватная самооценка собственных возможностей в использовании информационных технологий, в использовании информационных ресурсов 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
уверенность в их выборе и реализации 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
наличие собственной профессиональной позиции, включающей замыслы и идеи по получению и преобразованию информации, а также по применению информационных технологий в профессиональной деятельности для решения педагогических задач 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
осознанное отношение к себе как к педагогу, владеющему информационными технологиями 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
свобода в проявлении своей информационной культуры в профессиональной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
стремление к самоактуализации, саморазвитию, постоянной работе над собой в области освоения информационных технологий 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
стремление к профессиональному самосовершенствованию на основе информационных технологий и формированию информационной культуры у своих учеников 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
способность адекватно ориентироваться во всех информационных инновациях 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
способность брать на себя ответственность за информатизацию профессиональной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7

Тема семинарского занятия: Научные педагогические школы

План

  1. Понятие «научная педагогическая школа».
  2. Известные отечественные педагогические школы.
  3. Научная школа педагогики индивидуальности.

Вопросы для обсуждения:

- Каковы факторы появления, становления и развития научных педагогических школ?

- Каковы существенные признаки научно-педагогической школы?

- В чем выражаются достижения научно-педагогических школ?

- Какое значение эти школы имеют для теории и практики образования?

Тема семинара: Модели образования.

План

  1. Сущностная характеристика модели образования.
  2. Типы и виды моделей в педагогике.
  3. Характеристики моделей обучения и моделей воспитания.
  4. Дидактические модели формирования индивидуальности учащегося.
  5. Современные модели образования (школа, вуз и др.).

Вопросы для обсуждения:

- Каковы факторы появления моделей обучения и воспитания?

- Почему существует разнообразие моделей в педагогике?

- Чем отличаются различные модели образования?

- Как соотносятся различные модели в педагогике?

Тема семинара: Блочно-модульное обучение.

План

  1. Сущность блочно-модульного обучения.
  2. Факторы становления блочно-модульного обучения в отечественной теории и практике.
  3. Диссертационные исследования по данной тематике.

Вопросы для обсуждения:

- Каковы достоинства блочно-модульного обучения?

- Какие требования предъявляются к преподавателю и учащимся в процессе блочно-модульного обучения?

- При каких условиях блочно-модульное обучение будет эффективным?

- Создайте свой проект модуля по рассматриваемой теме.

Тема семинара: Компетентностный подход в образовании.

План

  1. Сущность компетентностного подхода.
  2. Понятия компетенции и компетентности.
  3. Формирование компетентности в Учебно-воспитательном процессе.
  4. Диссертационные исследования по компетентностному подходу.

Вопросы для обсуждения:

- Что послужило причиной разработки компетентностного подхода в образовании?

- Каковы взгляды на классификации компетенций в педагогике?

- Почему отличаются представления о группах компетенций в разных странах?

- Каковы уровни развития компетентности – учебной, профессиональной, социальной и др.?

Тема семинара: Ситуационный подход в образовании.

План

  1. Ситуация как педагогическое понятие.
  2. Типы и виды педагогических ситуаций.
  3. Возможности педагогических ситуаций в обучении, воспитании и развитии учащихся.
  4. Связь ситуационного подхода с другими концепциями и подходами.

Вопросы для обсуждения:

- Почему педагогика обратилась к понятию «ситуация»? Что послужило основанием для этого?

- Сравните подходы к выделению педагогических и других ситуаций – что в них общего и особенного?

- Приведите примеры ситуаций из своей педагогической жизни.

Тема семинара: Проектный подход в образовании.

План

  1. Проектный метод в педагогике: истоки, сущность, функции.
  2. Обзор диссертационных исследований по проектному методу.

Вопросы для обсуждения:

- Почему проектный метод приобрел популярность?

- В чем заключается педагогическое проектирование?

- Какова суть учебного проектирования?

- Каково значение проектного подхода в педагогической теории и практике?

Тема 4. Современные тенденции развития образования в России и за рубежом.

Тема семинара: Инновационные процессы в теории и практике образования.

План

  1. Сущность инноваций в педагогике.
  2. Характеристика инновационных явлений в отечественной теории и практике.
  3. Обзор диссертаций по инновационной тематике.

Вопросы для обсуждения:

- Что включает в себя тезаурус по инновациям?

- Каковы критерии инновационных явлений в педагогике?

- Примеры педагогических инноваций (в России, за рубежом).

- Педагогические инновации в нашем вузе (других вузах региона).

Тема 3. Основные направления развития педагогической науки.

Тема семинарско-практического занятия: Информационная культура как педагогическая проблема.

План

  1. Сущность информационной культуры в теории педагогики.
  2. Информационная культура субъектов педагогического процесса.
  3. Самодиагностика информационной культуры

Вопросы для обсуждения:

- Каково значение понятия «культура» для теории и практики образования?

- Чем можно объяснить многообразие трактовок понятия «информационная культура»?

- Какое место информационная культура занимает в общем понятии «культура»?

- Как связаны информационная и другие виды культур?

- Как связаны понятия «культура», «профессионализм», «компетентность», «мастерство»?

- Что в педагогическом процессе оказывает влияние на формирование информационной культуры его участников?

Для проведения самодиагностики информационной культуры используется карта, в которой характеристики информационной культуры представлены по сферам индивидуальности.

Наши рекомендации