Глава 3. Логопедическое СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сопровождение- это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха - необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.

Основной задачейв коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Основные принципы- единства диагностики и коррекции развития, комплексность и системность.

Цельлогопедического сопровождения - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления:

· диагностика;

· коррекционно-развивающая деятельность;

· консультация;

· методическая помощь родителям и учителям.

Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:

· логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи учащихся, 1классы-беседа; 2- 4 классы - диктант);

· зачисление на логопедический пункт;

· групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

· мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы;

· диагностика учащихся, для предоставления на ПМПК и школьного консилиума.

Проводя логопедическое обследование детей, которое проходит в период с 1 по 15 сентября, обращая внимание на особенности их психического и речевого развития. У многих первоклассников выявляется пассивность во всех видах деятельности, слабое внимание, снижение памяти. У некоторых наблюдается сниженная любознательность, вялость и апатия при знакомстве с новыми впечатлениями. Для другой группы детей характерна двигательная расторможенность, импульсивность. Они испытывают трудности в планирование своих действий, не могут сосредоточиться на каком – либо занятии. Запас сведений и представлений об окружающем мире у части детей ограничен, не в полном объёме сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Нарушение звукопроизношения. Фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре используются существительные и глаголы. У детей в свободных высказываниях преобладают простые конструкции предложений состоящих из двух слов. Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными «пять стулов», «пять стула»; прилагательных с существительными в роде, числе и падеже «голубой звезда», «синяя платье»; в образование притяжательных прилагательных. Например. У лисы, чей хвост? «лис». У птицы, чей клюв? «птичный». Большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов. Например. Откуда выбегут ребята? «Ис школы» из-за угла. Выявленные, факты побудили к поиску таких форм и методов работы по преодолению системного недоразвития речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, которые помогали бы ребёнку успешно реализовать свои интересы и способности в дальнейшей образовательной деятельности, быть социально адаптированными в социуме.

Количество детей с нарушениями увеличивается год от года. Они составляют неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов речи. Это дети с задержкой психического развития различного генеза, нарушениями опорно - двигательного аппарата, дети с недоразвитием и системным недоразвитием речи и др.

На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. В осуществлении данной программы принимают участие все необходимые специалисты (врач, логопед, социальный педагог, психолог, учитель, родители и др.).

Логопедическое сопровождение с детьми ОВЗ направленное на формирование и развитие:

· фонематических процессов;

· звукопроизношения;

· лексического запаса и грамматического строя речи;

· формирование связной речи;

· неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);

· чтения и письма;

· моторики.

Работа с педагогами:

· участие в заседаниях методического объединения;

· консультирование учителей (с видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом);

· ознакомление учителей начальных классов со спецификой логопедической работы (открытые занятия).

Работа с родителями:

· консультирование родителей (с видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом);

· беседы для родителей по вопросам логопедии (пути устранения речевых недостатков);

· просветительская работа с родителями (рекомендации для самостоятельных занятий с детьми летом по накоплению активного словаря и развитию связной речи).

Наши рекомендации