Звуковой анализ и синтез прямого слога.

Дети работают с индивидуальными схемами, а логопед демонстрирует работу на доске.

Между елок и сосенок

Маму потерял теленок

— Где же мама, не пойму?

— Здесь я, мой хороший: Му!

— Что ответила мама? Назовите первый звук в слоге му. Какой он? Какой фишкой его обозначим? Послушайте вто­рой звук: мууу. Какой он? Обозначим его фишкой.

Если после согласного звука следует гласный звук, то они сливаются. Вдохнем и прочитаем их слитно, на одном выдохе. Сначала, сомкнув губы, произносим звук [м] и готовим губы, вытягивая их в трубочку, к произношению звука [у].

Превратите слог му в слог ма (мо, мы, мэ, ми). При соста­влении схемы слога ми логопед объясняет, что гласный звук [и] всегда «дружит» с мягкими согласными. Найдите корову внизу страницы. Какие слоги она «произносит»?

А последнее задание для вас и для меня. Вам надо слитно прочитать схемы слогов со звуками [м] и [мь], а мне при­думать слово с этим слогом.

Итог занятия.

— Чем отличаются звуки [м] и [мь]? Чем похожи звуки [м] и [мь]?

ЗАНЯТИЕ №29

Тема: Буквы М, м.

Цель: закрепить звуки [м], [мь]; познакомить с их графи­ческим обозначением ; сформировать умение читать об­ратный и прямой слог; обучать звуко-буквенному анали­зу; развивать интонационную выразительность речи, зрительное восприятие, пространственную ориентиров­ку.

Оборудование: символы звуков, кассы букв, разрезные бук­вы и слоги, счетные палочки, афиша, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Заменить в слоге твердый звук [м] на мягкий звук [мь], и наоборот.

Повторение.

а) Повторение характеристики звуков [м], [мь].

б) Игра «Живые звуки».

У детей символы гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э] и звука [м]. Логопед называет слог (прямой и обрат­ный). Дети выходят и встают в нужном порядке.

Знакомство с буквами М,м.

а) — Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обознача­ет звуки [м], [мь].

Логопед демонстрирует буквы Мм.

б) Анализ буквы.

— Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы? Буквы похожи? Чем отличаются?

Логопед называет слова, которые пишутся с большой и с малень­кой буквы.

— Постройте букву М из счетных палочек.

в) Работа по пособию (с. 45).

— Прочитайте буквы в голубой рамке.

Посмотрите в верхний левый угол. На что похожа буква М? (Маска, дети, стоящие в паре.)

Логопед предлагает детям, взявшись за руки, построить букву М и читает стихотворение:

Взявшись за руки,
Мы встали.
И на М похожи
Стали.

— Посмотрите в правый верхний угол, как можно по­строить букву М с помощью пальцев рук.

На что еще похожа буква М? (Качели, молния...).

Работа с кассами.

а) Определение места буквы М в настенной и индивидуаль­ных кассах.

б) Звуко-буквенный анализ обратных слогов.

— Мама кормит малыша и говорит ему: «Ам!»
Какой первый звук в слове? Обозначьте его буквой.
Какой второй звук? Какой буквой его обозначить?
Прочитаем составленное слово. Читайте букву А и сразу же, не прерывая голоса, переходите к чтению буквы М. Бу­кву М не тяните.

Аналогично дети составляют и читают слоги: ом, ум, им, ым, эм.

в) Звуко-буквенный анализ прямых слогов.

— Доскажите словечко:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

— Нет на свете никого

Лучше нашей... (мамы)

— Разделите слово мама на слоги. Назовите первый слог. Произнесите его протяжно. Произнесите первый звук. Ка­кой буквой его обозначить?

Назовите второй звук. Обозначьте его буквой. Прочитаем составленный слог. Читайте протяжно букву М и готовьте губы к прочтению буквы А.

Дети составляют второй слог ма и читают слово мама. После прочтения слова мама дети встают и произносят слово мама с раз­ной интонацией, сопровождая произнесение слова движениями рук.

Мама! Руки подняты.
Мама... Руки слегка разведены в стороны. На лице выраже­ние растерянности.
Мама? Руки опущены вниз. Подняв плечи, руки развести в стороны.
Мама. Руки перед грудью. Отвести руку в сторону.

Затем дети составляют и читают слоги мо, му, мы, ми, мэ. При составлении слога ми логопед обращает внимание, что мягкий звук [мь] тоже обозначается буквой М. Буквой М обозначается и твер­дый и мягкий звук. При прочтении слога ми логопед объясняет, что буква И показывает, что Мнадо произносить мягко.

Чтение по пособию (с. 45).

а) «Подружи» букву М с гласными буквами.

На картинке изображена гроза. Идет дождь. Сверкает молния. Молния похожа на букву М. На туче гласные буквы. А под дождем: мак, муха, мышка, мишка, мост.

— Проведите пальчиком по молнии, соедините букву М с
гласной буквой. Прочитайте слог. Назовите слово с этим
слогом, рассматривая картинку «Кто мокнет под дождем? ».

б) Чтение обратных и прямых слогов.

Итог занятия.

— Посчитайте, сколько букв М в тексте афиши.

Наши рекомендации