Психология воспитания. Психологические механизмы формирования личности.Психологический анализ самовоспитания.

Воспитание – это одна из сторон социализации, заключающиеся в формировании развития ребенка как личности, усвоение им социальных ценностей, нравственных качеств, мировоззрения, формирования идеалов и др. Преобразование на их основе поступков поведения в целом.

Предмет психологии воспитания - это формирование личности на разных возрастных этапах в образовательном процессе, взаимодействие воспитателей и воспитуемого, коллективы и личности.

Цели воспитания:

1. Общая цель воспитания: присвоение общечеловеческих ценностей субъекта

2. Специальные цели: соответствуют изменчивым требованиям текущего момента развития данного общества.

Психологические механизмы формирование личности:

1. Подражание

2. Интериреоризация

3. Сдвиг мотива на цель

4. Самооценка

5. Уровень притязания

6. Социальная идентификация

7. «Я» образ

8. Когнитивный диссонанс

9. Воспитанность – это согласованность знаний, убеждений и поведения, результат формирования личности.

10. Воспитуемость – это потенциальные возможности создаваемые в процессе воспитания. В общем виде критерии воспитанности являются:

1. Уровень сформированности нравственных привычек, чувств

2. Уровень преднамеренности

3. Моральная устойчивость

4. Умение преодолевать трудности

5. Управлять мотивационной сферой

Самовоспитание — это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.

Можно выделить следующие параметры самовоспитания:

· направленность, т.е. мотивы работы над собой.

· содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

· устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

· эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

№51 Психологические основы личности с асоциальным поведением. Формирование личности в коллективе. Психологические основы индивид/подхода в воспитании

Человек как личность– в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Поведение человека – это его образ жизни и действий по отношению к себе, обществу, идеям, другим людям, к внешнему и внутреннему миру.

Асоциальное поведение –отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение. (поведение, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом.)

Особенности:

· Болезненные реакции

· Стремление к избавлению (и любой ценой) от неприятных ощущений,

· Импульсивность,

· Нестабильная самооценка,

· Потребность будоражить себя (приводить в возбуждение).

· Неспособность изменять свое поведение в результате наказания,

· Отсутствие искреннего сочувствия к другим,

· Отсутствие чувства стыда или вины за свои поступки.

Биологические факторы под вопросом надо нет

Асоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они с помощью импульсивных и опасных действий стремятся к получению стимуляции

Семейные факторы

Качество родительского ухода, получаемого ребёнком определяет в значительной степени, разовьётся ли из него асоциальная личность или нет.

Стиль мышления

У детей с нарушениями поведения обработка информации в агрессивном ожидании. Онисклонны считать всякое направленное на них негативное действие преднамеренным.

считал А. В. Луначарский, цель воспитания всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Общность жизни, деятельности и интересов формирует идеалы, сознание, мораль. Необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании– осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Психол. основы:

· знание индивидуальных черт ученика;

· учет условий, повлиявших на появление какой-либо особенности личности;

· знание мотивов действия воспитанника;

· чуткость и такт воспитателя по отношению к учащимся;

· умение предвидеть последствия педагогического воздействия.

№52 Педагогическая деятельность и ее психологические особенности. Профессионально-важные качества личности инженера-педагога

Педагогическая деятельность — процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности.

Особенности:

· взаимодействие с большим количеством людей с достаточно высоким психоэмоциональным напряжением.

· возможность возникновения различной степени значимости конфликтных, стрессовых или психотравмирующих ситуаций,

· несоответствие ожидаемого, прогнозируемого и фактического результатов (например, итоги контрольной работы учеников, учебной четверти и т. д.).

· возможность «психического пресыщения» из-за повторяемости в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей.

· психологический фон: высокие требования общественности к общекультурным, профессиональным и моральным качествам учителя.

Профессионально-важные качества (педагога, по А.К. Марковой):

· педагогическая эрудиция

· педагогическое мышление

· педагогический оптимизм

· педагогическая находчивость

· педагогическое предвидение

· педагогическая рефлексия

Профессионально-важные качества (инженера-педагога по Т.В. Полуйчик):

1. Профессионально-педагогическая компетентность,

2. Профессиональное мастерство как интеграция качеств личности в индивидуальный стиль деятельности.

3. Наличие педагогических и специальных способностей (по предмету).

По Ильину качества учителя:

1. Комуникативные умения.

2. Гностические умения

3. Педагогиечский такт

4. Культура речи

№53Предмет, задачи и методы социальной психологии. Массовые социально-психологические явления и их характеристика

Социальная психология - наука, изучающая психологию групп и коллективов, особенности взаимодействия и динамику развития групп.

Предмет – исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив

Задачи:

· Изучение взаимодействия людей, информационного обмена;

· Массовые психические явления;

· Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;

· Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;

· Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:

· Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.) И больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);

· Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

1) Методы сбора информации:

· анкетирование;

· опрос

· групповой эксперимент;

· наблюдение (включенное и не включенное).

2) Методы обработки информации:

· социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах.

· Стохастический анализ

· Корреляционный анализ

· Построение типологии

Массовые социально-психол явления:

Общественное мнение. Оно может формироваться сознательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют общественное мнение, отражающее идеологию того или иного политического направления или государства в целом.

Слухи.Под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию,распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста.

Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, страха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроениями болельщиков Сюда же и Паника

Подражание - сознательное или неосознанное копирование образца. Подражание встречается на разных возрастных этапах индивидуальной жизни человека.

Мода.Мода как массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени пользуется наибольшей популярностью среди масс людей

№54 Понятие о группах и коллективах и их социально-психологическая характеристика

Группа - это объединение людей на основе общих признаков (деятельность, цель, характер общения и пр.). Среди таких групп можно выделить большие и малые.

Малая группа — устойчивое объединение людей, связанных взаимными непосредственными контактами и общей деятельностью. В ней лично знают друг друга. От 2-3 до 30-45 человек

Параметры малой группы:

1) Композиция(состав) группы – пол, возраст, численность

2) Структура группа(функции отдельных членов и межличностные отношения):

· Социометрическая (совок-ть связей между членами группы)

· Ролевая (совок-ть и распределение ролей между членами группы)

· Коммуникативная (прием и передача информации в группе)

Большая группа– значительное по числу объединение людей, не находящееся в непосредственном контакте и может быть объединена в т.ч. и по непсихологическим признакам (деятельность)

Коллектив – разновидность социальной общности и совокупность индивидов, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной общности и признаются его членами с точки зрения других. Характеризуется следующими основными чертами:

1. устойчивой взаимодействием, способствует стабильности его существования в пространстве и во времени;

2. четко выраженной однородностью состава;

3. высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок;

4. структурированностью – четкости и конкретности распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива;

5. организованностью – упорядоченностью, подчинением коллектива правилам выполнения коллективной жизнедеятельности;

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация — группа, отличающаяся реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения носят деловой характер

Корпорация — это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. У группы появляется корпоративный дух, который проявляется в противопоставлении группы другим группам, достижении групповых целей

Первая стадия развития коллектива требования только со стороны его руководителя. Люди не готовы к общим действиям и групповые нормы пока не выработаны.

Вторая стадия. Формируются групповые нормы и действия. Все больше людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство.

На третьей стадии. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.

Но третья стадия не означает застоя в коллективе. Коллектив защищается от застоя новыми способами деятельности,

№55 Понятие общения. Структура общения. Виды и средства общения.

Общение — процесс и результат установления контактов между людьми, включающий: обмен информацией (коммуникативный аспект), выработку единойстратегии взаимодействия (интерактивный аспект), восприятие и понимание друг друга (перцептивный аспект).

Структура общения (По Г.М. Андреевой)

· Коммуникативная сторона (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

· Интерактивная сторона (организация взаимодействия между общающимися индивидами не только знаниями, но и действиями).

· Перцептивная сторона (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания)

Структура общения как процесса:

· цель,

· содержание,

· средства общения;

· участники процесса,

· тип связи,

· устанавливается между ними; мотивы,

· потребности, ценностные ориентации участников общения;

· виды и формы общения;

· стиль, стратегии общения;

· результат общения.

В соответствии с содержанием можно выделить виды общения:

· Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.

· Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями.

· Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами

· Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами, потребностями.

· Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, в результате совместной деятельности.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить:

1. Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.

2. Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят то, что положено говорить в подобных случаях.

3. Формально-ролевое общение —регламентированы и содержание, и средства общения обходятся знанием социальной роли собеседника.

4. Деловое общение — общение, при котором происходит обмен информацией для достижения коммерческой выгоды.

5. Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

6. Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

№56 Межличностные отношения, их структура и динамика. Психологический климат и совместимость. Учет межличностных отношений в учебно-воспитательной работе нетструктурымежлич отношений

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов:

· знакомство (в зависимости от социокультурных норм общества),

· приятельские (формируют готовность к дальнейшему развитию),

· товарищеские (происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу),

· дружеские отношения (общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности).

Психологический климат - психическая атмосфера, сочетание интересов коллектива и каждого его члена в осуществлении профессиональной деятельности.

Особенности социально-психологического:

· Двойственность (как субъективное отражение в групповом сознании и как результат воздействия на групповое сознание)

· Динамичность (климат подвержен изменениям – климат-ким возмущениям)

Совместимость — это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимальную удовлетворенность партнеров друг другом при достаточно высоких энергетических затратах и значительной взаимной идентификации.

По В. А. Кан-Калику, 1987

Педагогический процесс основывается на отношениях учителя с детьми, именно они — отношения — первичны в педагогическом взаимодействии.

1. Стремитесь учитывать -особенности школьника, его позицию в классе, стремление отстаивать собственную самостоятельность

2. Помните, что необходимо реализовывать задачи обмена информацией, организации взаимоотношений, познания личности ребенка и оказания содействия.

3. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Не «от себя», а «от них».

4. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей.

5. Умейте слушать детей до конца!, даже если на ваш взгляд, у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка.

6. Избегайте штампов в общении с детьми, преодолевайте негативные установки

7. Чаще улыбайтесь детям. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное отношение влияет на восприятие ими нашего поведения, нашей деятельности.

8. Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности.

№57. Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации. Стадии развития конфликтов.

КОНФЛИКТ — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

Структура конфликта :

· конфликтная ситуация

· объект (предмет спора);

· субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

· условия протекания конфликта;

· масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

· развитие и разрешение конфликта

Элементы конфликтной ситуации:

1) участники (непосредственные и заинтересованные, те, чьи интересы в данной ситуации затронуты),

2) их цели в конфликте (желаемый результат),

3) объект конфликта (причина, объект определяет уровень конфликта и способы его разрешения.).

Стадии развития конфликта :

- предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта

- конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт

- разрешение конфликта (полное или частичное).

Способы развитияконфликтов.

1. Поступательное, логическое развитие. Оппоненты как бы поочередно делают ходы, «разыгрывая» конфликт по правилам (иногда каждый по своим правилам). У каждого из оппонентов есть время на обдумывание

2. Бурное, лавинообразное развитие. Действия оппонентов (или одного из них) стремительны, прямолинейны. Они резко набирают силу, приобретая неуправляемый характер, теряют связь с вызвавшей их причиной.

3. Взрывное развитие конфликта. В отличие от лавинообразного это происходит практически без связи с репликами и реакциями второго участника конфликта.Конфликту присущи большая сила и завершенность.

№58 Стили и общие правила разрешения конфликтов

Принципы управлением конфликта:

1. Определение необходимости обострения конфликта.(конфликт – точно единств-ное решение)

2. Полный контроль над собственными эмоциями, оценивать происходящее.

4. Поиск и анализ подлинных причин конфликта, которые оппоненты могут скрывать за причинами мнимыми.

5. Локализация конфликта, т. е. установление его четких рамок и максимальное стремление к сужению в области противоречия.

6. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку защитные действия мешают во время заметить изменения «противоположной стороны».

7. Переформулирование аргументов оппонента, выделяя опорные смысловые моменты.

8. Достаточная активность.

Правила разрешения конфликтов:

1. Основная задача – по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий конфликта.

2. Возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий( которые могут вернуться).

3. Нет универсального стиля,, следовательно, и способ подходят для конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного конфликта.

5 стилей разрешения:

· Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения. Использовать – если нужно снизить градус конфликта. Не использовать – если постоянно исп-ть, не решает конфликт, нагнетает обстановку

· Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом. Использовать – если силы не равны, или отношения более значимы. Не использовать – одна сторона жертвует своими интересами.

· Соперничество. Активная борьба индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения целей: власти, принуждения, использования зависимости других от него. Использовать – если отношения не важны. Не использовать – всегда разрушает отношения.

· Сотрудничество означает, что индивид готов решать, удовлетворяя всех участников взаимодействия.Открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников. Использовать – решение удовлетворяет всех. Не использовать – длительное время на поиск.

· Компромисс. Действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения. Использовать – если у оппонентов нет достаточно времени. Не использовать – полностью не решает конфликт.

№59 Психологические особенности управленческой деятельности

Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности, свойства личности, необходимые для успешного осуществления управления.

Задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы

Особенности управленческой деятельности:

1) направлена на других людей, побуждает их к действию и организует эти действия;

2) является специфическим видом межличностного взаимодействия;

3) состоит из операционных (конкретные действия, навыки), рефлективных (управленческая культура) и креативных (управленческое искусство) компонентов, находящихся в тесной связи.

Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

· Закон неопределенности отклика (реакция подчиненного неизвестна!, вероятна).

Закон неадекватности постижения человека человеком.

Закон неадекватности самооценки.

Закон искажения информации.

Закон самосохранения (ведущая потребность ­ сохранить статус).

Закон компенсации (ввиду отсутствия определенных качеств, развиваются другие).

№60 Профессионально-важные качества личности руководителя. Стили управления

Группы личностных качеств, обеспечивающихуспешность выполнения обязанностей

1. Общественно-политическиекачества определяют степень политической зрелости специалиста. К качествам, входящим в эту группу, относятся: преданность принципам государственной политики, убежденность, политическая активность, патриотизм.

2. Потребностно-мотивационныекачества являются ядром, определяющим осознанность выбора этой профессии, действенность его позиции. Относятся: мотивированность, врожденная предрасположенность к данному виду деятельности, обучаемость,законопослушность.

3. Профессионально-деловыекачества – это свойства личности, проявляющиеся и совершенствующиеся (формирующиеся) в ходе профессиональной деятельности. К ним относятся: предприимчивость, обязательность, организованность, аккуратность, исполнительность, инициативность, ответственность, пунктуальность, работоспособность, уверенность в себе.

4. Нравственно-этическиекачества обеспечивают соблюдение общепринятых социокультурных норм деятельности и общения с сотрудниками. К этой группе качеств относятся: объективность, доброжелательность, терпимость, тактичность, внимательность, справедливость, эмпатия, отзывчивость, честность, искренность.

5. Эмоционально-волевыекачества характеризуют степень напряжения физических, интеллектуальных, моральных сил личности. К этой группе качеств относятся: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, стрессоустойчивость, дисциплинированность, страстность.

6. Интеллектуальныекачества специалиста можно определить как его способность оптимального решения умственных задач. Являются: любознательность, гибкость, пытливость мысли, прагматичность ума, способность к адекватной самооценке, речевые особенности (четкость, краткость, логичность, убедительность как письменной, так и устной речи).

7. Социально-психологическиекачества дают возможность успешно реализовать основные функции общения. В связи с этим выделяют коммуникативные, перцептивные, интерактивные свойства руководителя. К коммуникативным: пропускная способность, информационная надежность. К перцептивным – невербальная компетентность, самолюбие, коллективизм

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ –система обобщенных способов и форм поведения руководителя в отношениях с подчиненными в деятельности.

5 стилей управления:

· Авторитарный(или директивный) – для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений ("минимум демократии"), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания ("максимум контроля"), отсутствие интереса к работнику как к личности. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

· Демократический(или коллективный) – управленческие решения принимаются обсуждением проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников ("максимум демократии"), выполнение контролируется и руководителем, и самими сотрудниками ("максимум контроля"), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы. Однако реализация демократического стиля возможна при больших способностях руководителя.

· Либерально-анархический(или попустительский) – характеризуется, с одной стороны, "максимумом демократии" (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, "минимумом контроля" (даже принятые решения не выполняются все пущено на самотек),

· Непоследовательный(алогичный) – проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому – крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

· Ситуативныйстиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

№61 Предмет, задачи и методы психологии труда и инженерной психологии. НТП и роль человека в производственных процессах

Психология труда – раздел психологии, изучающий закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда.

Инженерная психология – область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека-оператора и технических устройств.

Предмет психологии труда – психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализует ее в действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Предмет инженерной психологии.Является деятельность человека-оператора как одного из звеньев СЧМ.

Основные задачи инженерной психологии:

· анализ возможностей и функций человека и техники в системе «человек-машина»

· исследование процессов восприятия, переработки и преобразования информации человеком-оператором и человеком –коммуникатором

· исследование процессов работоспособности и утомляемости работников

· анализ индивидуальной и командно-групповой деятельности в системе «человек-машина»

· организация рабочего места работника с учетом эргономических, психологических, социальных и других факторов

· проведение инженерно-психологического проектирования и оценки системы «человек-машина»

· изучение условий труда, возможностей и содержания «производственной среды»

· обеспечение сохранения и укрепления здоровья работников, оздоровления их труда и досуга.

Методы психологии труда:

1. Неэкспериментальные:

· Внешнее и внутреннее наблюдение.

· Устные и письменные опросы.

· Метод экспериментальных оценок

· Метод анализа

2. Экспериментальные:

· Лабораторный эксперимент

· Естественный эксперимент

· Тестовый метод

Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.

Роль человека в производственном процессе : человек- оператор или группа операторов взаимодействуют с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, процессе управления, обработки информации

Наши рекомендации