Сущность социальной дезадаптации, её признаки и причины

Сущность: Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума, т.е. это нарушение взаимосвязей человека со средой, которое характеризуется неосуществимостью им своей положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу.

Признаки: Агрессивность – один из самых характерных признаков. Поскольку люди находятся вне всякого коллектива, они со временем утрачивают навык общения. Личность перестает стремиться к взаимопониманию, ей становится гораздо проще получить желаемое с помощью манипуляции. Агрессия опасна не только для окружающих людей, но и для того человека, от которого она исходит. Дело в том, что постоянно проявляя недовольство, мы разрушаем свой внутренний мир, обедняем его до такой степени, что все начинает казаться безвкусным и блеклым, лишенным смысла.
Замкнутость(уход в себя) – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
Социофобия– постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
Нежелание подчиняться требованиям общества-Социальная дезадаптация постепенно превращает личность в раба самого себя, который боится выйти за рамки собственного мира. У такого человека существует огромное количество ограничений.

  • Причины: Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения. Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальнойдезадаптации. Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьнаядезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое. Школьнаядезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин. Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:



  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивноерасстройстве и так далее.


25.Характеристика основных кризисов в возрастном развитии личности

Кризис новорожденности.0 до 1, основная задача – доверие (или недоверие) к миру.Признаки: Приспособление к новым условиям существования требует от человека мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов.

Кризис: 1 года.Задача: самост-ть, автономность. Новообр-е:1)свободным в своих движениях и устанавливает более широкий 2) бесконечные вопросы 3) речь и развивающаяся моторика позволяют ему распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает. Признаки: Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего количества новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самост-ти, а также появление аффективных реакций..Кризис: 3 лет. Задача – инициативность, активность. Новообр-е: 1) проявление «воли». 2) отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Признаки: 1)Негативизм 2) Упрямство.3) Строптивость 4)Обесценивание.5) стремление к деспотизму 6)протест-бунт.

Кризис: 7 лет. Задача – умелость, компетентность. Новообр-е: 1) устойчивые эмоционально-психологические комплексы.2)Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. 3) открытие для себя новой социальной позиции - позиции школьника.4) из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Признаки: 1) потеря непосредственности 2) Кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.3) Замкнутость, неуправляемость.

Предподр-й кризис (11 лет).Задача–формир-е целостности, идентичности.Новообр-е: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Признаки: Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка.

Подр-й кризис.Задача– окончательное расставание с детством и обретение самост-ти.Новообр-е: чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Признаки: Традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний.1)Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается.2 Пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением.

Кризис 17 лет.Задача – выработка равновесия между близостью и изоляцией.Новообразование: Происходит ценностно-смысловаясаморегуляция поведения. Характерны различные страхи. Отстаивании своей точки зрения. Центральным новообраз-м периода становится самоопределение, професс. и личностное.Признаки: Главной проблемой поглощенность собой и избегание межлич-х отношений, что является психол-й основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции

Кризис 30 лет. Задача – баланс между развитием и стагнацией. Новообр-е: Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Признаки: Человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее. Он начинает мечтать о покое, стабильности.

Кризис: 40-45 лет.Задача-выбор между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя.Новообразование: В этот момент актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса). Признаки: 1)доминируют потребности самоуважения и самоактуализации.2) Характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им.

Кризис: выхода на пенсию. Задача- выбор между интеграцией или отчаянием. Новообр-е: поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности - это самоопределение методом «проб и ошибок». Признаки: Психолог-е сост. этих людей харак-ся витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью.

Наши рекомендации