Модели личности, основанные на клинических данных

В современной психологии существует ряд моделей, набор элементов которых, в отличие от рассмотренных выше, был по­лучен без использования факторного ана­лиза. Одной из наиболее известных явля­ется структурная модель личности, реали­зованная в Миннесотском многоаспект­ном личностном опроснике (Minnesota multiphasicpersonality inventory — MMPI). В ее основу положены различные формы психиатрических расстройств.

Поскольку данная модель достаточно полно описана в отечественной литерату­ре (см. [Березинидр., 1976; Собчик, 1971]), остановимся на характеристике другой, широко распространенной на Западе моде­ли, нашедшей отражение в Калифорнийс­ком психологическом опроснике (California psychological inventory — CPI). Модель разра­ботана X. Гуфом (Gough, 1957] на основе MMPI и включает в себя 20 так называе­мых фолк-шкал.

Выделены четыре группы основных шкал:

Первая группа отражает стилевые ха­рактеристики личности и особенности ориентации межличностного взаимодей­ствия (оценка самоуверенности, уравно­вешенности, влиятельности, общего со­циального опыта и эффективности в межличностном взаимодействии). Эта группа объединяет семь шкал:

«Доминирование» (dominance);

«Способность к статусу» (capacity for status);

«Общительность» (sociability); «Социальное присутствие» (social pre­sence);

«Самоприятие» (self-acceptance); «Независимость» (independence); «Эмпатия» (empathy). Вторая группа шкал характеризует такие особенности личности, как норма­тивные ценности и ориентации; состоит также из семи шкал:

«Ответственность» (responsibility); «Социализация» (socialisation); «Самоконтроль» (self-control); «Хорошее впечатление» (good impression); «Обычность» (communality); «Чувство благополучия» (sense of well-being);

«Толерантность» (tolerance). Третья группа шкал связана с оцен­кой потенциальных достижений и эф­фективности в интеллектуальной сфере; в нее входят три шкалы:

«Достижение через подчинение» (achi­evement via conformance);

«Достижение через независимость» (achievement via independance);

«Интеллектуальная продуктивность» (intellectual efficiency).

Четвертая группа шкал отражает обоб­щенные стилевые характеристики лично­сти и состоит из трех шкал:

«Психологический склад ума» (psy-chological-midedness);

«Пластичность» (flexibility); «Женственность/мужественность» (feminility/masculinity).

На основе базовых шкал CPI возмож­но получение структурных или вектор­ных шкал, как их называет автор опрос­ника. Таких шкал три, и они соответству­ют трем основным «темам» CPI, отражая следующие характеристики личности:

• стиль межличностного взаимодей­ствия (интерперсональный вектор);

• ориентация на социальные норма­тивы (нормативный вектор);

• уровень самореализации и компе­тентности личности (количествен­ный или уровневый вектор). Адап­тация опросника проведена в Ин­ституте психологии РАН, (см. [Та-рабрина, Графинина, 1992]).

MMPI и CPI неоднократно подверга­лись проверке на гомогенность и незави-

симость шкал. Как правило, результаты таких исследований приводят к выводу о низком психометрическом качестве этих опросников. В исследовании К. Рейноль-дса и Р. Николса [Reynolds, Nichols, 1977], выполненном на выборке из 763 испытуемых, в результате анализа шкал CPI было выделено два независимых фактора, интерпретируемые авторами как саморегуляция и экстраверсия. Эти факторы описывают большую часть дис­персии каждой из шкал опросника, что дает авторам основание утверждать воз­можность замены рассмотрения профиля шкал на интерпретацию двух факторов [Reynolds, Nichols, 1977].

В истории разработки «клинических» моделей личности особое место занима­ют попытки совершенствования психо­аналитического подхода. Наиболее изве­стны две модели, для которых были раз­работаны измерительные процедуры:

10-компонентная модель личностных предпочтений М. Крута (Kroutpersonal preference scale — KPPS) [Krout, Krout, 1954]), отражающая уровень психосексу­ального развития личности;

33-факторная динамическая модель личности Т. Грайгера (dynamicpersonality inventory - DPI) [Grygier, 1970]).

Как отмечает Селлс (цит. по: [Cattell, Kline, 1977]), руководство DPI содержит столь же грандиозные, сколь и необосно­ванные утверждения о валидности всех шкал. Если верить этим утверждениям, то DPI — лучший из созданных на сегод­няшний день тестов. Следует добавить, что выводы, полученные при проведении немногочисленных независимых психо­метрических исследований этих тестов, также носят ироничный характер.

Наши рекомендации