Психологический портрет человека по особенностям его голоса

Психологический портрет человека как описание его основных психологических свойств и особенностей обычно получа­ют с помощью традиционных тестов-оп­росников, направленных на выявление указанных характеристик обследуемого. Теоретической основой построения та­кого портрета является отражение мно­гих психических и физических свойств и состояний человека в акустических ха­рактеристиках его речи и голоса [Моро­зов, 1993, 1994, 1995]. Структуру психо­логического механизма распознавания слушателем (экспертом-аудитором) личностных свойств говорящего по его голосу можно представить в виде четы­рех основных блоков, или звеньев цепи (информационного канала), связываю­щей говорящего со слушателем:

1-й блок— объективные (реальные) физические и психологические свойства говорящего;

2-й блок — объективные (реальные) акустические характеристики речи и го­лоса говорящего (интонационно-темб­ровые, темпоритмические и др.);

3-й блок — это субъективный образ речи и голоса говорящего, возникающий у субъекта восприятия — слушателя. Этот образ, как показали исследования, существенно зависит от жизненного опыта субъекта восприятия, его языко­вой и общей культуры, разрешающих перцептивных возможностей слуховой системы по отношению к акустическим характеристикам речи (мелодический, тембровый, фонематический, ритмичес­кий, эмоциональный слух и др.);

4-й блок — субъективный образ гово­рящего человека, т. е. совокупность его индивидуально-личностных и типологи­ческих свойств, которыми он обладает в представлении субъекта восприятия (слушателя). Этот четвертый блок и есть психологический портрет говорящего по особенностям его голоса,возникающий у слушателя. Естественно, что четвертый блок так же, как и третий, существенно зависит от многих субъективных свойств слушателя (жизненного опыта, знания людей, ассоциативных свойств мозга и памяти, позволяющих связать те или иные свойства личности с особенностя­ми его речи и голоса).

В связи с тем, что в цепи передачи ин­формации о личностных свойствах гово­рящего человеку-слушателю имеется два блока-посредника (2-й и 3-й), естествен­но возникает проблема адекватностипси­хологического портрета говорящего, по­строенного слушателем, его реальному прототипу, т. е. соответствия объективных реальных свойств говорящего субъектив­ным портретным характеристикам, кото­рыми наделяет говорящего слушатель (эксперт-аудитор). Проведенные с этой целью исследования показали достаточно высокую адекватность оценки по голосу, особенно биофизических и эмоциональ­ных характеристик говорящего.

Были предприняты также экспери­ментальные исследования в целях оцен­ки метода построения психологического

портрета человека по голосу на предмет его соответствия традиционным психоло­гическим методикам:тестам-опросникам Кеттела и Айзенка [Морозов, 1996]. В ре­зультате оказалось, что оценка личност­ных свойств по голосу обследуемого тем более соответствует традиционному ме­тоду Кеттела, чем выше балл экстравер­сии данного обследуемого по Айзенку. Иными словами, личностные психологи­ческие свойства экстравертов более дос­тупны для определения по голосу по сравнению с интровертами, что вполне согласуется с психологическим смыслом экстравертированности и интровертиро-ванности личности.

Следует отметить, что не только раз­ные люди, но и различные личностные характеристики одного и того же челове­ка, представленные балльными оценка­ми по факторам Кеттела, также в раз­личной степени могут быть «прозрачны» для оценок по голосу. Так, некоторые факторы, характеризующие, например, эмоциональность или общительность (А), могут быть более точно определены по голосу, чем, допустим, фактор Q, (консерватизм-радикализм). Наконец, в формировании психологического порт­рета важнейшая роль принадлежит инди­видуально-личностным характеристикам субъектов восприятия, т. е. аудиторов (слушателей), которые существенно раз­личаются в результате как типологичес­ких, так и индивидуальных особенностей.

В связи со сказанным психологический портрет человека по голосу носит не аб­солютно адекватный (как, например, фо­топортрет), а вероятностный характер (как, впрочем, и психологический портрет, построенный по традиционным тестам-опросникам). Тем не менее социально-психологическая сущность портрета по го­лосу представляется весьма значимой. Как уже упоминалось (см. с. 315), стереотипы восприятия человека по голосу склоняют слушателей наделять высокими достоин­ствами людей с более совершенной в лек­сическом и экстралингвистическом (т. е. невербальном) отношении речью по срав­нению с лицами, речь которых несовер-

шенна (так же как и людей внешне сим­патичных). Эта закономерность восприя­тия возникла не случайно, так как осно­вывается на множестве ассоциативных связей (в нашем сознании) голоса челове­ка с его внешней (физической) и внутрен­ней (психологической) сущностью. По­этому психологический портрет по голосу, т. е. психофизический образ говорящего, возникающий у слушателя, хотя и носит вероятностный характер, тем не менее имеет весьма большое значение в форми­ровании межличностных отношений лю­дей. В определенном смысле он носит ха­рактер самодостаточной психологической характеристики человека, нечто вроде ви­зитной карточки, причем со множеством личностных характеристик, которые гово­рящий, сам того, может быть, не желая, дарит слушателям.

Индивидуально-типологическиеособенности восприятия невербальной информации. Художественный тип личности Исследования выявили весьма значи­тельные различия среди людей по степе­ни адекватности восприятия невербаль­ной информации. Различия эти весьма существенны. Они носят индивидуаль­но-личностный характер и в то же вре­мя особенно выражены между различ­ными социальными категориями: возра­стными, профессиональными и др.

Зависимость от возраста, характерная для любого сенсорного процесса, вполне объяснима с позиции приобретения и на­копления индивидом в процессе онтоге­неза социального опыта речевого и невер­бального общения. Наряду с этим преиму­щества людей художественных профессий (музыканты, актеры и др.) по сравнению с представителями «мыслительных» обла­стей (математики и т. п.) можно объяс­нить как очевидной профессиональной тренированностью в сфере невербально­го восприятия (например, музыканты), так и природными генетическими пред­расположениями определенных лиц к адекватному восприятию и переработке мозгом невербальной информации, т. е. их

принадлежностью к так называемому ху­дожественному типу личности.

Понятие «художественного» типа че­ловека было выдвинуто академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыс­лительного» типа. Различие между данны­ми типами Павлов видел в том, что для «мыслителя» характерно аналитическое, поэлементное восприятие действительно­сти, а для «художника» — комплексное, це­лостное восприятие. Аналогичное пред­ставление было высказано еще Б. Паска­лем (1623—1663). Он писал о двух типах ума: математическом,основанном на от­влеченных представлениях о действитель­ности (в котором нетрудно узнать «мыс­лителя» — по Павлову), и непосредствен­ном,для которого характерно непосред­ственное чувственное восприятие действи­тельности («художник» — по Павлову).

По современным научным представле­ниям наличие двух типов — мыслительного и художественного — объясняется функци­ональной асимметрией мозгачеловека: для «мыслителя» характерно преобладание ле-вополушарного абстрактно-логического восприятия мира, а для «художника» — правополушарного эмоционально-образ­ного восприятия. Проблема такого рода типологии человека весьма важна для ре­шения комплекса теоретических и при­кладных задач, связанных с пониманием сущности его природы, художественного творчества, совершенствования системы общего и профессионального обучения и образования (в особенности в искусстве), профотбора и профориентации людей, по­нимания механизмов нарушения психики и выбора оптимальных средств терапии этих заболеваний и т. д. и т. п. Важно под­черкнуть, что «художественный» и «мыс­лительный» типы были выделены Павло­вым как специфические человеческие типы,в отличие от известных четырех гиппокра-товских типов (флегматик, холерик, ме­ланхолик, сангвиник), описанных им и его последователями (Б.М. Теплое, В.Д. Небы-лицын, В.М. Русалов, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвижности и уравно­вешенности нервных процессов и распро­страняемых также на мир животных.

Понимание специфических человечес­ких типов — художника и мыслителя — опирается не только на базальные физио­логические уровни жизнедеятельности че­ловека, но и на всю сложнейшую архитек­тонику высших психических функций, коммуникативные способности и, в част­ности, доминирующий тип информацион­ного взаимодействия индивида с внешним миром (восприятие и переработка сенсор­ной информации) в рамках модели двух-канальной (вербально-невербальной) природы системы коммуникации челове­ка. Показано, что все виды абстрактно-символической информации лучше вос­принимаются и перерабатываются людь­ми мыслительного типа, а невербальные — представителями художественного склада личности. Степень связи, ориентированно­сти психики на конкретную действитель­ность у художника выше, чем у типичного представителя категории абстрактных мыслителей. Конкретно это выражается в наиболее высокой точности и адекватно­сти отображения в психике художника (по сравнению с мыслителем) различных сто­рон этой действительности, например в более тонкой дифференцированное™ вос­приятия оттенков цвета, звука, лучшего их запоминания, более точных, прочных и адекватных взаимосвязей и ассоциаций между различными не только элементар­ными, но и сложными образами действи­тельности, с одной стороны, и их вербаль­ным описанием —с другой. Как известно, еще со времен «Великой дидактики» Яна Амоса Каменского в действиях человека ничего нет и не может быть того, что ра­нее не было в его чувствах и восприятиях. Именно поэтому совершенство сферы чувственного восприятия художника явля­ется основой для его художественно-реп­родуктивной деятельности.

Но сущность художника не ограни­чивается лишь тонкостью чувственного восприятия; это необходимое, но недо­статочное условие. Художественное творчество находится в тесной связи и со второй сигнальной системой, опира­ется на интеллектуально-творческий потенциал человека, речь, мышление.

Для истинного, большого художника характерно не только правдивое, как правило, эмоционально-образное ото­бражение действительности, но и пре­ломление ее через призму общественно-социального значения и даже философ­ского осмысления. В этом смысле ис­тинный, большой художник, артист, му­зыкант — это своеобразный мыслитель, опирающийся в своем мышлении не на абстрактно-знаковую символику, а на образы конкретной действительности.

Один из важнейших аспектов, отлича­ющих «художественный» тип личности от «мыслительного», лежит в сфере эмоци­онального отношения индивида к окру­жающему миру: для «мыслителя» доми­нирующим является рационально-рассу­дочное отношение, а для «художника» — эмоционально-образное. По отношению к музыкантам это свойство было отме­чено Б.М. Тепловым [1947]: «...Способ­ность эмоционально отзываться на му­зыку должна составлять как бы центр музыкальности». На важную роль эмоций как фактора, интегрирующего творчес­кий процесс в искусстве, указывал акаде­мик П.К. Анохин (1983). Этой же про­блеме посвящен ряд известных трудов академика П.В. Симонова, вскрывающих психофизиологические основы системы К.С. Станиславского, эмоциональные механизмы художественного творчества и актерского перевоплощения, обосно­вывающих разработанную автором ин­формационную теорию эмоций [Симо­нов, 1962]. Последние эксперименталь­ные исследования обнаружили наряду с эмоциональностью комплекс психологи­ческих, психофизиологических и соци­ально-психологических особенностей художественного типа по сравнению с мыслительным [Морозов, 1996].

Взаимодействие разных видов информации в системе речевого общения Охарактеризованные выше различные виды невербальной информации — эмо­циональная, эстетическая, индивидуаль­но-личностная, биофизическая (пол,

возраст, рост, вес), социально-типологи­ческая, психологическая, пространствен­ная, медицинская и физических помех — не существуют изолированно в процессе общения, но находятся в теснейшем вза­имодействии и взаимовлиянии. В каче­стве примера можно привести влияние эмоциональной окраски голоса (эмоци­ональная информация) на восприятие возраста одного и того же человека (рис. 3.63). Одну и ту же фразу актер (народ­ный артист СССР О. Басилашвили) про­износил по просьбе экспериментаторов с разными эмоциональными интонаци­ями (радость, печаль, гнев, страх, нейт­рально) в случайном порядке 30 раз. Слу­шатели (17 чел.) существенно по-разно­му оценили возраст актера по голосу (в за-висимости от выраженной эмоции), «омолодив» его на пять лет при выраже­нии радости (по сравнению с нейтраль- . ным звучанием) и «состарив» на восемь лет — при выражении страха и еще боль­ше — при выражении гнева (рис. 3.63).

Столь же естественно и очевидно вли­яние медицинской информации (о состо­янии здоровья) на эстетическую инфор­мацию (оценку человека) или индивиду­ально-личностную (опознавание знако­мых по характерным дефектам речи), влияние оценок возраста на оценки рос­та и веса (положительные корреляции) и т. д. Можно легко экспериментально до­казать, что каждый из обозначенных нами видов информации в той или иной степе­ни влияет на остальные виды. Например, велико влияние эмоциональной, эстети­ческой, медицинской информации на вос­приятие всех других видов.

Вместе с тем все виды невербальной информации влияют и на семантику речи, т. е. на собственно вербальную смысловую информацию. Особенно сильное влияние оказывает эмоциональ­но-эстетическая информация на содер­жательную, смысловую сторону речи, что основано на стереотипах восприя­тия человека человеком («приятный го­лос» — значит «приятный человек» — значит от него следует ожидать нечто приятное. И наоборот: «неприятный го-

Психологический портрет человека по особенностям его голоса - student2.ru

Рис. 3.63. Оценки слушателями возраста че­ловека по голосу существенно изменяются в зависимости от эмоциональной интона­ции говорящего (актер О. Басилашили): Ра — радость; Не — нейтрально, безразлич­но; Пе — печаль; Ст — страх; Гн — гнев.

лос» — «неприятный человек» — следо­вательно, от него следует ожидать не­приятное сообщение). Напомним, что в специальных сравнительных экспери­ментах слушатели наделяли актеров, обладающих эстетически совершенной речью, значительно большими деловы­ми партнерскими качествами и довери­ем (свойствами, необходимыми для коммерсантов), чем даже самих ком­мерсантов с менее совершенной речью. Наконец, взаимодействие различных видов информации осуществляется не только в пределах какого-то одного сенсор­ного канала, как, например слухового (зву­ковая речь и звуковые виды невербальной информации), но и между разными сенсор­ными каналами, например вербальными и невербальными смыслами звуковой речи (фонация), с одной стороны, и зрительны­ми формами невербальной информации, т.е. выразительными движениями, извест­ными под термином «кинесика» (жест, поза, мимика) — с другой. Зрительный ка­нал в значительной степени информати­вен, поскольку через него проходит около 80% всей информации внешнего мира. На-

ряду с этим немаловажны кожно-тактиль-ный (например, при общении матери с ре­бенком и др.) и хеморецептивный (обоня­ние, вкус) информационные каналы.

Физиологической основой взаимодей­ствия вербально-невербальных смыслов является мощная система нервных свя­зей между левым (вербальным) и правым (невербальным) полушариями головного мозга человека. Равным образом взаимо­действие разных видов невербальной ин­формации, например слуховой (интона­ция голоса) и зрительной (жест, поза, ми­мика), обусловливается межанализатор­ными нервными связями и интегративны-ми свойствами мозга, объединяющего все виды чувствований и сенсорные каналы в информационный комплекс.

Таким образом, невербальная комму­никация в целом предстает как исключи­тельно сложная многоканальная и мно­гоуровневая система параллельного воз­действия на человека множества различ­ных видов информации, находящихся в то же время и в постоянном взаимодей­ствии с семантикой слова. На основании сказанного можно обозначить три основ­ных типа информационного взаимодей­ствия в процессе речевого общения:

• взаимодействие разных видов не­вербальной информации в преде­лах одного сенсорного канала(на­пример, слухового);

• взаимодействие невербальных ви­дов информации между разными сенсорными каналами (например, между слуховым и зрительным);

• взаимодействие всех видов невер­бальной информации с собственно речевым вербальным смыслом.

Наши рекомендации