Научные организации и исследовательские программы

Организация научно-исследовательской деятельности в каждой стране имеет осо­бенности, обусловленные историей.

К концу XX в. во всех странах мира психологические разработки ведутся, как правило, в специализированных исследо­вательских институтах, лабораториях, ко­торые могут входить в различные органи­зационные структуры и иметь разное фи­нансирование и статус, оставаясь, одна­ко, психологическими как по направле-

нию работ, так и по квалификации со­трудников.

Постсоветская Россия унаследовала от СССР структуру научно-исследова­тельских учреждений, включающую ака­демические НИИ и лаборатории, иссле­довательские учреждения в структуре «ведомственной» науки и научно-иссле­довательские подразделения высших учебных заведений. Существовала также система научно-исследовательских дого­ворных работ, осуществляемых сотруд­никами вузов по заказам госучреждений и предприятий (на сегодняшний день она практически разрушена).

Старейшим психологическим научно-исследовательским учреждением страны является Психологический институт Рос­сийской академии образования, основан­ный в 1914 г. на средства выдающегося русского промышленника и мецената СИ. Щукина. На протяжении 80 лет ин­ститут неоднократно менял свое название и ведомственную принадлежность, но ос­тавался центром фундаментальных иссле­дований. В Психологическом институте РАО (ПИ РАО) работает свыше 240 со­трудников. ПИ РАО — это 30 лабораторий и исследовательских групп, объединен­ных в следующие отделы: 1) «Философс­кая и культурно-историческая психоло­гия», 2) «Возрастная психология разви­тия», 3) «Педагогическая психология», 4) «Психология личности», 5) «Общая психология», 6) «Практическая психоло­гия». При институте организован Междуна­родный психологический колледж. Дирек­тор Психологического института РАО — академик РАО В.В. Рубцов. В состав Рос­сийской академии образования входит Отделение психологии и возрастной пси­хологии. Сегодня в учреждениях РАО ра­ботает наиболее многочисленный «отряд» отечественных психологов.

Многие исследовательские институты и центры РАО возглавляют психологи; в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профи­ля. К их числу относятся: Институт кор-рекционной педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Иссле-

довательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной пе­дагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследова­тельский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального само­определения молодежи РАО.

Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимуществен­но психологическими исследованиями: психология реабилитации личности, пси­хология жизненного самоопределения, психология развития и т. д.

В системе образования существует мно­жество психологических исследовательс­ких учреждений, в частности Научно-мето­дический центр «Диагностика, адаптация, развитие» им. Л.С. Выготского и Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца при Комитете образования г. Москвы. За пределами Москвы в Институте образова­ния взрослых РАО (Санкт-Петербург), Ин­ституте образования Сибири, Дальнего Во­стока и Севера РАО (Томск) и многих дру­гих учреждениях организованы психологи­ческие лаборатории.

Крупнейшим научно-исследовательс­ким психологическим учреждением в Рос­сии является Институт психологии Рос­сийской академии наук (ИП РАН), орга­низованный в 1971 г. по инициативе Б.Ф. Ломова (первый директор института).

В организации ИП РАН приняли учас­тие такие выдающиеся ученые, как А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е.В. Шорохова, В.Д. Небылицын, В.А. Пономаренко, П.К. Анохин, А.И. Берг, В.В. Парин и многие другие. В состав Института пси­хологии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образован­ный в 1945 г. С.Л. Рубинштейном.

Сегодня в ИП РАН работает около 180 сотрудников, которые проводят фундамен­тальные и прикладные исследования в сле­дующих основных направлениях: общая психология, психология личности, диффе­ренциальная психология, социальная пси­хология, когнитивная психология, психо­логия труда и инженерная психология, психофизиология и т. д. В составе инсти­тута 16 научных подразделений (лаборато-

рий и функциональных групп). При инсти­туте действует Консультационный центр, Высший психологический колледж и изда­тельство. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и жур­нала «Иностранная психология». С 1989 по январь 2002 г. директором ИП РАН был трагически погибший выдающийся психо­лог, исследователь и организатор науки член-корреспондент РАН А. В. Брушли не­кий. С 2002 г. директор Института психо­логии — А.Л. Журавлев.

В системе Российской академии наук существует еще ряд научных психологи­ческих подразделений, в частности сектор социальной психологии науки Института истории естествознания и техники РАН.

Крупнейшим исследовательским цен­тром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневроло­гический институт им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге (директор — профес­сор Б.Л. Кабанов).

Психологические исследовательские лаборатории и группы имеются в инсти­тутах Российской академии медицинс­ких наук, в частности в Научном центре психического здоровья.

Исследования по прикладной психо­логической проблематике ведутся в Цен­тре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, НИИ авиационной и косми­ческой медицины, в Научно-практичес­ком центре ШВС РФ, Институте меди­ко-биологических проблем, во Всерос­сийском НИИ МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики и множестве других ведомственных научно-исследо­вательских учреждений.

Издавна мощнейшим научным пси­хологическим потенциалом располагают факультеты психологии крупнейших уни­верситетов: Московского государственно­го университета (МГУ), Московского го­сударственного педагогического универ­ситета (МГПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Ярославского государственного универ­ситета (ЯрГУ). Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соот­ветствующие мировому уровню.

Таблица 1. РГНФ и RSS: сравнительная структура распределения грантов

(данные по Москве)

Название дисциплины Рейтинг Средний рейтинг
1993 г. 1994 г. 1995 г. дисциплины
RSS РГНФ RSS РГНФ RSS РГНФ RSS РГНФ
Филология 3=4=5 2=3
История 6=7=8
Экономика 3=4 3=4
Философия 6=7=8 3=4 3=4
Психология и педагогика 6=7=8 4=5
Политология и право 3=4=5 2=3
Социология
Искусствоведение 3=4=5 4=5

Примечание.Название и группировки дисциплин приведены по классификации, принятой в РГНФ. Дисциплины перечислены по уровню среднего ранга РГНФ. RSS — Центрально-Европейский университет.

Традиционный список ведущих психо­логических научных учреждений России («большая пятерка») составляют Институт психологии РАН, Психологический ин­ститут РАО, Психоневрологический ин­ститут им. В.М. Бехтерева и факультеты психологии МГУ и СПбГУ. На их долю приходится большая часть научного «про­дукта» российской психологии. Эти цент­ры имеют наибольшее число научных до­говоров, а сотрудники получают большую часть фантов, финансируемых научными фондами РГНФ, РФФИ, «Культурная инициатива», «Фонд Форда» и т. д.

К сожалению, экономическое положе­ние науки в России и дезинтеграция ис­следовательских связей являются серьез­ной причиной, не позволяющей реализо­вать научно-исследовательские психоло­гические проекты национального масшта­ба. Однако кадровый и организационный потенциал для этого еще существует.

Новой для России организационно-финансовой формой поддержки психоло­гической научной деятельности являются научные фонды. К их числу относятся уже упоминавшиеся РГНФ и РФФИ, а так­же иностранные фонды, финансирую­щие исследования российских ученых, в первую очередь — Международный на­учный фонд и его многочисленные от­ветвления («Культурная инициатива», «Открытое общество», «Центрально-Ев­ропейский университет» и пр.). Напри­мер, в структуре Российского гумани­тарного научного фонда существует от­дел, занимающийся проблемами комп­лексного изучения человека.

Из 8 основных дисциплин (филология, история, экономика, философия, психоло­гия и педагогика, политология и право, со­циология, искусствоведение) психология занимает среднее положение в рейтинге по числу поддержанных фантов (табл. 1).

По числу поддержанных фантов лиди­руют психологи факультета психологии МГУ, Психологического института РАО и Института психологии РАН г. Москвы (табл. 2). Это отнюдь не свидетельствует о том, что в других университетских городах России нет выдающихся исследователей и крупных коллективов. Объяснение про-

Таблица 2. Сравнительный рейтинг дисциплин по числу присужденныхгрантов

(данные по России за 1994 г.)

Название дисциплины* РГНФ RSS Гумани­тарии** Фуль-брайт АЙРЕКС АСПРЯЛ
Филология 2=3
История 3=4=5=6
Экономика 3=4=5=6
Философия 3=4 3=4=5=6
Психология и педагогика
Политология и право 2=3
Социология 3=4=5=6
Искусствоведение

* Дисциплины перечислены по рейтингу РГНФ.

** Конкурс проводился только по гуманитарным дисциплинам.

стое: Москва обладает наибольшим коли­чеством научных учреждений и кадров.

Подводя итог, можно сказать, что се­годня в России (так же как и за рубежом) психология является самостоятельной, до­статочно институализированной наукой, располагающей системой научных центров и высококвалифицированными кадрами исследователей.

Психологические ассоциации

Крупнейшей организацией, объединя­ющей психологов мира, является Меж­дународный союз психологической на­уки (The International of Psychological Science — IUPsyS). В его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие психологов отдельных стран по принципу «одна ассоциация — одна страна».

IUPsyS был основан в 1951 г. На се­годняшний день он объединяет 54 наци­ональные психологические ассоциации. В свою очередь IUPsyS входит в качестве члена в состав Международного совета социальных наук (ISSC) и Международ­ного совета научных союзов (ICSU).

Кроме того, за IUPsyS закреплен кон­сультативный статус при UNESCO.

Крупнейшим психологическим на­циональным союзом сегодня является Американская психологическая ассоци­ация (АРА). Россия также представлена в составе IUPsyS национальной органи­зацией — Российским психологическим обществом при Президиуме Российской академии наук, которое стало правопри­емником Общества психологов СССР.

Помимо национальных союзов в Меж­дународный союз психологической на­уки входят на правах ассоциированных членов и другие международные объеди­нения психологов, образованные по принципу научной специализации или практической направленности. К их числу относятся: Международная ассо­циация прикладной психологии (IAAP); Межамериканское общество психологии (объединяет ученых Латинской Амери­ки); Ассоциация научной психологии франкоязычных стран (APSLA); Между­народный союз психологов (ICP); Меж­дународная ассоциация кросскультур-ной психологии (IACCP); Европейская ассоциация экспериментальных соци­альных психологов (EAESP); Междуна-

родное общество компаративной психо­логии (ISCP); Международное общество изучения развития поведения (ISSBD); Европейская ассоциация психологии личности (ЕАРР).

Международный союз психологической науки регулярно проводит всемирные кон­грессы психологов, а также конференции, семинары и совещания по отдельным на­правлениям и проблемам психологической науки и практики. Последний, XXVI Меж­дународный психологический конгресс со­стоялся в Монреале (Канада) в 1996 г.

IUPsyS оказывает поддержку отдель­ным научным проектам, проводит науч­ные тренингеминары и т. д. С 1966 г. вы­пускается орган IUPsyS «Международ­ный журнал психологии».

Крупнейшим объединением отече­ственных психологов является Российс­кое психологическое общество, которое зарегистрировано в качестве научного об­щества при Президиуме РАН. Оно осно­вано в 1994 г. в Москве на Учредительном съезде. В состав общества входят 56 реги­ональных отделений. Руководит обще­ством Координационный совет, избира­емый съездом. В промежутках между съездами и заседаниями КС РПО им ру­ководит президент и Президиум КС. Об­щество руководствуется в своей деятель­ности Уставом и Программой. В структу­ре РПО образованы секции: психологии образования, психологии творчества, психологии рекламы и т. д. РПО издает серию сборников «Психология сегодня». Юридический адрес Российского психо­логического общества: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13.

Помимо РПО в России действует не­мало независимых психологических ас­социаций: Ассоциация психологов-прак­тиков, Общество психологов, Психофи­зиологическое общество и др.

Подготовка психологов и учебные программы

Психология к концу XX в. стала одной из наиболее популярных профессий. Психо-

логическое образование можно получить практически в любом крупном зарубежном университете. Поэтому в данном разделе ограничимся спецификой подготовки пси­хологов в России.

Сегодня психологов готовят на пси­хологических и психолого-педагогичес­ких факультетах классических и педаго­гических университетов. По неполным данным, к январю 1997 г. в государ­ственных и негосударственных вузах Российской Федерации было создано около 120 психологических факультетов и отделений. До 1991 г. в России суще­ствовали лишь факультеты психологии Московского, Ленинградского и Ярос­лавского университетов, отделения пси­хологии в Саратовском и Ростовском университетах, а также факультеты педа­гогики и психологии МГПИ им. В.И. Ленина.

Специальность 521000 «Психология» включена в классификатор направлений и специальностей профессионального высшего образования. Кроме того, се­годня специальность «Психология и пе­дагогика» входит в обязательный мини­мум содержания профессиональной об­разовательной программы по гуманитар­ным и социально-экономическим на­укам.

Социально-экономические реформы и политическая революция 1990 — 1993 гг. привели к легализации рынка частных психологических услуг и формированию спроса на практических психологов в различных сферах: политике, рекламе и маркетинге, менеджменте и предприни­мательской деятельности и т. д. Возрос­ло число платных психологических кон­сультаций, фирм, занимающихся отбо­ром и аттестацией кадров и т. д. В шко­лах Российской Федерации введены штатные должности психологов. Рынок платных образовательных услуг также потребовал привлечения специалистов по вопросам психологии образования. Введены должности психолога в меди­цинских учреждениях. И вместе с тем сократился спрос на психофизиологов, специалистов по инженерной психоло-

гии и психологии труда в связи со свер­тыванием отечественного производства и кризисом, охватившим военно-про­мышленный комплекс и всю сферу нау­коемких технологий.

Если до 1990-х гг. подготовка психо­логов имела академическую направлен­ность и студенты ориентировались на преподавательскую и научную работу, то сегодня большинство выпускников связывают свою карьеру с практичес­кой работой, а специализация приобре­ла конкретно-прикладную направлен­ность.

Программа подготовки психологов-бакалавров (4 года) в соответствии с Го­сударственным образовательным стан­дартом высшего профессионального об­разования помимо углубленного изуче­ния общих курсов предполагает также прохождение следующих обязательных специальных дисциплин:

• основы общей психологии;

• психологический практикум;

• история психологии;

• социальная психология;

• клиническая психология;

• психофизиология;

• педагогическая психология;

• возрастная психология;

• психология труда и инженерная психология;

• основы психодиагностики;

• зоопсихология и сравнительная психология;

• экспериментальная психология;

• психогенетика;

• анатомия центральной нервной си­стемы;

• физиология центральной нервной системы;

• физиология высшей нервной дея­тельности и сенсорных систем;

• антропология;

• математические методы в психоло­гии.

Кроме того, программой подготовки предусматриваются спецкурсы по выбо­ру студентов и факультативные психоло­гические курсы.

Подготовка магистров (2 года) предполагает специализацию в одном из основ­ных направлений психологической науки.

Во многих крупнейших вузах и пси­хологических НИИ существуют аспи­рантура и докторантура.

Наибольшее число кандидатских и докторских диссертаций, поданным По­ложения ВАК РФ за 1995 год, защищено по педагогической и общей психологии, наименьшее — по дифференциальной психологии, психодиагностики, юриди­ческой психологии, психофизиологии.

Крупнейшими психологическими факультетами в России до сих пор оста­ются факультеты Санкт-Петербургского государственного университета, Мос­ковского государственного университе­та им. М.В. Ломоносова и Ярославского государственного университета им. Н.П. Демидова. На факультет психоло­гии МГУ подготовка психологов осуще­ствляется на кафедрах общей психоло­гии; психофизиологии; нейро- и пато­психологии; возрастной психологии; пе­дагогики и педагогической психологии; педагогики; психологии и методики пре­подавания в высшей школе; социальной психологии. При факультете действуют курсы переподготовки лиц с высшим об­разованием на психологические специ­альности. Обучение ведется на вечернем и дневном отделениях.

Факультет психологии СПбГУ, осно­ванный так же, как и аналогичный фа­культет МГУ, в 1966 г. имеет 9 кафедр и 11 специализаций: общая психология и психология личности; психология раз­вития и дифференциальная психология; экспериментальная и прикладная психо­логия; психологическое обеспечение профессиональной деятельности и ме­неджмента; медицинская психология; социальная психология; юридическая психология; психология социальной ра­боты; спортивная психология; полити­ческая психология; специальная психо­логия (психология детей с проблемами развития). Существуют дневное и вечер­нее отделения, ведется переподготовка лиц с высшим образованием.

Сегодня в стране (прежде всего — в обеих столицах) образовано множество учеб­ных заведений, открыты факультеты психо­логического и психолого-педагогического профиля. В частности, в Москве ведется подготовка психологов на факультетах пси­хологии Московского городского педагоги­ческого университета, Московского город­ского психолого-педагогического институ­та, Московского педагогического государ­ственного университета, Московского госу­дарственного социального университета, Института молодежи и т. д.

В 1995 г. на базе Российской академии наук открыт Республиканский центр гума­нитарного образования (университет) Минобразования России. Ныне — Госу­дарственный университет гуманитарных наук (ГУГН). В его структуру входит Ин­ститут психологии ГУГН (на правах фа­культета), в котором наряду с подготовкой специалистов также ведется подготовка ма­гистров психологии, аспирантов, а также повышают квалификацию преподаватели вузов. В отличие от практической ориента­ции других факультетов обучение в ГУГН направлено на подготовку научных работ­ников и преподавателей высшей школы.

Для сравнения приведем программы подготовки психологов в зарубежных университетах. В Принстонском уни­верситете (срок обучения бакалавра — 4 года) студент должен изучить 30 дис­циплин, на каждую отводится один се­местр: 1 — 3-й курсы изучают по 4 дис­циплины, а 4-й курс — по 3 дисципли­ны за семестр. Подготовка докторов фи­лософии (срок обучения дополнительно к бакалавриату 4 — 5 лет) предусматри­вает изучение в течение первых двух лет 3—4 дисциплины и сдачу экзамена, а в последующие годы — подготовку дис­сертаций.

Программа подготовки психологов в Высшей технической школе Дармштадта (ФРГ) включает базовый этап (1—4-й се­местры) и этап специальной подготовки. На первом этапе студент получает основ­ные знания по психологии и проходит практикумы по основам психологии ста­тистики, участвует в экспериментальном и эмпирическом практикумах и двух проф-семинарах. Он должен научиться читать специальную литературу на английском языке, уметь коллективно решать науч­ные задачи. На втором этапе подготовки (5-9-й семестры) студент изучает две дис­циплины («Диагностика и оценка» и «Ме­тоды исследования»), три дисциплины прикладных и одну непсихологическую дисциплину по выбору. Кроме того, сту­денты углубленно изучают по выбору «Когнитивную психологию» или «Психо­логию коммуникаций». Студенты прохо­дят три шестинедельные практики или выполняют профессиональную работу в течение шести недель.

Рассмотрим структуру и направления подготовки еще двух факультетов. Пси­хологический факультет Стокгольмско­го университета — одного из старейших и авторитетнейших в Европе — состоит из 6 отделов: 1) биологическая психоло­гия, 2) когнитивная психология, 3) кли­ническая психология, 4) трудовая и орга­низационная психология, 5)восприятие и психофизика, 6) личность, социальная психология и психология развития.

Университет Бен-Гурион (Беер-Ше-ва) третий по величине в Израиле. В его структуру входит департамент поведен­ческих наук, т. е. в первую очередь пси­хология и отчасти социология. Он взаи­модействует с департаментами индуст­риальной инженерии и менеджмента. Студенты обучаются по следующим спе­циальностям: клиническая психология, организационная психология, психоло­гия развития, когнитивная психология и нейропсихология, антропология, социо­логия, индустриальная психология.

Заключая, можно отметить, что психо­логическое образование в различных странах институализированно. Подготов­ка психологов осуществляется по сход­ным направлениям. И в этом универси­теты России не отличаются от учебных центров мира. Проблема качества подго­товки специалистов-психологов остается за пределами данного изложения.

Список литературы

Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. М.: Наука, 1977.

Бруииинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Ин-т практ. пси­хологии», 1996.

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1976.

Джемс Ч. Психология. М.: Педагогика, 1991.

Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологи­ческого исследования. М.: ИП РАН, 1993.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2001.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек раз­вивающийся: Очерки рос. психологии. М.: Тривола, 1994.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М., 1997.

Небылицын В.Д. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1979.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: МПА. 1994.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: На­ука, 1976.

Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.

Психологическая наука в России XX столетия: про­блемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997.

Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высш. шк., 1969.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

Bunge M. What kind of discipline in psychology: autonomies or dependent, humanistic or scien­tific, biological or sociological // New Ideas in Psychology. 1990. V. 8, № 2. P. 121-137.

Bunge M., Ardila R. Philosophy of psychology. N.Y.: Springer, 1987.

Ghffits M. Pop-psychology//The Psychologist. 1995. V. 8, № 10. P. 455-457.

Психофизиология

Общая психофизиология

2.1.1. Введение

Психофизиология — наука о механизмах психических процессов и состояний. В психофизиологии 1990-х гг. применяются разнообразные методы и объекты иссле­дований: от поведенческого уровня до мо­лекулярного — вот диапазон анализа; от сообществ человека и животных до струк­туры молекул — вот объекты опытов. Психофизиология становится дисципли­ной, интегрирующей в своем арсенале са­мые последние достижения биологичес­ких наук, математики и физики. Совре­менная психофизиология по праву может быть определена как новая наука — психобиология. Типичным примером раз­вития современной психофизиологии яв­ляются исследования памяти: начатое с изучения феномена на уровне поведения, постепенное углубление в проблему при­вело к использованию методов и понятий биохимии, нейрогенетики, биофизики, нейрофизиологии и т.д. [Греченко, 1999; Данилова, 2001]. Перспективны работы, в которых сопряжены несколько мето­дов: например, в исследованиях пси­хофизиологии зрительного восприятия наиболее интересные результаты получе­ны при использовании нейрофизиологи­ческого анализа, нейрогистохимии, био­химии и нейрогенетики [Хьюбел, 1990]. Сохраняются основные проблемы — вопросы же, возникающие в ходе работы,

часто непонятны специалистам, занима­ющимся одной и той же темой, но при­меняющим разные методы изучения. На­пример, язык нейрогенетики незнаком специалисту, пользующемуся методами анализа вызванных потенциалов.

В психофизиологии сегодняшнего дня выделяется несколько концептуально оформленных ветвейялсихофизиологичес-кое направление, основанное Е.Н. Соко­ловым, сущность поисков которого отра­жена в логике триумвирата «человек — нейрон — модель» ^remcojj^jiarTora^ec-кая школа П.К. Анохина и В.Б. Швыр-кова, опирающаяся на теорию функци­ональных систем ;=нейрогенетичеекая психофизиология, которая выросла в са­мостоятельную, продуктивную и яркую ветвь из психологии индивидуальных раз­личий и разрабатывается в исследовани­ях И. В. Равич-Щербо и ее коллерассле­дования механизмов памяти, функцио­нальных состояний, восприятия, эмоций р мышления [Данилова, 1999; Основы психофизиологии, 2000; Равич-Щербо и др., 1999; Хьюбел, 1990].

2.1.2. Психофизиология памяти в школе Е.Н. Соколова

Для ответа на вопрос о том, обладает ли система памятью и каковы ее харак­теристики, в простейшем случае можно использовать многократное повторение* внешнего сигнала с интервалами, пре­восходящими время переходного процес-

са. Если в результате повторений сигна­ла система оказывается способной вос­произвести запись, то она обладает меха­низмом записи,сохранения,считывания и воспроизведения, памятью в собствен­ном смысле слова. Общая характеристи­ка памяти включает«йлительность про-цесса фиксацииг-прочность удержания,продолжительность и-объем сохранения,-полноту.-точность и-скорость считыва­ния и особенности воспроизведения.

Обычно данные о процессах памяти получают на основе результатов воспро­изведен ия^Qшaкc>jщcjlдоизвед£щ^e само з^щцсдт_от*усл5Вш восприятия«-условий фиксации~избирательности считывания,-особенностей эфферентной системы, участвующей в воспроизведении сигнала. Энграммы памяти могут храниться в тече­ние всей жизни, а доступ к ним утрачива­ется. Опыты, проведенные У. Пенфилдом [Penfield, 1969], показали, что при раздра­жении электрическим током зон «пере­крытия» анализаторов на границе височ­ной, затылочной и теменной областей коры больших полушарий больной, нахо­дящийся под местной анестезией, вновь переживает сцены из своего прошлого. Эти переживания либо носят характер сновидений, либо приобретают яркость галлюцинаций. Больной слышит мело­дии, голоса, узнает говорящих, видит вхо­дящих в помещение людей. Проверка по­казала, что действительно воспроизводят­ся картины пережитых событий, которые в обычных условиях не вспоминаются. Анализ случаев феноменальной памяти, проведенный А.Р. Лурией, подтверждает возможность безошибочного воспроизве­дения сложного бессвязного текста спус­тя 15 лет после его первоначального заучивания, что также свидетельствует в пользу устойчивости следов памяти. Сле­довательно, можно говорить о существо­вании механизма памяти в виде непрерыв­ной записи событий с одновременной от­меткой времени каждого переживания.

.Однако в обычных условиях лишь часть этих «записей» поддается воспроизведе­нию, которое ограничено возможностя­ми считывания. Используя метод суммирования вызванных потенциалов, отводи­мых с помощью электродов, вживленных в лобные отделы коры больших полуша­рий человека, Г. Уолтер (1965) обнаружил волну «ожидания» в форме негативного колебания, появляющегося всякий раз перед тем, как испытуемому предстояло совершить действие или принять реше­ние. Р^а^цхи^Э1^озш^ляют, сокращая механизм внешнего воспроизведения, приблизиться к внутренним процессам и получить новые данные о природе нервного следа. Рассмотренные выше эффекты репродукции следа дают возмож­ность осуществить «наложение» реакции на внешний сигнал и получить данные о «конфигурации» следа памяти. Однако та­кие исследования памяти ограничены возможностями механизмов считывания и воспроизведения. Исключить или сни­зить их участие в механизме считывания и воспроизведения при изучении памяти можно при помощи анализа узнавания, основанного на сличении внешних сигна­лов со следами раздражений, хранимых в памяти. Обычно при изучении узнавания испытуемые выбирают из серии объектов те из них, которые были им предъявлены ранее. В этом случае механизм воспроиз­ведения следа исключается, и^эффектав-ность_гхамяти измеряется количеством правильных идентификаций. Однако опи­санный прием не позволяет исследовать «конфигурацию» следа памяти. Для того чтобы метод узнавания стал пригодным для изучения конфигурации следа памя­ти, порядок исследования должен быть несколько изменен. Сначала предъявля­ется стимул-эталон, с которым и сравни­ваются поступающие позже сигналы. L Привыкание и есть одна из форм обуче­ния, результатом которой является фор­мирование энграммы стимула-эталона. Рассогласование действующего стимула с созданной энграммой становится причи­ной развития ориентировочной реакции. Привыкание.Основная проблема, которой занимались исследователи школы Е.Н. Соколова в 1950-е гг., — это субъективное изучение ориентировоч­ной реакции. Впервые в психологии в

опытах использовались методы регистра­ции объективных показателей физиологи­ческих функций. Анализировал иУэлектро-энцефалограмму (ЭЭГ)Участоту биения сердца^частоту дыханиям/движения глаз,

Усопротивление кожи (КГР)Уплетизмо-фамму. Основной эксперимент был заду­ман так, что получали массу возможнос­тей для исследования привыкания — пла­стичности, играющей важнейшую роль в ориентировочно-исследовательском пове­дении. Привыкание— негативная форма . обучения. обна_руживаемая_у всех живых 1судцест-в, независимо от уровня их эволю­ционного развития. Привыкание стало тем феноменом, который положил нача­ло систематическому исследованию меха­низмов памяти. Сначала это были опыты, которые выполнялись на человеке, анали­зировались изменения, происходящие на макроуровне. В экспериментах Е.Н. Соко­лова была исследована динамика привы­кания, выявлены его основные критерии, получены электрофизиологические пока­затели. Однако до мере накопления экспериментальных данных и появления но­вых научных гипотез выбор объектов для исследований расширялся — начавшись с исследований привыкания на уровне че­ловека, в настоящее время он включает

•-анализ нейрогенетических механизмов, изучение генетического контроля эффек­тивности работы синаптических контак­тов во время формирования пластических изменений [Соколов, 1981].

Нервная модель стимула. Впроцессе исследования ориентировочной реакции возникла идея о нервной модели стимула, которая составила в дальнейшем теорети­ческую основу исследований Е.Н. Соколо­ва и его коллег [Соколов, 1969]. Основное содержание гипотезы о нервной модели стимула следующее: в нервной системе создается памятный след о качествах действующего стимула. Все параметры запечатлеваются по мере предъявления стимула. При изменении физических характеристик стимул воспринимается как незнакомый. Действие нового стиму­ла вызывает сигнал рассогласования с не­рвной моделью стимула, что приводит к активации. В дальнейшем поиск локали­зации нервной модели привел к развора­чиванию работ на нейронном уровне. Где и в какой форме происходит фиксация параметров действующего стимула? Сначала эксперименты проводили на кроликах, регистрируя электрическую активность нейронов различных струк­тур мозга экстраклеточными микроэлек­тродами, а затем, по мере углубления пред­ставлений о механизмах, участвующих в фиксации характеристик поступающего сигнала, стали выполнять опыты на вод­ном моллюске Limnaea stagnalis (прудови­ке) и сухопутном Helix pomatia (виноград­ной улитке). Ответ на вопрос о конкрет­ных нейрофизиологических механизмах, участвующих в «запоминании» параметров действующего стимула, искали при помо­щи микроэлектродной регистрации внут­риклеточных процессов, которые развива­лись в отдельных клетках во время привы­кания, а затем и при более сложных фор­мах обучения [Соколов, 1969, 1981].

До опытов Е.Н. Соколова и его коллег в 1960—70 гг. никто серьезно не изучал плас­тические свойства пейсмекерного потен­циала нейрона, хотя многих исследова­телей привлекала эта необычная по свое­му генезу и функциям активность нервных клеток. Моделируя ситуацию привыкания на одной клетке при внутриклеточной ре­гистрации ее электрической активности, Е.Н. Соколов, А.Л. Крылова и Г.Г. Аракелов получили феномен эндонейронально-го привыкания, в основе которого лежит пластичность пейсмекерного механизма [Соколов, 1981]. Электрофизиологические характеристики пейсмекерных потенциа­лов, их роль в организации поведения, уча­стие в процессах памяти изучались на по-луинтактных препаратах и полностью изо­лированных нейронах [Соколов, 1969, 1981, Греченко, 2001]. Особенностью пей-смекерной активности является ее генети­ческая заданность, а многообразие прояв­лений пейсмекерной активности нейрона дает возможность подойти к исследованию проблемы нейрогенетических механизмов памяти [Греченко и Соколов, 1986]. Ре­зультаты, полученные в опытах А.Л. Кры~

ловой и ГГ. Аракелова, сделали возмож­ным предположение об эндонейрональ-ной природе энграммы, формирующейся в процессе негативного обучения. Функция постсинаптических структур в процессах обучения и памяти в наибольшей мере ис­следовалась в опытах на полностью изоли­рованных нейронах — ввиду особенностей данной биологической модели все пласти­ческие изменения связаны только с сома­тическим отделом нейрона и часть из них имеет эндонейрональную локализацию. Многообразие следовых эффектов, обна­руживаемых в опытах на полностью изо­лированных нервных клетках, простота формирования ассоциативных связей меж­ду действующими нейрохимическими и электрическими воздействиями, поступа­ющими на нейрон в опытах, моделиру­ющих различные ситуации обучения, де­монстрируют исключительно высокую степень пластичности, потенциальн

Наши рекомендации