Психодиагностические модели в логопсихологии

>'f :'•..;{.... i.i'Л".

. Ki?! ''

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

(СИНДРОМОРИЕНТИРОВАННАЯ) МОДЕЛЬ

Начало материалистического понимания психических явлений заложили работы И.М. Сеченова (1829-1905) и И.П. Пав­лова (1849-1936). Они же сформулировали теоретические и за­ложили экспериментальные основы такого подхода, согласно которым психика есть проявление высокоорганизованной мате­рии, мозга человека, и, значит, может быть исследована как лю­бое материальное явление с помощью эксперимента. И. М. Се­ченову принадлежит заслуга в новом (по сравнению с Р. Декар­том) понимании рефлекторной деятельности мозга как универсального механизма взаимодействия организма с внеш­ней средой. Важнейшими положениями развиваемых им пред­ставлений являются единство, или нераздельность, психики и внешней среды, активность взаимодействия со средой. И.М. Се­ченов выделил и экспериментально обосновал два проявления этой активности. Он впервые стал рассмафивать мышцу не толь-



ГЛАВА 5

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru ко как исполнительный орган, но и как двигательный анализа­тор и открыл тормозныи центр, локализованный в таламическои области мозга, раздражение которого задерживает двигатель­ную активность. Это открытие давало ответ на волновавший со­временников автора вопрос о свободе воли (произвольности поведения человека), подводя материальную базу под ее пони­мание как способности сдерживать себя, совершать одно из воз­можных действий, тормозя при этом другие.

И.П. Павлов обогатил науку открытием условных рефлек­сов, что вносило понимание, как живые существа, обладающие развитой нервной системой, обучаются индивидуальным адап­тивным формам поведения в меняющейся среде обитания. Не менее важным следствием работ И.П. Павлова и его сотрудни­ков стало то, что условный рефлекс позволил установить объек­тивные законы высшей нервной деятельности. С помощью ме­тода условных рефлексов удалось расширить представления о значении центрального торможения, открытого И.М. Сечено­вым, в организации работы мозга, в обеспечении дифференци­рованной, сложнокоординированной деятельности. И.П. Пав­лов сформулировал представление о первой и второй сигналь­ных системах в работе мозга человека.

Значительный вклад И.П. Павлов и его ученики внесли в по­нимание системного характера мозговой деятельности, преж­де всего, динамической стереотипии, которая имеет отношение к физиологическим основам речи. Динамическая стереотипия свойственна коре головного мозга и реализуется в виде дли­тельно текущего нервного процесса. Речь, как известно, также представляет собой длительно текущий процесс, обеспеченны! соответствующими мозговыми механизмами и исполнительны^ ми органами. Наиболее простым является ритмический стерес тип. На его основе возможно выработать так называемую моза^ ику, т. е. более сложную систему, состоящую из элементов раз ной степени дифференцированности. Формирование реч! происходит в такой же последовательности — от простых рит-j мических структур («та-та», «па-па», «ма-ма» и т. д.) ко все бс лее сложным. После выработки и закрепления упражнениям»




I

Психодиагностические модели в логопсихологии

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru динамический стереотип приобретает черты устойчивости и ав­томатизации, т. е. признаки навыка. Одним из важных свойств выработанного стереотипа является пусковое действие перво­го раздражителя. В отношении речи эта закономерность про­является, например, в процессе припоминания, когда под­сказка первого слога помогает воспроизвести все слово. Рече­вой процесс обнаруживает и другие признаки системности в виде динамической стереотипии.

Это направление получило дальнейшее развитие в рамках физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии (физиологической психологии). Наиболее значимое для логопе­дии направление научных исследований — нейропсихология — было создано А.Р. Лурия (1902-1977) и сегодня интенсивно развивается его учениками и последователями Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович и др. Нейропсихология име­ет ряд существенных особенностей, отличающих ее от анало­гичных концепций. К ним относятся опора на общепсихоло­гические идеи Л.С. Выготского и его школы, к которым отно­сятся представления о культурно-историческом происхождении, опосредованности, системности и иерархичности строения психики человека и, прежде всего, наиболее специфичных для него высших психических функций. Как пишет Е.Д. Хомская (2003. С. 115), «единицей анализа психики и ее нарушений, со­гласно взглядам А.Р. Лурия и его учеников, являются именно высшие психические функции — сложные виды психической деятельности, системные по своему строению, прижизненно сформированные, опосредованные знаками-символами (преж­де всего речью) и произвольно регулируемые».

В качестве мозговой основы высших психических функций, имеющих сложное системное строение, рассматриваются диф­ференцированные по составу и способам функционирования системные же структуры мозга. В этих представлениях получи­ла развитие концепция динамической локализации функций в

мозге человека.

Представления о системной динамической локализации выс­ших психических функций лежат в основе одного из централь-

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru ГЛАВА 5 _______________

ных понятий нейропсихологии — синдрома, т. е. совокупности симптомов, в основе которых фактор, их вызвавший. Это по­нятие наиболее близко понятию «структура дефекта», введен­ному Л.С. Выготским.

Психолого-пеагогическая диагностика строится от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточ­нению механизмов речевой патологии и соотношений между речевой и неречевой симптоматикой к определению структуры речевого дефекта.

Раскрывая содержание структуры дефекта, Л.С. Выготский постулировал, что любой дефект представляет собой сложный симптомокомплекс, основу которого составляет первичный симптом, вытекающий из биологического обусловленного де­фекта. Вторичными проявлениями являются психологические новообразования, обусловленные наличием этого симптома. Он подчеркивал неразрывную связь психологических и биологи­ческих проявлений расстройства, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Через переживания личность страдающего человека включается в процесс выздоровления. Конкретный механизм этого включения — внутренняя карти­на дефекта (болезни, согласно концепции А.Р. Лурия).

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выде­ляются первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные де­фекты, которые находятся в причинно-следственных отноше­ниях с первыми, составляя с ними сложную систему. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в опреде­ленном соотношении первичных и вторичных симптомов и во многом определяет специфику целенаправленного коррекцион-ного воздействия.

Структура дефекта при речевых расстройствах включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. В рече­вых нарушениях различного происхождения механизмы речево­го расстройства столь разнообразны и неоднозначны (по степе­ни выраженности, времени и локализации мозгового поражения),

Психодиагностические модели в логопсихологии

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru что в каждом отдельном случае необходимо применять различ­ные методы оценки и виды психологической помощи. Например, картина психических нарушений на фоне внутриутробного по­ражения плода характеризуется различными задержками разви­тия (моторного, интеллектуального, эмоционального) в зависи­мости от степени и локализации этого поражения.

Отсутствие однозначных связей состояния речи и других психических функций в силу сложности психической системы вызывает повышенные требования к подбору психодиагности­ческих методик и проведению обследования. Оно должно но­сить гибкий характер, в том числе в отношении диагностичес­кой гипотезы. Получаемые данные служат не априорному (до-опытному) подтверждению, а уточнению и при необходимости своевременной ее коррекции. Опасность диагностической ошибки таится в сложившихся стереотипных представлениях о связи речи и двигательных функций, речи и когнитивных про­цессов. Например, А.Р. Лурия описывает больного, который, несмотря на имевшуюся у него афазию, сумел завершить науч­ную монографию. Очень осторожными должны быть суждения о «типичных» для того или иного речевого расстройства чер­тах личности. Более правильным является представление о том, что разные личности по-разному переживают свои страдания, в том числе и связанные с нарушением или потерей речи.

Диагностическая деятельность психолога осуществляется в рамках психологической модели, цель которой — оценка пре­имущественно неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в усло­виях дефекта.

Синдромальный анализ нашел широкое практическое при­менение прежде всего в афазиологии. Он сближает нейропси­хологию с принятой в настоящее время в нашей стране синд-ромо-ориентированной международной классификацией бо­лезней (МКБ-10).

а В качестве своеобразного посредника между структурами Мозга и психическими функциями, согласно нейропсихоло-

       
  психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru   психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru
 

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru

Психодиагностические модели в логопсихолОпШ

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru ГЛАВА 5

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru гической концепции, выступают физиологические процессы, приоритет изучения которых принадлежит отечественной на­уке в лице И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей. При своем осуществлении любая высшая психическая фун­кция опирается на три блока мозга, выделенных А.Р. Лурия: энергетический блок (связанный с работой активирующих ство­ловых структур мозга, открытых Мэгуном и Моруцци (1965)), блок приема и переработки информации, блок программирова­ния и контроля. Исходя изданного теоретического подхода пред­ложена и широко используется в практике классификация нару­шений высших психических функций, основанная на выделении синдромов, обусловленных поражением различных зон мозга.

Помимо теории в рамках нейропсихологии А.Р. Лурия была предложена батарея методов нейропсихологической диагностики, которая сохраняет свое значение до настоящего времени. Она ори­ентирована на качественный анализ результатов исследования с дальнейшей их интерпретацией с позиций системной организации высших психических функций. К настоящему времени создан дет­ский вариант методики [Семенович А.В., 2002] и предпринимают­ся попытки создания методики, позволяющей осуществлять так­же количественную оценку результатов [Хомская Е.Д., 2003].

Следует отметить, что наибольшее применение нейропси-хологический подход в логопедии нашел, как уже отмечалось, в афазиологии, т. е. при наличии локальных поражений моз­га. Вместе с тем высказывается мнение, что в перспективе этот подход может быть распространен и на функциональ­ные расстройства, так как очевидно, что любая психическая функция реализуется в виде физиологических процессов, про­исходящих в определенных структурах мозга.

Возможности прикладного использования знаний о физио­логических (мозговых) основах психических процессов, в том числе в логопедии, будут увеличиваться по мере того, как нам будет открывать свои тайны эта, по словам И.П. Павлова, «си­стема в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая» (1951).

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ

(ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ) s
f МОДЕЛЬ ;

Рассматриваемая здесь концепция, как и нейропси-хологическая, возникла первоначально под влиянием практических задач медицины. Но если нейропсихология ори­ентирована на изучение связи психических функций с мозго­выми структурами и ее основным понятием является синд­ром, то концепция внутренней картины болезни или дефекта (в данном случае речевого) ориентирована на изучение об­щих (целостных) адаптационных психических механизмов в условиях нарушения нормального хода жизни, а ее основным понятием, как во всех психотерапевтически ориентирован­ных подходах, является личность.

Следует отметить, что расстройства речи — объект не только логопедии, но и нескольких самостоятельных меди­цинских дисциплин: невропатологии, психиатрии и оторино­ларингологии, что требует единства их действий.

клоническими. Выраженная ;есть Селиверсто-
на ccw^ivi p^ i»,^....... ^-т нарушений самих по себе, по мнению

Важным представляется то, что, не используя данное поня­
тие, В.И. Селиверстов сформулировал очень близкое понима­
ние механизмов личностного реагирования на речевой дефект
на примере заикания. Согласно его представлениям феномен
фиксированное™ заикающихся на своем дефекте проявляет­
ся следующим образом. В результате возникновения фикса­
ции у заикающегося перестраиваются все психические процес­
сы. Имеется отчетливая тенденция к увеличению степени и
сложности фиксации по мере хронизации речевого дефекта.
У дошкольников степень фиксации возрастает при наличии
второго речевого дефекта, чего не наблюдается в старшем
возрасте. Более выражена фиксация при наличии тонических
судорог по сравнению с клоническими. Выраженная фикса­
ция на своем речевом дефекте, а не стаж и тяжесть мотор-
---.". ----------------------------- ,„ r,^ npfrp nfl мнению В.И.

ных

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru ГЛАВА 5

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru ва. является ведущим фактором, снижающим эффективность логопедический помощи.

В имеющейся литературе по специальной психологии с оче­видностью наблюдается отражение трехчленной структуры внутренней картины дефекта (ВКД) (когнитивного, эмоцио­нально-волевого и поведенческого) и условий ее формирова­ния (личности, среды и дефекта).

В наибольшей степени целостная личностная реакция на ре­чевой дефект проявляется в тех случаях, когда в клинической картине отчетливо представлен функциональный компонент; прежде всего это касается заикания, функциональных наруше­ний голоса, а также некоторых других расстройств речи. Име­ются многочисленные данные о роли психических факторов (эмоций, общего психического напряжения, психических травм, нарушенных интерперсональных отношений) в возникновении функциональных дисфоний и их протекании.

Очевидно, что анализ сложных отношений, возникающих между психикой в целом и речевым нарушением в структуре речевого дефекта, возможен только при ориентации на соот­ветствующую теорию. Такой теорией и является концепция внутренней картины болезни (ВКБ), направленная на описа­ние психологии больного человека.

В 1929 г. немецкий врач А. Гольдшейдер предложил карти­ну болезни называть аутопластической для обозначения субъек­тивной стороны заболевания или ее психического компонента. Русский терапевт А.Р. Лурия в 1939 г.. опираясь на идеи, вы­сказанные А. Гольдшейдером, сформулировал свою концепцию внутренней картины болезни и определил ее как «все то. что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений. <...> его общее самочувствие, самонаблюдение, его представ­ления о своей болезни, о ее причинах. <...> -~- весь тот огром­ный мир больного, который состоит из весьма сложных соче­таний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» [Лурия А.Р.. 1973]. Кон­цепция получила развитие в работах А.В. Квасенко и Ю.Г. Зубарева (1980), А.Е. Личко и Н.Я. Иванова (1980). 140

Психодиагностические модели в логопсихологии

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru В.А. Ташлыкова (1984, 1990), В.В. Николаевой (1987), Л.И. Вассермана (1990), В.Ю. Коржовой (1994) и многих дру­гих. В отношении речевых расстройств, как уже было отме­чено, ее разрабатывали А.Б. Хавин (1974), В.А. Калягин (1994, 1996), Л.С. Цветкова и ее сотрудники (2001).

Изучение психологии больных людей показало, что при­нятие своей болезни (дефекта) человеком проходит через че­тыре уровня осознания:

• чувствительный, в который входит весь комплекс болез­
ненных ощущений, физическое состояние недомогания и состо­
яние дискомфорта:

• эмоциональный, когда человек начинает переживать по по­
воду своих физических ощущений, думать о том, какое впечат­
ление производит он на окружающих в своем «болезненном»
обличье, и прочие мысли, спровоцированные ситуацией;

• интеллектуальный, который включает потребность в ре-
ально-й оценке тяжести своего дефекта и прогноза лечения и
реализуется в чтении литературы по проблеме заболевания, кон­
сультациях у специалистов и всевозможном получении инфор­
мации о своей проблеме;

• мотивационный, который определяет отношение к заболе­
ванию и принятие решения определенного типа поведения по
преодолению своего дефекта и социализации в обществе.

Важно, что все речевые навыки представляют собой слож-нокоординированную деятельность, для которой характерна повышенная чувствительность к психическому состоянию субъекта и, прежде всего, к уровню его тревоги. Одним из фун­даментальных разделов современной науки является учение о стрессе, разработанное Г. Селье и его последователями. Это учение позволило объяснить происхождение многих рас­стройств развитием дистресса или перенапряжением адаптив­ных механизмов организма. Среди этих механизмов важней­шую роль играет тревога, которая при неблагоприятном ва­рианте развития событий может приводить к различным функциональным нарушениям организма. Убедительно дока­зано, что наиболее чувствительны к действию тревоги слож-

ГЛАВА 5

I

Психодиагностические модели в логопсихологии



психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru ные виды деятельности, в том числе речь [Стреляу Я., 1982]. Таким образом, тревога может служить причиной функцио­нальных нарушений речи и усугублять проявления других речевых расстройств. Именно такой механизм лежит в ос­нове феномена фиксации на речевом дефекте, описанном В.И. Селиверстовым (1994).

К факторам, определяющим ВКД, относят сам дефект, лич­ность страдающего человека и окружающую его социальную среду. Под воздействием этих факторов у человека формирует­ся отношение к себе, к речевому дефекту, к окружающим, изме­няется самооценка, появляются различные комплексы, трево­ги, психосоматические нарушения.

Развернутость психической реакции на свой дефект зависит не только от самого дефекта, окружающей среды, но и от зрело­сти его личности. Даже поверхностное наблюдение показывает, что поведение ребенка в ответ на возникающие трудности (бо­лезнь, речевой дефект) отличается от поведения здорового. Из­меняется его активность, настроение, возникает подавленность, раздражительность, появляется тревожность. Может пропасть интерес к привычным занятиям, играм, особенно остро пере­живает ребенок ограничения, вызываемые этими трудностями. Дети перестают подчиняться старшим, капризничают, совер­шают неожиданные поступки. Зависимость реакции на имею­щиеся проблемы от возраста отмечают многие авторы (Кова­лев В.В., 1972; Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1976; Квасен-ко А.В., Зубарев Ю.Т., 1989; Личко А.Е., 1980; Цивилько М.А. и др., 1981; Исаев Д.Н., 2000).

Выделяют 12 типов отношения к соматическому заболеванию (Методика для психологической диагностики типа отношения к болезни, 1987), такие, как гармоничный, для которого характер­на трезвая оценка своего состояния, анозогнозический — актив­ное отбрасывание мысли о болезни, тревожный — непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни и др.

Большое влияние на ребенка оказывает ограничение ак­тивности, отрыв от семьи, товарищей, изменение режима

жизни, преморбидное (до болезни, расстройства) состояние, темперамент, наличие акцентуаций характера, тех или иных его искажений, незрелость самосознания и личностной само­оценки, половая принадлежность. Значимы отношения в се­мье, тип воспитания, отношение родителей к возникшему рас­стройству.

Формирование ВКД у детей зависит от ситуации, обуслов­ленной возникшим дефектом; понимание ВКД открывает путь к оценке этой ситуации, переживание которой сопровождается у ребенка надеждами и разочарованиями по поводу возможно­сти исправления дефекта, изменениями планов на будущее. Сама же ситуация представляет собой сплав объективных и субъективных компонентов, т. е. ситуация представляет собой всегда человека, находящегося в определенных обстоятельствах. ВКД в зависимости от содержания может оказывать положи­тельное или отрицательное влияние на протекание и исход рас­стройства речи. Она влияет на отношения в семье, успеваемость, интерперсональные отношения, может приводить к невроти­ческим наслоениям.

Трудно выявить ВКД у ребенка младшего возраста. Для ее раскрытия могут быть использованы беседы с ребенком и его родителями, наблюдение за его свободным поведением, интер­вью с педагогами, воспитателями, психологические и социль-но-психологические исследования.

Построение рациональной составляющей ВКД зависит от уровня интеллектуального развития ребенка, включая его ос­ведомленность об устройстве организма и психики, в том чис­ле механизмах речи.

Исследования умственно отсталых детей, в том числе с на­рушениями речи, показывают, что у них представление о ВКД существенно отличается от таковой у детей с нормальным ин­теллектом. Для умственно отсталых детей характерны крайние варианты реакций на свой дефект (гипернозогнозический и эй-форически-анозогнозический), более высокая тревожность, неадекватность оценки своего состояния, сниженный самокон­троль. По низкой дифференцированности ВКД такие дети сбли-

психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru ГЛАВА 5

Психодиагностические модели в логопсихологии



психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru психодиагностические модели в логопсихологии - student2.ru жаются с детьми младшего возраста. Тех и других характе­ризует примитивный тип психических реакций на имеющее­ся у них расстройство. Понимание роли лечения в выздоров­лении наступает только к 9-14 годам.

Существенную роль в формировании ВКД играет жизнен­ный опыт ребенка. Вместе с тем опыт взрослого не всегда бы­вает удачным и поэтому также не может быть эталоном для процесса формирования оптимальной ВКД. Также важны ис­точники информации о дефекте, среди которых основные — это родители, средства массовой информации, сверстники, а также помощь взрослых в ее правильном усвоении.

Чем младше ребенок, тем большее значение в его ВКД игра­ет эмоциональная составляющая, которая, в свою очередь, в значительной мере зависит от собственных эмоций и поведе­ния окружающих его взрослых.

Во многих исследованиях показано различие ВКД мальчи­ков и девочек. Один из универсальных факторов в этом разли­чии — большая тревожность девочек. Отмечается также, что их ВКД носит большую объективность, чем у мальчиков.

Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства зача­стую могут усугубить переживания ребенка. К наиболее типич­ным и тяжелым относится госпитализация, сопровождаемая отрывом от привычной среды и близких.

Отношение родителей к проблеме ребенка в значительной мере определяет рациональную и особенно эмоциональную составляющие ВКД. При этом могут возникать как эффект за­ражения эмоциями родителей, так и противоположные чувства: страх и чувство вины в ответ на гнев и обвинения.

Очень большое влияние на ребенка оказывает логопед. Его доброжелательное, теплое отношение, понятные разъяснения, забота о том, чтобы оказать ему помощь наилучшим образом, положительно влияют на ВКД, а значит, и на результаты ока­зываемой помощи. Недооценка детских представлений о сво­ем состоянии, речевом дефекте и действиях логопеда могут при­вести к формированию неадекватной ВКД и помешать эффек­тивному оказанию помощи.


Наши рекомендации