Классификация видов эксперимента в психологии.
1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.
Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.
Трудности лабораторного эксперимента:
1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;
2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;
3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.
2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.
Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.
Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.
Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.
Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.
Может применяться на различных этапах исследования.
Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.
Виды анкет:
1) индивидуальные – коллективные;
2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) – заочные;
3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).
Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.
Виды интервью:
1) стандартизированное – все вопросы сформулированы заранее;
2) нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюирования;
3) полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью.
При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими.
Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные.
Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.
Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.
Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.
Близнецовый методиспользуется в возрастной генетической психологии.
Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.
Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.
Виды валидности
Фундаментальное понятие экспериментальной психологии и психодиагностики
мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам
в экспериментальной психологии, как и в статистике валидное измерение — такое измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять
Доказательность, правильность, обоснованность, надежность результатов
Внутр.
Характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по сравнению с влиянием других факторов.
Внутренняя валидность – достоверность связи причина (НП) – следствие (ЗП), полученной в эксперименте.
Внутренняя валидность отвечает на вопрос – действительно ли данное экспериментальное воздействие привело к изменениям регистрируемых показателей в данном эксперименте?
Внеш.
Реальный эксперимент отличается от идеального эксперимента и от реальности, которую он призван моделировать
Определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей “первообразом” для эксперимента.
Характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит “первообразная”, и на любые другие.
Возможность переноса данных эксперимента на другие ситуации является следствием двух причин:
1) соответствия условий эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации (репрезентативность эксперимента);
2) типичности самой «первообразной» ситуации для реальности (репрезентативность ситуации).
Операционная
Операциональная валидность определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения данного эксперимента.
Насколько хорошо представили явление в измеряемых величинах
Констр.
Правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории (Д.Кэмпбелл)
(правильность теоретического объяснения экспериментального эффекта)
Пример: Теория и эксперименты Б.В.Зейгарник.