История психологических воззрений в России

Отечественная психологическая наука внесла огромный вклад в развитие мировой психологии. На рубеже ХIХ-ХХ в.в. в России на фоне значительных успехов мировой психологии в отстаивании своей самостоятельности, шла напряженная дискуссия естественно - научного и идеалистического подхода к объяснению явлений психики. Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» склонила общественное мнение в сторону естествоиспытателей (по свидетельству Н.Е.Введенского, в России тогда не считался образованным человек, не прочитавший эту книгу). В различных странах создавались специальные лаборатории с целью объективного исследования психических процессов. В России первая такая лаборатория была организована в 1885 г. при Казанском университете молодым психиатром В.М.Бехтеревым, вслед за И.М.Сеченовым, В.М.Бехтерев и И.П.Павлов приступили и изучению целостного поведения человека, это направление приобрело мировую известность под названием «рефлексология». Условный рефлекс по Павлову и сочетательный по Бехтереву — это сформированное поведение в зависимости от внешних и внутренних условий (где внешние условия — стимулы среды, в внутренние — потребности организма). Данные исследования великих естествоиспытателей стимулировали как российских, так и зарубежных психологов на коренную перестройку представлений о предмете психологии - не субъективной психике, а объективном поведении.

Г.И.Челпанов, один из самых авторитетных психологов того времени утверждал, что предметом психологии является изучение субъективных состояний сознания, которые не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них. Главным методом психологических исследований Г.И.Челпанов считал самонаблюдение, хотя и подчеркивал необходимость дополнения этого метода данными эксперимента. Проблема эксперимента обсуждалась очень остро на регулярных психологических съездах, которые собирались в Петербурге с 1906 по 1916 г. Огромная заслуга Г.И. Челпанова перед отечественной психологии в том, что его стараниями в 1912 г в Москве был открыт Институт экспериментальной психологии — равном которому по условиям работы и оборудованию в то время не было в мире. В стенах института под руководством Г.И.Челпанова сформировалась плеяда талантливых психологов, успешно развивавших впоследствии советскую психологию.

Под влиянием идей Павлова, Бехтерева, Ухтомского в 20-е годы ХХ века общий характер исследования нервно-психических функций человека определяла рефлексология. Никто из великих ученых не отрицал значимости внутренней субъективной стороны жизнедеятельности человека как важной цели научного познания, однако, последователи рефлексологии считали неприемлемым введение в данную науку понятий о субъективных явлениях. Вскоре авторитет рефлексологии среди психологов был утрачен.

Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод самонаблюдения и рефлексологией, использовавшей объективный метод (эксперимент), предпринял К.Н. Корнилов, возглавивший Институт психологии после Г.И. Челпанова. Основным элементом психики К.Н.Корнилов предложил считать реакцию, тем самым якобы реформируя психологию на основе марксизма. Однако, реактология К.Н.Корнилова вскоре не выдержала проверку на научную ценность, от него ушло большинство сотрудников. Одни покинули Институт, не приняв программу превращения психологии в марксистскую науку, другие, считая диалектический материализм перспективной научной базой для психологии , пошли по пути разработки методологических основ советской психологии – Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов, П.Я.Гальперин, В.П.Зинченко, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и другие.

Л.С. Выготский (1896-1934) – автор культурно-исторической теории развития высших психических функций. Согласно Л.С.Выготскому, психическое развитие человека опосредуется социальным фактором, который доминирует над биологическим. Присвоение человеком культуры в процессе коллективной деятельности и общения происходит в таких исторически сложившихся формах, как обучение и воспитание. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития», обозначающее такие действия индивида, которые он может первоначально успешно выполнять лишь во взаимосвязи с другим человеком, в общении с ним и с его помощью, а затем уже вполне самостоятельно и произвольно.

А.Н.Леонтьев (1904-1979) разработал психологическую теорию деятельности, рассматривающую психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов. В контексте данной теории выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности, о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознание, об иерархии мотивов и личностных смыслах как единицах строения личности.

В настоящее время развитие отечественной психологии связано с решением новых теоретических и практических задач на основе сохранения и приумножения научных традиций и достижений российских психологических школ, обогащенных опытом мировой психологии.

С необходимостью встал вопрос о развитии исследований таких проблем, как психология личности, ее социализация и формирование социальной и личностной идентичности. Именно эти направления в большей степени испытали давление со стороны официальной идеологии. Серьезные проблемы в настоящий период стоят перед отечественной практической психологией. Прежде всего, это вопросы диагностики, модификации тестов и психотерапевтических технологий. Научный потенциал отечественной психологии позволяет с оптимизмом оценивать перспективы ее дальнейшего развития и значительную роль в общественном прогрессе.

Развитие психологии в ХХ в

Единая прежде психологическая наука в конце ХIХ - начале ХХ в. распалась на ряд самостоятельных направлений, изучающих свой предмет, имеющих самобытные научные программы и методы исследований (таблица 1).

Таблица 1

Общая характеристика психологических школ в ХХ в.

Этап и время Предмет психологии Методы исследования психики Основные достижения
10-30-е гг. ХХ в. Появление нескольких предметов психологии: 1.Бессознательные структуры психики (психоанализ или глубинная психология). 2.Поведение (бихевиоризм). 3.Структуры психики (гештальтпсихология). 4.Высшие психические функции и деятельность (советская психология)   Психоанализ, проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности с точки зрения факторов культуры и социального окружения. Развитие отраслей психологии
40-60 -е гг. ХХв Изучение внутренней сущности личности (гуманистическая психология), исследование познавательных процессов и интеллекта (когнитивная и генетическая психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
Современная психология, 60-е гг. – конец ХХ в. Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденций к синтезу, объединению наиболее значительных достижений отдельных школ

В ходе дифференциации психологии постепенно сложились три крупные научные школы, и в настоящее время влияющие на логику ее становления – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

Предметом бихевиоризма (от англ. поведение) - авторитетной психологической школы в США - стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т.е. на образование связей между стимулами и реакциями (Д.Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер и другие.) При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Бихевиористы доказывали, что поведение представляет собой единственный предмет, доступный объективному экспериментальному изучению.

Психоанализ (от греч. душа и разложение) или глубинная психология основана австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом, изучает проблемы смысловой и энергетической характеристик психики, ее структуры и динамики. В основе психоанализа лежит теория бессознательного и полового влечения, центральная идея заключается в существовании антагонизма между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым (главное из которых сексуальное влечение – либидо) и необходимостью подчиниться социальным нормам, существующим в общественной жизни.

Гештальтпсихология (от нем. образ, форма) разработана германскими психологами М.Вертгеймером, К.Коффкой, В.Келером и другими.

«Гештальт» означает структурированное целое, следовательно, это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия. Ученые, работавшие в области гештальтпсихологии, на основе экспериментальных процедур изменили прежнее воззрение на сознание, доказав, что его научный анализ связан не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихолог К.Левин открыл множество феноменов социальной психологии: взаимоотношений личности в группе, стилей руководства, динамики группового развития.

Позднее, во второй половине ХХ в., возникли новые психологические школы, накоплено много научных фактов каждым из направлений, постепенно начали складываться тенденции объединения усилий по решению основных методологических и методических проблем психологии. В ХХI в. стало возможным вновь говорить о создании единой психологии.

Основные понятия

«Сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая» системы, рефлекторная дуга, закон специфической энергии органов чувств, френология, психофизика, рефлексология, психосемантика, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология.

Темы докладов и рефератов

1. Основные этапы становления психологической науки.

2. Общая характеристика зарубежной психологии ХХ в.

3. Пути развития отечественной психологии.

Контрольные вопросы

1. Какие исторические этапы становления прошла психологическая наука?

2. Каковы основные достижения периода развития психологии в недрах философии?

3. В чем заключается вклад античной психологии в понимание сущности души человека?

4. Какие открытия в области физиологии явились естественно-научной основой психологии?

5. На каком историческом этапе психология стала самостоятельной наукой?

6. Какие научные подходы и теории определили развитие отечественной психологии?

7. Назовите основные направления развития современной психологии.

Литература

Основная

Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие.– М.: «Академия», 2002.

Психология. Учебник. /Под ред. В.Н. Дружинина. – С-Пб.: «Питер», 2002.

Дополнительная

Введение в психологию. Учебник. /Под ред. А. В. Петровского. – М.: «Академия», 1997.

Лысаков Н.Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика. Монография. – Монино: ВВА, 2002.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации