Человек как конечно-бесконечное существо

Уникальность Человека в Мире определяется тем, что он есть часть бытия, осознающая все бытие. “Это капитальный факт в структуре сущего, в его общей характеристике: осознающий значит как-то охватывающий все бытие, созерцанием его постигающий, в него проникающий, часть, охватывающая целое... Бесконечность мира и причастность к нему человека, созерцание его мощи и красоты есть непосредственно данная завершенность в себе”.

Бесконечность и одновременно завершенность — характери­стика актуальной бесконечности . Это, пожалуй, самый важный момент: обретение в понимании Человека бесконечности через усмотрение эквивалентности сторонотношения “Человек — Мир”. В этой эквивалентности человек выступает как противоречивое бесконечно-конечное существо, как особенное, как воплощение всеобщего (Мира) в единичном (человеке). Такое противоречие может существовать, может быть реализовано в наличном бытии лишь в форме развивающегося во времени, трансцендирующего, переходящего свои границы особенного, т.е. в формепотенци­альной бесконечности . То же и у С.Л.Рубинштейна: “Этот выход за пределы самого себя не есть отрицание моей сущности, как думают экзистенциалисты, это — ее становление и вместе с тем реализация... Отрицается только мое наличное бытие, моя завер­шенность, конечность”101.

Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной беско­нечности (что делает наличное бытие открытым в Мир, в будущее). По мысли А.С.Арсеньева, своей базой она имеет непосред­ственную связь человека (именно конкретного индивида!) с ми­ром как целым (бесконечным!), что является основанием целост­ности самого индивида (как личности и индивидуальности). От­сюда можно заключить о существовании в индивиде бесконеч­ной способности трансцендирования, перехода всех конечных границ во внешнем мире и в самом себе. Причем, чем глубже рефлексия, т.е. осознание все более глубоких слоев психики, внутреннего Я (М.Боуэн),тем более расширенным оказывается трансцендирование, выход за границы наличного бытия, осозна­ние своего единства с Миром, как целым.

А.С.Арсеньев предложил очень конструктивную аналогию взаимоотношений рефлексии и трансцендирования с геометри­ческим представлением инверсии на плоскости. Суть ее в следующем: “Точкам внутри круга ставятся во взаимооднознач­ное соответствие точки плоскости вне его по правилу — через данную точку р1 и центр круга О проводится прямая и на ней от центра откладывается отрезок ОРз, равный к^ор) , где К — ра­диус, рз — точка, сопряженная (в некотором смысле сопричаст­ная, отождествляемая) с р1. Точки Р\ и рз взаимно сближаются при приближении к окружности, а при приближении одной из них к центру круга другая уходит в бесконечность и наоборот: при удалении одной в бесконечность другая стремится к центру. Остается представить себе, что круг-это Человек, его психика, а плоскость вне круга — внешний, окружающий человека Мир”.

Иными словами, чем глубже интроспекция (рефлексия в форме созерцания), тем масштабнее трансцендирование, тем дальше продвижение к охвату Мира как целого, к универсально­сти и всеобщности.

Очевидно, что эта бесконечность, универсальность, потен­циально заключенная в Человеке, отличающая его от животного, есть основная проблема антропогенеза (в формах его фило- и онтогенеза) иего Тайна. Духовное развитие человека может быть понято поэтому как реализация индивидом своей потенци­альной универсальности, бесконечности, как становление Челове­ка в индивиде. Понимание личностного развития как становле­ния Человека в индивиде, как универсализация его отношений к Миру означает также понимание того, что всеобщность, универ­сальность могут реализоваться либо в индивиде как личности и индивидуальности (в актуальной форме), либо в человеческом роде и его бесконечном развитии (в потенциальной форме).

Особой темой в рассмотрении проблемы универсального бытия человека является вопрос о егоцелостности, полноте и непосредственности бытия в Мире . Как всеобщее и универсаль­ное, отношение “Человек-Мир” захватывает всего человека. Че­ловек участвует в нем как целостный. В это отношение включе­но не только его “рациональное мышление, но и вся его психика как целое (и только здесь она выступает как целое, потому толь­ко здесь можно понять, что она такое, что такое “психическое”), весь строй его эмоций (включая эстетические, нравственные, любовь к миру, жизни, людям, религиозное благоговение и т.д.), все глубочайшие “этажи” его “Я”. Именно здесь, в глубине, человек ощущает (ощущает, а не рационально выводит) свою трансцендентность наличному бытию и свою сопричастность Миру как целому.

Эта трансцендентность дана Человеку не в форме логиче­ского опосредования, вывода, а прямо в форменепосредственно­го восприятия , минующего все внешние, конечные определен­ности. Даже разум человека оказывается “способным предсказы­вать возможные закономерности внешнего мира, с которыми он еще не имел случая встретиться в жизни. Не значит ли это, что наш разум посвящен в тайны мира, но не помнит, когда и где произошло это посвящение?”

В этом кардинальный факт человеческой субъективности: непосредственное восприятие Человеком своего взаимоотноше­ния с Миром является присущим индивиду, индивидуальному Я, индивидуальному сознанию. Оно может обладать всеобщностью, безмерностью, способностью в любой момент выходить в об­ласть актуальной бесконечности, сбрасывая как несущественные все определенности наличного бытия. Ярчайшим примером и фактическим подтверждением сказанного являютсяЖития свя­тых, подвижников и исповедников веры.

В данном разделе мы попытались изложить лишь общее представление о высшем уровне духовного бытия человека — о возможном универсализме и бесконечности его отношений с Миром. Здесь существует конкретная фактология, опыт, тради­ции, культура; все это должно стать предметом специального об­суждения с молодыми педагогами — как людьми, призванными работать с человеческой субъективностью. Условия же и пути движения каждого из нас в направлении универсального разви­тия — это отдельная тема и предмет специального рассмотрения в курсе “Психология развития человека”.

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Академик Б.В.Раушенбах пишет: “Хотя термин “духов­ность” употребляется сегодня даже чаще, чем надо, общеприня­того его определения не существует. Возможно, впрочем, что строгая терминология здесь излишня, поскольку это не понятие рациональной логики”.

Согласны ли вы с утверждением и предположением акаде­мика? Как вы для себя определяете термин “духовность”?

2. Жизнедеятельность человека как индивида связана с удов­летворением его органических потребностей. Например, пище­вая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функ­ционирования обменных процессов. Однако та же потребность для человека как субъекта социальных отношений существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах ее удовлетворения, в наличии пищевых запретов у раз­личных обществ, религий, культур.

Подумайте, может ли и в каких условиях отношение челове­ка к пище быть его личностной чертой?

3. Один из авторов широко известной работы “С чего начи­нается личность?” — философ Э.В.Ильенков, отвечая на вопрос “Что же такое личность?”, приводит следующие рассуждения:

“Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга — это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама лич­ность... Личности без мозга быть не может, а мозг без намека на личность ... бывает. Личность — чисто социальное, а вовсе не ес­тественно-природное образование; чтобы понять, как она обра­зуется, нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в “пространстве” общественных отноше­ний, в социально детерминированных его деяниях”.

Со всеми ли высказываниями философа вы согласны? Как вы понимаете выражение “мифическая личность”, “раздвоение личности”?

4. Ниже приведено несколько высказываний писателей и уче­ных о личности и индивидуальности. Можно ли считать, что эти суждения непротиворечивы, что они взаимодополняют друг друга?

“Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность” (А.С.Макаренко).

“Личность — это человек как носитель сознания” (К.К.Пла­тонов).

“Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее” (С.Л.Рубинштейн).

“Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность” (И.И.Мечников).

“В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него ни­кто” (А.Моруа).

5. Почему понятие индивидуальности человека необходимо прежде всего в педагогической деятельности? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами из собственного опыта школьной жизни.

6. “Как сила человека, — пишет Н.Кузанский, — человече­ским образом способна прийти ко всему, так все в мире прихо­дит к нему, и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что иное, как свертывание в ней человеческим образом вселенского целого”.

О каком потенциальном проявлении человека пишет Н.Ку­занский? Как вы понимаете выражение “сила человека” в приве­денном высказывании?

7. Можете ли вы привести из опыта своей жизни примеры переживания своей сопричастности природе, миру?

Литература для чтения

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна “Человек и мир” // Вопр. философии. 1993. №5.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психологии. 1992. №3-4.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. 1994.

Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. Т.9. 1988. №4.

Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Личность: определение и описание // Вопр. психологии, 1992. №3-4.

Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я чело­века // Вопр. психологии. 1995. №2.

Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

Психология личности. Тексты. М., 1982.

Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа//Человек. 1994. №5.

С чего начинается личность? М., 1973.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в че­ловеке. М., 1990.

Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994, XIII. Дух и жизнь.

Юнг К. Г. Феномен духа в истории и науке. М., 1992.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

АНТРОПОЛОГИЯ— научная дисциплина, изучающая происхож­дение человека и его рас, изменчивость строения тела человека в филогенезе и в зависимости от географических условий прожива­ния; содержит три раздела, антропогенез (учение о происхождении человека), морфологию человека, этническую антропологию (расо­ведение).

АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — комплекс наук, изучающих становление человека в образовании. Педагогическая антропология включает в себя совокупность знаний, обеспечивающих педагогиче­скую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и др.).

АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — психологическое видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, ус­ловиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании и культуре.

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ — учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ори­ентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на по­строение его целостного образа в человекознании.

АНТРОПОЛОГИЯХРИСТИАНСКАЯ — учение о человеке, исходящее из евангельского и святоотеческого наследия; в противоположность антропоцентризму христианская антропология основывается на христоцентризме, т.е. на учении о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — Божественной и человече­ской.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

ДУХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ — принцип предельной интеграции чело­веческой реальности; представляет собой следование высшим образ­цам человеческой культуры, переживание нравственных максим как внутреннего “категорического императива”, принятие ценностей ро­дового бытия человека как своих собственных.

ДУХОВНОСТЬ — родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необхо­димого смысла собственного существования; с христианской точки зрения духовность — это либо сопряженность человека в своих выс­ших стремлениях с Богом, либо с демоническими силами; не бывает духовности “вообще”.

ДУХОВНОЕ БЫТИЕ — высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от со­блазна влечений, пристрастий и прельщении собственной самости; духовное бытие — это любовь к качеству жизни и воля к совершен­ству во всех ее областях.

ДУША — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

ДУШЕВНОСТЬ — характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, по­нимать его и принимать как самоценность.

ИНДИВИД— человек как представитель рода, рассматриваемый со стороны природных свойств; телесное бытие человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, про­является в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.

ЛИЧНОСТЬ — целостность субъективной реальности и способ бы­тия человека в системе взаимоотношений с другими; личность — субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и вре­мени истории.

ОБЩЕНИЕ — один из способов социальной жизни людей; слож­ный, многогранный процесс взаимодействия, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

ОБЪЕКТ— внешне противостоящие субъекту предмет или явле­ние, на которые направлена его познавательная или предметно-практическая деятельность.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ — действительное, независимое от воли и соз­нания человека существование мира, предметов, их свойств и отно­шений; соответствие человеческих знаний объективной действи­тельности, беспристрастность, непредвзятость.

ОБЪЕКТНОСТЬ — естественнонаучная установка в познании;

взгляд на мир человека как на мир предметов и вещей.

ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ— совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления науч­ных исследований в конкретном историческом периоде.

ПАРАДИГМА ГУМАНИТАРНАЯ— исследовательский подход, свя­занный с признанием самоценности единичного события; в изуче­нии развивающихся объектов (человек, общество) реализуется принцип единства истины и ценности, факта и смысла, сущего и долж­ного; гуманитарное знание всегда персоналистично.

ПАРАДИГМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ — принцип организации на­учного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неизменности; естественнонаучное знание объектно, беспристрастно и непредвзято.

ПСИХИКА — системное свойство высокоорганизованной мате­рии (на уровне животных и человека), заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, в построе­нии образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего пове­дения и деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ— направление психологии, исходящее из признания ценности каждой человеческой личности; по­лагает человека способным к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, самоосуществлению.

ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНАЯ — раздел психологии, изучающий ста­новление субъективного духа человека в пределах его индивидуаль­ной жизни.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ — методологическая парадигма, ориентированная на нормы и познавательные средства естествозна­ния; объясняет явления душевной жизни причинами естественно-природного характера.

ПСИХОЛОГИЯ ОПИСАТЕЛЬНАЯ— методологическая парадигма, ориентированная на ценности гуманитарного знания, на понимание душевной жизни человека во всей ее полноте, целостности и внут­ренней связности.

ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ— методологическая парадигма, определяющая формы, методы и техники работы психолога с внут­ренним миром, с сознанием человека.

ПСИХОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ (Психология человека) — от­расль психологии, изучающая субъективную реальность человека, принципы и законы ее существования, организации и развития.

ПСИХОТЕХНИКА — совокупность средств, способов, приемов и ме­тодик работы психолога с психикой другого человека или со своей собственной; мастерство регуляции и управления психическими процессами.

РАЗУМ - высший уровень субъектного бытия человека; способ­ность анализировать и обобщать явления внешнего и внутреннего мира; форма и способ существования предметно-практической, обще­ственной и познавательной деятельности человека.

РЕФЛЕКСИЯ — родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы по­знавательной и преобразующей деятельности.

СО-БЫТИЕ — объект и источник развития субъективной реаль­ности; исторически меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека; живая общность людей в своем бытийном единстве и различенной самобытности каждого, входящего в эту общность.

СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ — фундаментальная категория психо­логии и педагогики развития субъективности в онтогенезе, фикси­рующая онтологические основания жизни и деятельности человече­ских объединений.

СОЗНАНИЕ — интегративный способ бытия человека, проявляю­щийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практиче­ского преобразования; существует в форме бессознательного, актуаль­ного сознания, самосознания, рефлексивного сознания.

СУБЪЕКТ— человек как носитель (инициатор, творец, распоря­дитель) предметно-практической деятельности и познания; станов­ление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной ду­шевной жизнью, родовыми способностями.

СУБЪЕКТИВНОСТЬ — базовая категория антропологической пси­хологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бы­тия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии.

СУБЪЕКТНОСТЬ — социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость — субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ — категория, фиксирующая высшую сту­пень духовного развития человека; проявляется в полном осознании смысла своей жизни, в знании своей причастности миру, в ощуще­нии духовного единства с Универсумом.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН — прижизненно формирующееся объединение психологических и нейрофизиологических структур на основе и с целью достижения жизненных целей человека.

Наши рекомендации