Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли)

Цель. Определение типа и вида тактики самопрезентации личности.

Инструкция. Ниже приводятся утверждения, связанные с тем, как вы себя воспринимаете. Пожалуйста, внимательно прочтите инст­рукцию и постарайтесь дать как можно более точные и искренние ответы на все утверждения. Не существует верных и неверных отве­тов. Отвечая на вопросы, пожалуйста, обведите в кружок на приве­денной шкале ту цифру, которая в большей степени соответствует вашему поведению.

Очень редко 123456789 Очень часто

Я веду себя так, что другие боятся меня 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я использую свою силу для того, чтобы оказывать влияние на людей, когда мне это необходимо 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Если я обижаю кого-то, я извиняюсь и обещаю больше этого не делать 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я даю объяснения до того, как делаю то, что может не понравиться окружающим 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я оправдываю свои поступки, чтобы уменьшить отрицательные реакции со стороны окружающих 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я рассказываю людям о своем успехе в тех делах, которые другие находят трудными 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я использую свои слабости, чтобы добиться расположения от окружающих 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я прошу других помочь мне 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я выражаю то же самое мнение, что и другие, для того чтобы они хорошо относились ко мне 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Когда мне кажется, что я потерплю неудачу, я заблаговременно оправдываюсь 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я использую лесть, чтобы располагать к себе окружающих 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я заболеваю под грузом ответственности «делать все хорошо» 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я прошу прощения, если сделал что-то не так 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я навожу других на мысль о том, что не могу что-то сделать, для того чтобы получить помощь 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я стараюсь служить образцом того, как должен вести себя человек 1 2 3 4 5 6 7 8 9
После дурного поступка я стараюсь, чтобы окружающие поняли, что, если бы они были на моем месте, им пришлось бы поступить точно также 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я стараюсь заручиться поддержкой окружающих перед тем, как делать что-то, что может быть негативно воспринято 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я стараюсь загладить любую обиду, которую я причинил другим 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рассказывая другим о тех вещах, владельцем которых я являюсь, я также упоминаю об их стоимости 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я обращаю внимание на некорректные положения, заявления оппозиционных политических партий 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я стараюсь вызвать желание подражать мне, являясь для окружающих положительным примером 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Когда я рассказываю кому-то о прошлых событиях, я претендую на больший вклад в выполнении положительных дел, чем это было на самом деле 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я рассказываю людям о своих достоинствах 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я стараюсь быть примером для подражания 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я заранее извиняюсь за действия, которые могут не понравиться 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я стараюсь убедить других вести себя так же положительно как я 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я подавляю других для того, чтобы самому выглядеть лучше 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я делаю одолжения для людей, чтобы расположить их к себе 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я признаю ответственность за плохой поступок, когда моя вина очевидна 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я преувеличиваю значимость моих достижений 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я нерешителен и надеюсь, что другие возьмут на себя ответственность 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я угрожаю другим, когда полагаю, что это поможет мне получить от них то, что я хочу 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я высказываю мнения, которые понравятся окружающим 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я критически высказываюсь о непопулярных группах 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я стараюсь убедить других в том, что не отвечаю за неудачу 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Когда дела не ладятся, я объясняю, что в этом нет моей вины 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я веду себя в соответствии с представлением о том, как другим следует себя вести 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я рассказываю другим о своих положительных качествах 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Когда меня упрекают в чем-то, я извиняюсь 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я обращаю внимание на добрые дела, которые делаю, так как их могут не заметить другие люди 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я поправляю людей, которые недооценивают ценность подаренных мною подарков 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Слабое здоровье - причина моих посредственных оценок в школе 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я помогаю другим, зная, что они помогут мне 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я выдвигаю одобряемые другими причины для того, чтобы оправдать такое поведение, которое может не понравиться окружающим 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Когда мое поведение кажется окружающим неправильным, я привожу веские причины для его оправдания 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Когда я выполняю работу с кем-то, я стараюсь, чтобы мой вклад казался более значительным (чем это есть на самом деле) 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я преувеличиваю негативные качества тех людей, которые конкурируют со мной 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я придумываю извинения за плохое поведение 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я придумываю причины для оправдания за возможную неудачу 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я выражаю раскаяние, когда делаю что-то неправильно 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я запугиваю других 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Когда я нуждаюсь в чем-то, я стараюсь хорошо выглядеть 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я недостаточно хорошо подготавливаюсь к экзаменам, потому что слишком вовлечен в общественную работу 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я говорю другим, что они сильнее и компетентнее меня, для того чтобы они сделали что-то для меня 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я претендую на доверие при выполнении дел, которых я прежде не делал 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я отрицательно высказываюсь по поводу людей, принадлежащих к конкурирующим группировкам 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я препятствую собственному успеху 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тревога мешает моим действиям 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я поступаю таким образом, чтобы вызвать страх у других, с целью побудить их делать то, что мне нужно 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Когда я успешно справляюсь с заданием, я подчеркиваю его значимость 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я выдвигаю весомые обоснования своего поведения, независимо от того, насколько плохим оно может показаться окружающим   1 2 3 4 5 6 7 8 9
Чтобы избежать упреков, я стремлюсь уверить окружающих в том, что не собирался причинить им какой-то вред 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Я говорю людям комплименты, чтобы расположить их к себе 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Совершив плохой поступок, я пытаюсь объяснить окружающим, что они на моем месте сделали бы то же самое 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Ключ. Подсчет баллов производится по девятибалльной шкале (от 1 – «редко проявляется в поведении» до 9 – «очень часто проявляется в поведении»).





Все вопросы распределяются на двенадцать групп тактик само­презентации: с 1 по 5 – тактики защитного типа, с 6 по 12 – такти­ки ассертивного типа самопрезентации.

Каждая тактика самопрезентации включает в себя определенные номера и количество вопросов (тактика 6 – «желание понравить­ся» включает 8 вопросов, остальные – по 5).

1. Оправдание с отрицанием ответственности – 35, 36, 39, 48, 62.

2. Оправдание с принятием ответственности – 05, 44, 45, 61, 64.

3. Отречение – 04, 10, 17, 25, 49.

4. Препятствование самому себе – 12, 42, 53, 57, 58.

5. Извинение – 03, 13, 18, 29, 50.

6. Желание/старание понравиться – 09, 11, 28, 33, 38,43, 52, 63.

7. Запугивание – 01, 02, 32, 51, 59.

8. Просьба/мольба – 07, 08, 14, 41, 54.

9. Приписывание себе достижений – 22, 23, 40, 46, 55.

10. Преувеличение своих достижений – 06, 19, 30, 41, 60.

11. Негативная оценка других – 20, 27, 34, 47, 56.

12. Пример для подражания – 15, 21, 24, 26, 37.

Проективный тест «Ваши приоритеты в жизни» [31]

Цель. Диагностика жизненных приоритетов.

Инструкция. Перед вами рисунок, на котором изображены три двери. Ваша задача дорисовать этот рисунок, дополнив его разнообразными элементами. На это вам дается 5 минут.

Рис. 15

Три двери

Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли) - student2.ru

Интерпретация

Эти двери символизируют собой три вещи, жизненно важные для человека. Первая дверь – это работа, вторая дверь – это любовь и дружеские отношения, третья дверь – это семья. То, какое значение имеют для вас эти области жизни, вы увидите в своем тесте. Он же поможет вам понять, каковы ваши жизненные приоритеты.

Если вы нарисовали к каждой двери по зданию, т.е. в результате у вас появилось три здания, то это говорит о вашем желании разграничить эти области своей жизни, сделать их независимыми друг от друга. Иначе говоря, вы хотите отделить личные отношения от деловых.

Если у вас получилось два здания, т.е. две какие-то двери ведут в одно здание, то обязательно посмотрите, какие двери вы объединили между собой.

Если вы объединили первую дверь и вторую, то это значит, что вы склонны заводить служебные романы, совместная работа с представителем противоположного пола способна разбудить в вас чувства. Однако, тот факт, что семью (третья дверь) вы выделили особо, в отдельное здание, говорит о Вашем твердом желании во что бы то ни стало сохранить семью. То есть романы романами, но семья для вас – святое.

Если вы объединили в одно здание вторую и третью двери, то вас можно назвать романтической личностью, возможно, даже однолюбом. Вы полностью отрицаете любовные связи на работе, для вас любовь является самой главной ценностью в жизни.

Если вы нарисовали одно здание, объединив вместе все три двери, то это говорит о вашем нежелании разграничивать эти области своей жизни. Возможно, это проистекает из вашего незамужнего (неженатого) положения, Вы еще просто не обзавелись семьей и потому ваша жизнь пока не нуждается в пересмотре ценностей.

Дороги покажут вам, что именно в данный момент жизни вас волнует больше всего. Та дорога, которая идет от двери прямо к вам, то есть проходит по центру листа и заканчивается у нижнего его края, и будет этим самым показателем важности.

Если дороги уходят вбок, то это говорит о том, что вы не придаете большого значения данной области вашей жизни.

Хорошо, когда все три дороги объединились в одну. Это говорит о том, что вы не выделяете какую-то одну область вашей жизни, интересуясь в равной степени и работой, и любовью, и семьей.

Проективная методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

Цель: оценка состояния эмоциональной сферы человека, наличия агрессивности, ее направления, интенсивности и т. п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Наши рекомендации