Раздел 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Предмет психологической науки

Феномен человека. Человек как природное явление и как душевно-духовное образование. Антропологический и эволюционный подходы к изучению человека. Формы взаимодействия человека с миром.

Человек как психологическая и духовная реальность. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Человеческая субъективность как объективная реальность. Человеческий субъективный мир – мир сознания и самосознания. Осмысленность человеческого бытия.

Психология и психика. Характеристики психического. Функциональная и структурная организация психики; процессы, состояния, свойства. Методологические принципы психологии. Отрасли психологии.

Житейская и научная психология человека. Внутренний мир человека в мифах, сказках, легендах, притчах, пословицах и т.п. Психология обыденной жизни. Различия житейской и научной психологии.

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 14, 20, 29, 46, 47, 49, 57, 60.

Тема 2. Методы психологического познания человека

Понятие о методе науки как пути, способе, средстве познания изучаемой реальности. Различение научного подхода, конкретно-исследовательского метода и частной методики в психологии.

Возможности естественнонаучного познания субъективной реальности. Методы психологии, заимствованные ею из естествознания: наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продуктов деятельности, моделирование, математико-статистический анализ и др.

Методы описания и понимания психологии человека: включенное наблюдение, самоотчет, биографический метод, беседа, активное слушание, диалог, эмпатия и др.

Методы практической психологии: консультация, психоанализ, психотерапия, психокоррекция, тренинг и др.

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 13, 14, 15, 26, 29, 36, 39, 42, 46, 60.

Раздел 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

Тема 3. Мозг и психика

Нейропсихологические основы телесного бытия человека. Мозг как анатомо-физиологический субстрат психики. Общее строение нервной системы и функциональная организация работы мозга. Проблема функциональной асимметрии больших полушарий. Учения И.П.Павлова, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина о физиологических основах психической деятельности. Психическое как функциональный орган человека. Психомоторика.

Литература: 1, 4, 5, 19, 31, 46, 48, 55.

Тема 4. Сознание – высшая ступень развития психики

Понятие о сознании в философии и психологии. Концепция А.Н.Леонтьева о происхождении и развитии сознания в филогенезе. Сознание как осознанное бытие, как атрибут социальных систем.

Психологическая структура сознания. Сознание и бессознательное. Бытийный и рефлексивный слои сознания. Биодинамическая ткань движения и чувственная ткань образа как образующие бытийного слоя сознания. Значение и личностный смысл как составляющие рефлексивного слоя сознания.

Учение об общественно-исторической обусловленности человеческой психики в марксистской психологии. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Понятие о смысловом строении сознания. Закон развития высших психических функций. Развитие идей Л.С. Выготского в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и др.

Самосознание как сознание самости. Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. Самопознание как компонент самосознания. Самооценка и «образ Я». Понятие о механизмах психологической защиты. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности.

Литература: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 15, 17, 29, 32, 33, 34, 37, 39, 41, 43, 45, 46, 51, 52.

Раздел 3. УРОВНИ АНАЛИЗА ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Тема 5. Человек как индивид

Понятие об индивидных свойствах человека. Классические представления о природных свойствах человека: половозрастные и индивидуально-типические свойства.

Половозрастные особенности человека. Понятие биологического возраста и стадий онтогенетического развития. Проблема созревания психофизиологических функций. Понятие «сензитивный возраст». Половой диморфизм и психология половых различий.

Индивидуально-типические свойства человека: конституционные типологии в психологии (Э.Кречмер и У.Шелдон). Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека. Учение о темпераменте и о его типах в психологии. Современные представления о темпераменте.

Литература: 4, 5, 15, 26, 27, 30, 35, 46, 55.

Наши рекомендации