Социальная характеристика семьи

Группа семей

Факторы, характеризующие данную группу семей

1. Оптимальная

Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психоло­гическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная

2. Хорошая

Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отно­шения в семье. Вредные привычки — кроме злоупо­требления алкоголем. По состоянию здоровья — оптимальная

3. Удовлетвори­тельная

Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимо­отношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная

4. Неудовлетво­рительная

Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей. Низкий уровень культу­ры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкого­лем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная

и социального обследования. Она основывается на ряде принци­пов, сформулированных ведущими специалистами в области спе­циальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др ).

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т. е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмо­ционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребен­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, ко­торое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справил­ся ребенок.

При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением зада­ний разной сложности и оказанием ребенку дозированной помо­щи в ходе их выполнения.

Подбор диагностических заданий для каждого возрастного эта­па должен осуществляться строго на научной основе, т. е. при об­следовании следует использовать те задания, которые могут вы­явить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов должна быть дана их качественная и количественная характеристика, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Проведение психодиагностического исследования всегда под­чинено конкретной цели, которая определяет пути решения от­дельных задач. Основная цель психодиагностического обследова­ния ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптималь­ных путей коррекционной помощи. Конкретная задача опре­деляется возрастом ребенка, наличием или отсутствием наруше­ний зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Для по­лучения информативных и объективных результатов психологи­ческого изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

- методический аппарат должен быть адекватен целям и гипо­
тезе исследования; так, например, при осуществлении скринин-
гового исследования диагностический инструментарий должен
позволять экспериментатору в ходе однократного исследования
сделать вывод о соответствии психического развития ребенка воз­
растной норме или об отставании от нее;

- важно определить, какие психические функции предполага­
ется изучить при обследовании, — от этого зависит подбор мето­
дик и интерпретация результатов;

- подбор экспериментальных заданий нужно производить на
основе принципа целостности, так как развернутую психологи­
ческую характеристику ребенка, включающую особенности его
познавательного и личностного развития, можно получить толь­
ко в результате использования нескольких методик, дополняю­
щих друг друга;

- при подборе заданий необходимо предусмотреть различную
степень трудности их выполнения — это дает возможность оце-

нить уровень актуального развития ребенка и в то же время позво­ляет выяснить высший уровень его возможностей;

- задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так,
чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;

- содержание заданий не должно вызывать у ребенка негатив­
ных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению
контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно
и получить достоверные результаты;

- при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффек­
тивной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы
исключить необъективность в трактовке результатов;

- отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-
эмпирический характер; только научность при подборе методик
повысит надежность полученных результатов;

- не исключая значения интуиции при разработке диагности­
ческого инструментария, следует предусмотреть обязательное тео­
ретическое обоснование системы диагностических заданий;

- количество методик должно быть таким, чтобы обследование
ребенка не привело к психическому истощению; необходимо до­
зировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных воз­
можностей.

При организации проведения процедуры обследования необ­ходимо учитывать следующие требования:

- процедура обследования должна строиться в соответствии с
особенностями возраста ребенка: чтобы оценить уровень развития
психической деятельности ребенка, необходимо включить его в
активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка
дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для
школьника — учебная;

- методики должны быть удобны для использования, иметь
возможность стандартизации и математической обработки дан­
ных, но одновременно учитывать не столько количественные ре­
зультаты, сколько особенности процесса выполнения заданий;

- анализ полученных результатов должен быть качественно-ко­
личественным; в работах ведущих отечественных психологов по­
казано, что именно качественный анализ, реализуемый через си­
стему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие
психического развития ребенка и его потенциальные возможно­
сти, а количественные оценки используются для определения сте­
пени выраженности того или иного качественного показателя, что
облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать
результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;

- выбор качественных показателей не должен быть случайным,
а должен определяться их способностью отражать уровни сфор-
мированности психических функций, нарушение которых харак­
терно для детей с отклонениями в развитии;

- для получения достоверных результатов важно установить
продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;

- для оптимизации процедуры обследования следует продумать
порядок предъявления диагностических заданий; некоторые ис­
следователи (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.) считают целесооб­
разным располагать их по степени возрастания сложности — от
простого к сложному, другие (И.А.Коробейников, Т.В.Розано­
ва) — чередовать простые и сложные задания для профилактики
утомления.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в не­сколько этапов. На первом этапе психолог изучает документацию и собирает сведения о ребенке путем опроса родителей и педаго­гов. К началу обследования он должен обладать всеми необходи­мыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследова­ния и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Для проведения психологического обследования нужно создать спокойную обстановку. Обследование проводится в отдельной ком­нате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Обследование ребенка до 4 лет проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4 — 6 лет — за детским столом, более старших детей — за обычным столом, на котором не должно находиться посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен вести себя спокойно и добро­желательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребен­ка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмеча­ется время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. При обследовании желательно присутствие матери, особенно в тех случаях, когда ребенок кате­горически на этом настаивает. После обследования психолог дол­жен обсудить с матерью полученные результаты, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ре­бенок плохо себя ведет, отказывается выполнять задание, то не­обходимо выяснить причины такого поведения и вызвать его на повторное обследование, которое может проводиться через не­сколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторно­му обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На по­вторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным

выводам об особенностях и уровне развития познавательной дея­тельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, по­ведения ребенка, а также решает вопрос о характере коррекцион-ной помощи, которая может быть ему оказана. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключе­ния в свободной форме, однако соблюдая определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятель­ных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время его проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с пси­хологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный со­вместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения дей­ствий, характер высказываний ребенка, его способность расска­зать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагно­стического изучения психики ребенка в зависимости от задач ис­следования, определивших, какие психические функции и про­цессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нару­шений психики у ребенка, причем отмечаются не только выяв­ленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и роди­телям.

В заключении обязательно должны быть указаны возраст об­следуемого, даты обследования и написания заключения, фами­лия психолога.

Наши рекомендации