Методология и методы социально-психологического исследования.

Метод исследования – это способ поиска новых знаний и установления фактов.

Методология – это система принципов научного исследования.

Критерии научности:

1) имеет дело с конкретными объектами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;

2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;

3) для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями;

4) его цель — не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их.

МЕТОДОЛОГИЯ – ТРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОДХОДА:

1) Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы. Для социальной психологии необходимо понимание соотношения общества и личности.

2) Частная (специальная) методология— совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Это тоже определенный способ познания, но адаптированный для более узкой сферы знания.

Бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, деятельностный подход.

3) Методы и методики — совокупность конкретных методических приемов исследования (методика).

Требования к методам:

— валидность данных (метод измеряет именно те характеристики, которые планируется измерять);

— устойчивость данных (воспроизводимость и однозначность результатов);

— точность данных (чувствительность методов измерения);

Методы исследования:

— сбор данных:

1) наблюдение; проблема в интерпретации протокола, проблема выделения наблюдаемых единиц, сколько времени нужно для фиксации опредленных явлений.;

2) изучение документов (например, контент – анализ). Контент – анализ – анализ содержаний. В тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Выделения единиц текста зависит от позиции исследователя, от уровня его способностей, его компетентности;

3) опросы (анкетирование, интервью, экспертное интервью (информация о предмете в определенной области), глубинное интервью (факты из биографии, исследование жизненного опыта)); как составить вопросы, так чтобы получить именно желаемую информацию, в интервью проблема воздействия интервьюера и респондента на результаты;

Фокус – группа – глубинное групповое интервью некоторой целевой аудитории, исследуется отношение к товару или услуги и т.д..

Социометрия (Джекоб Морено): исследование эмоционально-психологических отношений в малой группе; опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия/неучастия в определенном виде совместной деятельности или ситуации.

4) тесты (бывают личностные и групповые); проблема тестов в том, что они обычно охватывают какую – то одну черту личности, в виду этого разрабатываются специальные тесты.

IAI (имплицитный ассоциативный тест) – используется для обнаружения скрытых стереотипов; испытуемым предлагают отнести слова к одной из двух категорий, каждая из которых содержит два ключевых слова на выбор. Например, отнести ряд слов к одной из двух составных категорий («библиотекари либо интеллект» и «тореадоры либо жестокость»), потом категории перемешиваются.

Тест Кеттела: личностный опросник, который оценивает индивидуальность по 16 факторам (замкнутость - общительность, конкретное мышление - абстрактное мышление, эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность, подчиненность - доминантность, сдержанность – экспрессивность и т.д.).

Тест MMPI (миннесотский многоаспектный личностный опросник): включает клинические шкалы (маскулинность – феминность, шкала депрессии, шкала истерии, шкала социальнйо интроверсии и др.) и оценочные шкалы (например, шкала лжи).

5) эксперимент (лабораторный и естественный).

— обработка данных:

1) кодирование

2) математические и статистические методы

— анализ данных

1) количественные данные (корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный и кластерный анализ, математическое моделирование),

2) качественные данные (интерпретация, математическое кодирование, дискурс анализ).

Методы воздействия:

— формирующий эксперимент;

— тренинг (с группой);

— коучинг (индивидуальный тренинг): метод консультированияи тренинга, коуч не дает советов, а ищет их вместе с клиентом;

— т – группа (группа тренинга): малая группа, которая создается для обучения навыкам межличностного общения; это обучение посредством переживания опыта; лидер выбирается внутри группы, тренер им не является.

Наши рекомендации