Материалы по теме «Межличностные конфликты»

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ к экзамену

1. Предмет, функции и задачи социальной психологии.

2. Структура современной социальной психологии.

3. История развития и современные тенденции зарубежной и отечественной социальной психологии.

4. Классификации методов социальной психологии и их характеристика.

5. Характеристика методов сбора социально-психологических данных (эмпирических).

6. Характеристика методов активного социально-психологического обучения (дискуссионные, игровые, тренинговые).

7. Социально-психологические представления о личности.

8. Социализация личности: содержание и этапы.

9. Институты и механизмы социализации личности.

10. Социальная установка: функции и структура.

11. Я-концепция как результат социализации. Социальная идентичность личности.

12. Общение как категория социальной психологии.

13. Виды общения и их психологическая характеристика.

14. Психологическая структура общения.

15. Характеристика функций общения.

16. Общение как восприятие и понимание человека человеком.

17. Механизмы социальной перцепции.

18. Эффекты межличностного восприятия.

19. Характеристика интерактивной стороны общения.

20. Характеристика типов взаимодействия (по Томасу, по Э.Берну)

21. Психологическая характеристика межличностных отношений (дружба, любовь).

22. Особенности коммуникативной стороны общения.

23. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

24. Трудности понимания. Барьеры общения.

25. Межличностные конфликты: теории, виды, динамика.

26. Стратегии разрешения конфликтов (контакт, коммуникация, кооперация, умиротворение).

27. Методы разрешения конфликтов (переговоры, посредничество, коррекция искажения восприятия, картография конфликта).

28. Психология межличностного воздействия (внушение, заражение, убеждение).

29. Социальное давление и феномен конформности (исследования М.Шерифа и С.Аша)

30. Факторы и механизмы подчинения личности (эксперименты С.Милграма и Ф.Зимбардо).

31. Характеристика малой группы в социальной психологии. Классификации малых групп в социальной психологии.

32. Структура малой группы и ее характеристика.

33. Групповая динамика: цели, нормы, фазы развития, роли, сплоченность, напряжение.

34. Лидерство и руководство в малых группах.

35. Фазы развития группы.

36. Групповая сплоченность и подходы к ее исследованию.

37. Влияние группы на личность (фасилитация, деиндивидуализация, огруппление мышления, поляризация убеждений, леность, влияние меньшинства).

38. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп.

39. Этнические группы и проблемы этнопсихологии.

40. Толпа и закономерности ее поведения.

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - Гриф МО РФ. - 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 264 с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2008. – 368 с.

4. Бодалев А.А., Сухов А.Н., Казанцев В.Н. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. - Гриф УМО ун-тов РФ. - 6-е изд. – М.: Академия, 2008. – 600 с.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. - Гриф МО РФ. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология: теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 336 с.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л. Основы социально-психологических исследований. – М.: Гардарики, 2007. – 334 с.

5. Болотова А.К., Петровская Л.А., Жуков Ю.М. Социальные коммуникации. Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2008. – 279 с.

6. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Смысл, 1999.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.

9. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с.

10. Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Избранные труды. – М.: Смысл, 2007. – 686 с.

11. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – 336 с.

12. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 350 с.

13. Социальная психология. Хрестоматия: учеб. пособие / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 471 с.

14. Социальная психология: учебное пособие / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 6-е изд. – М.: Академия, 2008. – 600 с.

Техника «Сопереживание»

Сопереживание – способность распознать, что происходит с другим человеком, и выразить ему свое понимание.

«Сопереживающие формулы»:

Я вижу, что ты_________________из-за того, что_________________.

Звучит так, как будто ты _____________, потому что______________.

Ты выглядишь___________________, потому что________________.

Может, ты____________________ из-за_________________________.

Похоже, что ты_________________ из-за________________________.

(чувства) (контекст)

Например: Я вижу, что ты опечален из-за того, что потерял любимый сборник стихов.

Упражнение. Вспомните ситуацию из недавнего прошлого, когда можно было выразить сопереживание и сформулируйте это.

Техника «Я-высказывания»

Попробуйте вместо «ты-сообщений», упреков и обвинений, оценочных интерпретаций поведения другого, вернуться к своим ощущениям, чувствам, потребностям в этой ситуации и выразить их с помощью «я-сообщений».

Функции я-высказываний:

- помогают другому понять и признать ваши чувства;

- создают возможность сообщить о своих чувствах другому без агрессии и не провоцируя конфликт;

- позволяют осознавать ответственность говорящего за свои желания, чувства и мнение;

- способствуют вежливому взаимодействию.

Уход

Уход – выбор, который отнимает возможность принятия участия в дальнейшем развитии ситуации

+ не затрагивает ваших прямых интересов

- завышение требований, ответный уход, сдача позиций оппонента вместо принятия решения

- непомерный рост проблем за время вашего отсутствия

- уход как наказание оппонента

Применима ли к вам какая-либо из этих реакций?

1. Молчание

2. Демонстративное удаление

3. Обиженный уход

4. Затаенный гнев

5. Депрессия

6. Игнорирование обидчика

7. Едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной?

8. Переход на «чисто деловые отношения»

9. Индифферентное отношение

10. Полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной

Подавление

Отказ признать конфликт в том случае, если мы пытаемся поддержать добрые отношения любой ценой.

+ если конфронтация по поводу незначительных разногласий может внести чрезмерный стресс

+ если оппонент не готов вас выслушать

+ предпочтение такта честности для сохранения отношений

- трудности оппонента в понимании ваших чувств, интересов

В конфликте вы…

1. Делаете вид, будто все в порядке

2. Продолжаете действовать, как будто ничего не произошло

3. Миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой

4. Ругаете себя за вашу раздражительность

5. Пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели

6. Молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести

7. Подавляете все ваши негативные эмоции

Конкуренция

Предпочтение тактики «выиграть/проиграть» нередко есть неосознанное стремление оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения.

+ победитель

+ необходимость использования власти для наведения порядка ради всеобщего благополучия

- не приносит долгосрочных результатов – проигравший может не поддержать решение, саботировать его.

- отказ от сотрудничества завтра проигравшей стороны

Приходилось ли вам прибегать к таким способам?

1. Стремиться доказать, что другой человек не прав

2. Дуться, пока они не передумаю

3. Перекричать их

4. Применить физическое насилие

5. Не принимать явного отказа

6. Требовать безоговорочного послушания

7. Перехитрить их

8. Призвать на помощь союзников для поддержки

9. Требовать, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений

Компромисс

Требует определенных навыков в ведении переговоров. Справедливое решение, принимаемое на основе взаимных уступок.

- одна сторона может раздуть свою позицию, чтобы потом казаться великодушной

В конфликте можете ли вы…

1. Поддерживать дружеские отношения

2. Искать справедливого исхода

3. Делить предмет желаний поровну

4. Избегать самовластия и напоминаний о вашем первенстве

5. Получить что-то и для себя

6. Избегать столкновения в лоб

7. Уступать немного ради поддержания отношений

Сотрудничество

«Я хочу выиграть и хочу, чтобы ты тоже выиграл!»

Не я против них, но я с ними»

Шаг 1. Узнать, почему они хотят того, чего они хотят

Шаг 2. Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то аспекте?

Шаг 3. Каковы варианты решений?

Шаг 4. Сотрудничество

§ Определите потребности всех участников

§ Постарайтесь их удовлетворить

§ Признайте ценности других, равно как и ваши собственные

§ Старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей

§ Ищите творческих и неординарных решений

§ Не щадите проблему, щадите людей

Этап 1. В чем проблема

Опишите проблему в общих чертах. На данном этапе нет нужды глубоко вдаваться в проблему или пытаться найти вы­ход из нее.

Если вопрос касается, например, того, что на работе кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, его можно отобразить под общей рубрикой «Распределение нагрузки». Если речь идет о столкнове­нии личностей и отсутствии доверия, проблема может быть отраже­на рубрикой «Общение».

В семье проблема с мытьем посуды или беспорядком в комнатах детей может быть отражена рубрикой «Мытье посуды» или «Работа по дому».

Не волнуйтесь пока, если это не полностью отражает суть проблемы — важно определить саму природу конф­ликта, отображением которого Вы займетесь. Не опреде­ляйте проблему в форме двоякого выбора противополож­ностей: «да или нет», «так или не так». Оставьте возмож­ность нахождения новых и оригинальных решений.

Этап 2. Кто вовлечен?

Решите, кто является главными сторонами конфликта. Вы можете внести в список отдельных лиц или целые команды, отделы, группы или организации (т. е. продав­цы, секретарши, директора, клиенты, народ, правительст­во и т. д.). В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют какие-то общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно сгруппировать вместе. Смесь групповых и личных категорий также приемлема.

Если Вы намечаете карту для определения соотноше­ния между числом учеников и преподавателей для школ, в нее будут вовлечены учителя, ученики, директор, отдел просвещения, родители и, быть может, Ваши депутаты и средства массовой информации. Внутренняя проблема может задевать только первые три группы.

Если Вы составляете карту, конфликта между двумя со­трудниками в конторе, Вы можете включить в нее этих Веру и Петра, объединив остальных сотрудников в одну группу; или, возможно, Вам придется включить всех пои­менно и добавить в список имя начальника отдела.

Карта 1

Одна женщина была недовольна тем, что ее сосед хотел построить высокий каменный забор между их дворами. План забора должен был быть вскоре передан в горсовет на одобрение. Эта женщина пришла на один из курсов по разрешению конфликтов с чувством беспомощности и гне­ва. Она составила карту конфликта и покинула семинар, решив пригласить соседа на чашку чая, для того, чтобы узнать о нем побольше, вместо того чтобы вступить в конф­ликт по поводу забора. Она ушла с семинара уже не такой расстроенной. Другие участники, помогавшие ей в состав­лении карты этого конфликта, увидели, насколько полезен процесс отображения потребностей, до того как они при­ступят к немедленному поиску решений. Сначала они были склонны встать на сторону женщины в ее осуждении ужас­ного соседа, предлагая способы, посредством которых она могла бы поставить всевозможные препятствия на его пути. После составления карты они проявили гораздо большую озабоченность в отношении чувства изоляции, испытывае­мого соседом, перенаправив свое внимание на то, как жен­щина может помочь ему и одновременно себе самой.

КАРТА 1. ЗАБОР

ОНА

ПОТРЕБНОСТИ ОПАСЕНИЯ
- незагражденное простран­ство - неповрежденная недвижи­мость - сохранение прежней стои­мости недвижимости - добрососедские и друже­любные отношения с ее соседом - чувство стесненности забо­ром - игнорирование ее пожела­ний соседом - ответные меры в случае от­каза горсовета - изоляция - возможные денежные издер­жки - потеря вида из-за каменного забора

ОН

ПОТРЕБНОСТИ ОПАСЕНИЯ
- уединение - безопасность его собаки в закрытом дворе - сотрудничество и понима­ние со стороны соседа - потеря собак - собаки мешают соседям - ограбление - нежелательный социальный контакт, с которым у него могут быть трудности

КУРИЛЬЩИКИ

ПОТРЕБНОСТИ   ОПАСЕНИЯ  
— время, достаточное для перекура — уважение и общение — место для курения — достаточно частые перерывы — терпимость — ненарушенный ритм работы — потребность некоторых курить во время работы   — недостаточное число перерывов — враждебность — симптомы абстиненции — наказания или санкции — неприязнь окружаю­щих — плохая погода  
НЕКУРЯЩИЕ
ПОТРЕБНОСТИ — наличие равных перерывов — чистота воздуха во всех помещениях, включая вестибюль — отсутствие окурков и пепла — стабильность и надежность рабочего места — отсутствие лишней нагрузки — уважение и дружеское общение — обслуживание телефонов отсутствующих на перекуре сотрудников   ОПАСЕНИЯ — потеря прав — нарушение ритма работы — влияние дыма на здоровье — опасение быть воспринятыми как мелочники и сутяги — непонимание    

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ к экзамену

1. Предмет, функции и задачи социальной психологии.

2. Структура современной социальной психологии.

3. История развития и современные тенденции зарубежной и отечественной социальной психологии.

4. Классификации методов социальной психологии и их характеристика.

5. Характеристика методов сбора социально-психологических данных (эмпирических).

6. Характеристика методов активного социально-психологического обучения (дискуссионные, игровые, тренинговые).

7. Социально-психологические представления о личности.

8. Социализация личности: содержание и этапы.

9. Институты и механизмы социализации личности.

10. Социальная установка: функции и структура.

11. Я-концепция как результат социализации. Социальная идентичность личности.

12. Общение как категория социальной психологии.

13. Виды общения и их психологическая характеристика.

14. Психологическая структура общения.

15. Характеристика функций общения.

16. Общение как восприятие и понимание человека человеком.

17. Механизмы социальной перцепции.

18. Эффекты межличностного восприятия.

19. Характеристика интерактивной стороны общения.

20. Характеристика типов взаимодействия (по Томасу, по Э.Берну)

21. Психологическая характеристика межличностных отношений (дружба, любовь).

22. Особенности коммуникативной стороны общения.

23. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

24. Трудности понимания. Барьеры общения.

25. Межличностные конфликты: теории, виды, динамика.

26. Стратегии разрешения конфликтов (контакт, коммуникация, кооперация, умиротворение).

27. Методы разрешения конфликтов (переговоры, посредничество, коррекция искажения восприятия, картография конфликта).

28. Психология межличностного воздействия (внушение, заражение, убеждение).

29. Социальное давление и феномен конформности (исследования М.Шерифа и С.Аша)

30. Факторы и механизмы подчинения личности (эксперименты С.Милграма и Ф.Зимбардо).

31. Характеристика малой группы в социальной психологии. Классификации малых групп в социальной психологии.

32. Структура малой группы и ее характеристика.

33. Групповая динамика: цели, нормы, фазы развития, роли, сплоченность, напряжение.

34. Лидерство и руководство в малых группах.

35. Фазы развития группы.

36. Групповая сплоченность и подходы к ее исследованию.

37. Влияние группы на личность (фасилитация, деиндивидуализация, огруппление мышления, поляризация убеждений, леность, влияние меньшинства).

38. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп.

39. Этнические группы и проблемы этнопсихологии.

40. Толпа и закономерности ее поведения.

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - Гриф МО РФ. - 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 264 с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2008. – 368 с.

4. Бодалев А.А., Сухов А.Н., Казанцев В.Н. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. - Гриф УМО ун-тов РФ. - 6-е изд. – М.: Академия, 2008. – 600 с.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. - Гриф МО РФ. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология: теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 336 с.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л. Основы социально-психологических исследований. – М.: Гардарики, 2007. – 334 с.

5. Болотова А.К., Петровская Л.А., Жуков Ю.М. Социальные коммуникации. Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2008. – 279 с.

6. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Смысл, 1999.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.

9. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с.

10. Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Избранные труды. – М.: Смысл, 2007. – 686 с.

11. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – 336 с.

12. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 350 с.

13. Социальная психология. Хрестоматия: учеб. пособие / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 471 с.

14. Социальная психология: учебное пособие / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 6-е изд. – М.: Академия, 2008. – 600 с.

Материалы по теме «Межличностные конфликты»

Техника «Сопереживание»

Сопереживание – способность распознать, что происходит с другим человеком, и выразить ему свое понимание.

«Сопереживающие формулы»:

Я вижу, что ты_________________из-за того, что_________________.

Звучит так, как будто ты _____________, потому что______________.

Ты выглядишь___________________, потому что________________.

Может, ты____________________ из-за_________________________.

Похоже, что ты_________________ из-за________________________.

(чувства) (контекст)

Например: Я вижу, что ты опечален из-за того, что потерял любимый сборник стихов.

Упражнение. Вспомните ситуацию из недавнего прошлого, когда можно было выразить сопереживание и сформулируйте это.

Техника «Я-высказывания»

Попробуйте вместо «ты-сообщений», упреков и обвинений, оценочных интерпретаций поведения другого, вернуться к своим ощущениям, чувствам, потребностям в этой ситуации и выразить их с помощью «я-сообщений».

Функции я-высказываний:

- помогают другому понять и признать ваши чувства;

- создают возможность сообщить о своих чувствах другому без агрессии и не провоцируя конфликт;

- позволяют осознавать ответственность говорящего за свои желания, чувства и мнение;

- способствуют вежливому взаимодействию.

Наши рекомендации