Тест 1 Предмет педагогической психологии

Вопросы для собеседования по темам курса

№1 Тема История развития педагогической психологии

1. По какому из оснований структурной дифференциации в психологии выделяется отрасль педагогической психологии?

2. В чем отличие педагогической психологии от педагогики? Как можно охарактеризовать связь между ними в практике обучения, учитывая, что педагогика возникла гораздо раньше педагогической психологии?

3. Что привнес в становление педагогической психологии каждый из этапов ее истории?

4. Каково современное понимание предмета педагогической психологии? Достаточно ли сказать, что предметом педагогической психологии является процесс учения? Почему?

5. Какие новые задачи этой отрасли науки определены учеными-исследователями?

№2 Методы педагогической психологии 1. Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения? 2. Какие методы являются основными в педагогической психологии? 3. Чем отличается научное наблюдение от житейского? 4. Какой вид наблюдения целесообразно использовать для того, чтобы учащийся не замечал, что за ним наблюдают? 5. Чем отличается естественный эксперимент от метода наблюдения? 6. В чем основные отличия формирующего эксперимента от констатирующего? 7. Каковы основные этапы формирующего эксперимента? Охарактеризуйте их. 8. Какие основные требования предъявляются к методу беседы, к психологическим тестам? 9. Перечислите наиболее известные и используемые тесты и тестовые методики в проведении исследований по педагогической психологии. Каковы их характеристики? 10. Какие еще вспомогательные методы используются в исследованиях педагогической психологии? 11. В чем сущность метода теоретико-экспериментального моделирования? 12. Каковы этапы проведения психологического исследования в педагогической психологии? В чем специфика и основные задачи каждого этапа?      
№3 Психологические теории обучения 1. В чем заключаются достоинства и недостатки бихевиористского подхода к учению? 2. Назовите основные законы учения согласно бихевиоризму и их основные характеристики. Какие разногласия по этим законам имеются среди представителей данного направления?
3. В чем принципиальное отличие когнитивных теорий учения от бихевиористских? 4. На каких теоретических принципах основывается деятельностная теория учения? 5. Чем принципиально отличается деятельностный подход от бихевиористского? Когнитивного? 6. Что представляет собой гуманизация обучения как целостная концепция? 7. По каким направлениям осуществляется реализация гуманистического обучения? 8. Что является единицей анализа деятельностной теории учения? В чем ее особенности? 9. Какие требования предъявляет деятельностный подход к теории учения? 10. В целях обобщения знаний об основных теориях учения и их характеристиках заполните самостоятельно таблицу. №4 Теория поэтапного усвоения умственных действий 1. В чем принципиальное отличие психологической теории П.Я. Гальперина от других известных концепций учения, как отечественных, так и зарубежных? 2. Как соотносятся внешняя и внутренняя (психическая) деятельность? В чем главный смысл интериоризации и экстериоризации действий? Приведите примеры. 3. Чем отличается схема ООД? 4. В чем отличие первичных характеристик от вторичных? 5. Чем отличается первый тип учения от третьего? 6. Чем отличаются этапы активной фазы усвоения знаний и действий от их изменения по форме? 7. Что является критерием полноты ООД? 8. Всегда ли нужно обеспечивать прохождение всех этапов процесса усвоения? 9. В каких случаях можно пропустить мотивационный этап? 10. Чем отличается материальная форма действия от материализованной? 11. По какому критерию определяется форма действия? 12. Как обеспечиваются заданные границы обобщения знаний и действий? 13. Что значит знать? Каков критерий усвоенности знаний? Какое место могут занимать знания в структуре деятельности? 14. Какой тип учения дает наибольший развивающий эффект?   №5 Культурно-историческая концепция развития ВПФ Л.С. Выготского
1. Чем отличается обучение от развития? 2. Какие условия развития являются наиболее важными? 3. При каких условиях обучение не ведет за собой развитие? 4. Как можно кратко сформулировать применительно к вопросу взаимосвязи обучения и развития суть культурно-исторической концепции Л.С. Выготского? 5. Поиск условий обучения, обеспечивающих наибольший развивающий эффект, является одной из центральных задач педагогической психологии. Почему? 6. По каким основным линиям происходит психическое развитие? 7. Педагогическая психология опирается на принцип социальной природы психического развития, идею о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Какие практические выводы вытекают из данных теоретических предпосылок? 8. Известно, что во многих странах широко практикуется тестирование детей перед поступлением в школу. Из каких теоретических представлений о соотношении обучения и развития исходит данная практика. №6 Психология развивающего обучения 1. Чем отличается учение от учебной деятельности? 2. В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим и почему? 3. Каковы общие принципы развивающего обучения по В.В. Давыдову? Сравните их с принципами обучения в дидактической системе Л.В. Занкова. В чем вы видите их существенное отличие? 4. Какие цели, принципы, содержание и методы обучения характерны для развивающего обучения младших школьников по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова? 5. Что означает принцип «восхождения от абстрактного к конкретному» и как он связан с общим законом развития? 6. Какова структура учебной деятельности? 7. Как соотносятся познавательная потребность и познавательная мотивация? Какие потребности и мотивы являются релевантными для учебной деятельности? 8. Что входит в структуру учебной задачи? 9. В чем заключаются основные отличия теоретических знаний от эмпирических? 10. Какие основные новообразования формируются в учебной деятельности? 11. Какие эффекты наблюдаются при полноценном формировании возрастных новообразований в учебной деятельности? При гипертрофированном развитии возрастных новообразований; при их недоразвитии? 12. Чем отличается сотрудничество учащихся друг с другом от сотрудничества с учителем? Почему в развивающем обучении необходимо организация сотрудничества со сверстниками? №7 Психология учебной мотивации




1. Чем отличается мотив от мотивировки? 2. Какие мотивы называются внешними, а какие внутренними? 3. Какие виды мотивов побуждают деятельность учения? Учебную деятельность? 4. Каковы уровни развития учебной мотивации? 5. Какова психологическая причина угасание мотивов учения? 63 6. Какова связь мотивации учения с состоянием учебной деятельности? Какие закономерности можно проследить в этой связи? 7. Что в первую очередь должен обеспечить учитель для учащихся, организуя обучение: мотив или цель? Почему? 8. Какая из мотивационных ориентаций (на процесс, результат, награду, избегание) выявляет большую устойчивость мотивации? 9. Перечислите встречающиеся в практике обучения мотивы учения. Какие потребности лежат в основе каждого из них? 10. Будет ли ученик учиться, если у него отсутствует познавательная потребность? Чем будет для него в этом случае учение? Может ли в этих условиях происходить усвоение знаний? 11. Какие методы и методики используются при диагностике мотивации учения? Каковы границы и условия их применения? №8 Психология воспитания
 
1.Что включает в себя социальный опыт личности? 2. В каких случаях правильно говорить об обучении, а в каких - о воспитании? 3. В чем заключается психологический смысл понятия «воспитание»? 4. Как связаны между собой процессы психического развития человека, его обучения и воспитания? 5. Какие типы взаимосвязи процессов обучения и воспитания выделены в педагогической психологии? Охарактеризуйте их. 6. В чем проявляется уровень развития личности? 7. Как учителям, родителям, психологам учитывать в воспитании ученика «противоречивое единство» в развитии потребностно-мотивационной и интеллектуально-познавательной сфер?

№9 Психология педагогической деятельности

1. Чем отличается предмет педагогической деятельности от предмета любого другого вида деятельности?

2. Что входит в структуру внешних и внутренних мотивов педагогической деятельности?

3. Чем можно объяснить включение мотива власти в структуру мотивации педагогической деятельности?

4. Какие функции реализует педагогическая деятельность?

5. Существует ли связь между способностями педагога и характером реализуемых функций?

6. На что направлена каждая из девяти групп педагогических умений (по А.К. Марковой)?

7. В чем заключается отличие между стилем деятельности и стилем поведения?

8. Каковы основания дифференциации разных стилей педагогической деятельности?

9. Каковы основные стили педагогической деятельности и их характеристики?

10. Можно ли проявления одного индивидуального стиля педагогической деятельности совместить с проявлениями другого и создать комбинированный?

11. В чем смысловое отличие психологического анализа урока от педагогического (дидактического, методического) анализа урока?

№10 Психология педагогического общения и взаимодействия

1. Что важнее по своей психологической значимости – педагогическая деятельность или педагогическое общение?

2. Чем характеризуется сотрудничество как совместная деятельность?

3. Каковы основные линии педагогического сотрудничества?

4. Чем отличается сотрудничество учащихся друг с другом от сотрудничества с учителем? Почему необходимо сотрудничество со сверстниками?

5. Что является единицами педагогического общения?

6. Что значит для учителя репрезентативная функция общения?

7. Какие педагогические умения являются основными для полноценного общения?

8. Какой стиль отношений учителя с учащимися является наиболее благоприятным и почему? В качестве аргумента приведите пример какого-либо психологического исследования, проведенного в педагогической психологии.

9. В чем заключаются основные условия гуманизации педагогического общения?

10. Что такое «смысловой барьер»? Совпадает ли он с понятием «коммуникативный барьер»? 11Какие общие тенденции оценивания, открытые в психологии, желательно учитывать для того, чтобы избежать «барьеров» в педагогическом общении?

12. Что выступает в качестве основного психологического механизма анализа урока или внеклассного мероприятия?

13. В чем основное различие между тремя уровнями психологического анализа урока?

14. Для чего нужна схема психологического анализа урока?

Тестовый тематический контроль по дисциплине для проверки усвоения тем

Тест 5 Мотивация учения

В работе с тестом см. лит-ру:А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения. М. «Педагогика». 1990; Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М.: Логос, 2001. Часть 4.

1. Проблему учебной мотивации анализировала(и):

а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина

б) А. К. Маркова, Ю.М. Орлов г) И. А. Зимняя

2. Связь умственного развития и мотивации исследовали:

а) А. К. Маркова в) М. В. Матюхина

б) Г. И. Щукина г) А. Б. Орлов

3. Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отече­ственной психологии изучал(а):

а) Т. В. Габай в) М. И. Махмутов

б) Н. Г. Морозова г) И. Я. Лернер

4. Психологические причины неуспеваемости установлены:

а) 3. А. Решетовой в) Н. А. Менчинской

б) И. С. Якиманской г) И. Я. Лернером

5. Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:

а) А. К. Маркова в) Н. А. Менчинская

б) Л. И. Божович г) М. В. Матюхина

6. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»

б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»

в) эти понятия — синонимы

г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации»

7. Мотивы самообразования — это:

а) форма проявления учебных мотивов

б) этап усвоения учебных мотивов

в) уровень познавательных мотивов

г) качественная характеристика учебных мотивов

8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:

а) широкими познавательными мотивами

б) широкими социальными мотивами

в) учебно-познавательными мотивами

г) узкими социальными мотивами

9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:

а) широкие социальные мотивы в) мотивы социального сотрудничества

б) узкие социальные мотивы г) учебно-познавательные мотивы

10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:

а) широких познавательных мотивов в) мотивов самообразования

б) учебно-познавательных мотивов г) мотивов социального сотрудничества

11. Обращение учащегося к учителю по поводу рациональной организации учебно­го труда демонстрирует:

а) вид учебного мотива в) уровень познавательных мотивов

б) форму проявления учебных мотивов г) тип отношения школьника к учению

12. Четыре понятия из следующих пяти слов - осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, выраженность - можно объединить в одну группу. Лиш­ним является:

а) осознанность в) обобщенность

б) самостоятельность г) выраженность

13. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащего­ся называется:

а) законом эффекта в) законом упражнений

б) законом Йеркса — Додсона г) законом плато в формировании навыка

14. Особенностями мотивации слабо успевающих школьников являются:

а) интерес к вопросам узкого прагматического характера

б) охотное выполнение однотипных заданий

в) все ответы верны

г) стремление найти самое ясное решение

15. Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

б) наличие специальных знаний, умений и навыков

в) желание быть школьником

г) самостоятельность в умственной деятельности

ПРАКТИЧЕСКИЕ КЕЙС-ЗАДАЧИ

Вам предложены задания для самостоятельной работы по решению педагогических ситуаций двух уровней. Педагогические ситуации первого уровня представлены с возможными вариантами ответов, которые позволяют достаточно быстро найти выход из создавшейся педагогической ситуации. Разрешив их, вы можете переходить к решению педагогических ситуаций второго (более сложного уровня), где необходимо дать самостоятельный ответ на поставленные вопросы.

Задания первого уровня.

Ознакомьтесь с педагогическими ситуациями и выберите один из вариантов ответа на вопросы. Прокомментируйте свой выбор, пользуясь схемой «Трилистник анализа» (знания-чувства-опыт). Предложите и психологически обоснуйте свой вариант решения педагогической задачи.

№1. В классе – юная обольстительница или юный Дон Жуан, проявляющий повышенный интерес к противоположному полу. Как быть?

а) не обращать внимания – это возрастное и скоро пройдет;

б) к этому нужно относиться с юмором;

в) сначала посоветоваться со специалистом-сексопатологом, а уж потом принимать меры;

г) в каждом классе должен быть секс-символ – это только способствует физическому и психологическому взрослению;

д) хорошо бы поговорить с ребятами о Ромео и Джульетте – обстоятельствах их знакомства, возрасте, вступлении в брак, смерти … Только прежде сами перечитайте Шекспира – тогда разговор может получиться доверительным и интересным;

е) не лучше ли сублимировать сексуальную энергию такого учащегося в какую-либо форму полезной активности?

№2. Возвращаясь с работы домой, учительница видит отсутствовавшего на уроках ученика, который моет машины. Как поступить?

а) сделать вид, что ничего не видела: что тут поделаешь – жизнь сейчас такая!

б) подойти к ученику, выразительно на него посмотреть и, не говоря ни слова, уйти;

в) сурово спросить, что мальчик здесь делает и почему пропустил школу?

г) немедленно связаться с родителями мальчика, обсудить с ними ситуацию и предостеречь от последствий;

д) обратиться к ближайшему постовому милиционеру и попросить проводить мальчика домой.

№3. В классе ребенок с тяжелой психической травмой (трагическая смерть родителей, насилие в семье и пр.). Отсюда – неуспеваемость, неадекватное поведение. Что делать учителю?

а) самое деликатное в этой ситуации – делать вид, что ничего не происходит;

б) проявлять к такому ребенку постоянное неназойливое внимание и заботу, ни в коем случае не афишируя его проблемы;

в) обсудить проблемы такого ребенка на одном из классных часов – тем самым дать возможность ребятам высказать свое сочувствие к товарищу, а ему – полезные рекомендации;

г) самое эффективное – доверительный разговор с ребенком в кабинете директора, в присутствии родителей.

№4. Ребенок приносит в школу ручную крысу (хомячка). В такой день все уроки «кувырком». Что делать?

а) как только «причина» (крыса, хомяк) обнаружена, тут же отправить ученика, чтобы «слетал» домой и оставил там свою живность. А сам, естественно, вернулся…

б) на время уроков «конфисковать» живность и спрятать в недоступном месте. После уроков вернуть вместе с замечанием в дневнике;

в) предложить ящик своего стола в качестве вольера для зверюшки и сразу дать письменную контрольную работу, чтобы дети были заняты, а Вы – свободны и могли проследить, чтобы животное не пачкало, ничего не прогрызло и не убежало;

г) сначала всем миром покормить зверюшку и полюбоваться ею; урок доброты – это главное. А математика (химия, физика и пр.) подождет…

№5. Родители просят классного руководителя помочь: ребенок, при всем внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда ничего не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как повлиять на ситуацию?

а) объяснить родителям, что это – их внутрисемейная проблема и решить ее должны они сами;

б) посоветовать родителям проявлять больше внимания и тепла к своему ребенку, чаще общаться с ним, а не нарочито «лезть в душу»;

в) тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно с ним побеседовать;

г) провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и проблемам общения «отцов и детей».

№6. В классе есть ребенок – «слабак», как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физически и психологически слабым мальчиком. Как учителю помочь такому ребенку?

а) в такой ситуации помочь может только профессионал-психолог, без него – увы! – не обойтись!

б) такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску!

в) прежде всего, необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям;

г) превратить «слабака» в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его – слабого и беспомощного – нужно любить и защищать?

№7. В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю?

а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его;

б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу;

в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват;

г) коснуться этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность.

№8. Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, рассказывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации?

а) главное – не обмануть доверие девочки, но держать курс на постепенное ее сближение со сверстниками;

б) быть начеку: психологическая зависимость может стать обоюдной;

в) уяснив себе проблемы девочки, поговорить о них с глазу на глаз с ее родителями, наметить совместную тактику деликатного участия в жизни ребенка;

г) посоветовать девочке вести дневник, помогающий обдумывать жизненные проблемы, а иногда и справляться с ними;

д) дать девочке серьезное поручение, выполнение которого сблизит ее со сверстниками;

е) как-нибудь пригласить девочку к себе домой, создав условия для выплеска эмоций девочки, что, безусловно, облегчит ее психологическое состояние.

№9. В классе – девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, фрукты, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию?

а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать;

б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей;

в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить;

г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь – на государственные субсидии не очень-то разживешься!

№10. Желая уязвить учителя, один из учеников постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в данном случае?

а) никак не реагировать;

б) не замечать – «сочтетесь» на ответе у доски или на контрольной;

в) не уставать делать замечания – зачем же такое терпеть;

г) доверительно побеседовать с мальчиком один на один и выяснить причину его «протеста»;

д) как-нибудь зайти в класс и поздороваться, повернувшись к детям спиной, а затем объяснить, кому подражали.

Задания второго уровня. Ознакомьтесь с педагогическими ситуациями и ответьте на вопросы к ним

№1. Классный руководитель, увидев, что главной причиной неуспеваемости школьников является отсутствие внимания и постоянные разговоры учащихся на уроках, предложил следующее:

– У нас в классе много разговоров и я постоянно вынуждена делать вам замечания. Мне это не нравится. Достаточно часто мне требуется полная тишина, но когда вы разговариваете, я вынуждена повторять все еще раз, возвращаться к уже пройденному материалу. Теперь я знаю, что вам необходимо говорить. Давайте подумаем обо всем, что могло бы помочь удовлетворению вашей потребности поговорить и моей потребности в тишине. Я сама предложу некоторые способы, и вы скажете, что придумали. Я запишу все ваши предложения на доске. Каждое предложение мы запишем без всяких комментариев. Затем мы обсудим все предложения и вычеркнем те, которые не нравятся вам или не нравятся мне.

Учащиеся и учитель предложили следующие варианты решений:

1. Пересадить учеников.

2. Ввести наказания за разговоры.

3. Разрешить разговаривать когда хочется.

4. Выделить на уроке специальное время для разговоров.

5. Каждый ученик должен говорить только тогда, когда остальные молчат.

6. Вообще не разговаривать на уроке.

7. Учить только половину класса, которая сидит ближе к учителю, остальные могут разговаривать.

8. Не разговаривать, но шептать.

9. Ничего не писать на уроке, а только выполнять устные задания.

Вопросы

1. Как вы оцениваете попытку учительницы подойти к решению конфликта? Может ли она, на Ваш взгляд, дать ощутимый результат?

2. Как Вы думаете, какие варианты предложенных решений были приняты учениками и учительницей, а какие – отвергнуты? Какое решение конфликта могли бы предложить Вы?

3. Сопоставьте Ваши ответы с первоисточником: Крупенин, А.Л. Эффективный учитель: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. – Ростов н/Д, 1995. – С. 413 – 414.

№2. Прочитайте отрывок из книги М.С. Шагинян «Человек и время»

«В старой Англии давным-давно придумали тесты – этакие вопросники, ответить на которые не так-то просто, – как измерители умственной способности детей, поступающих в школы. В Америке для развития «критического мышления» создали даже печатные «вопросники» с проставлением баллов за ответы. Однако пресловутые тесты терпят крушение, потому что подход к «обучению мыслить» в психологии и педагогике старого мира отвлеченный, несколько «фокуснический», – быстрота понимания вопросов и ответы на тесты требуют от детей больше находчивости, сообразительности, ловкости, чем настоящего обдумывания, глубокого мыслительного процесса. Часто бывает, что именно глубокие, стремящиеся думать дети и юноши кажутся, по измерению тестов, дураками – они теряются и молчат. Не находя ответов на хитроумные (и пустые, как правило) вопросы, а дети-ловкачи, дети-выскочки бывают самыми быстрыми на ответы».

Вопросы

1. Согласны ли Вы с такой оценкой тестирования?

2. Оцените тестирование как метод контроля и оценки знаний.

3. В чем состоят его слабые и сильные стороны?

4. С какой целью тестирование используется в современной педагогической практике?

№3. Анна закончила 4 класс. А в 5-й пришла новая учительница. «Она всегда смотрела на меня таким взглядом, будто я совершила преступление, и она про это знает, и я полностью в ее власти. Это меня очень мучило, я не выдерживала, отворачивалась, пряталась. Тогда она цеплялась: «А что это ты задергалась, а? Знать совесть не чиста?» – и вызывала меня к доске. Я начинала заикаться. Она опять так ехидно: «Интересно... Говорят, на других уроках ты не заикаешься... Не выучила и на жалость бьешь?». После этого я совсем не могла говорить. А она добивала меня: «Ну вот, что я говорила! Тебе и крыть нечем! Не выйдет, голубушка! Твои штучки у меня не пройдут!». А однажды даже попрекнула меня матерью: «Твоя мать учительница, а ты как ведешь?». Она так и говорила – не «как себя ведешь», а «как ведешь?». А как я себя вела? Обыкновенно. А тут я не выдержала и даже сама не ожидала, как у меня вырвалось: «При чем тут моя мать?» – «А-а, ты еще мне грубить?! Научись сначала говорить, как следует! Сопли научись вытирать! Хамка! Хулиганка!». Вот я и стала хулиганкой. Ну, не то чтобы на самом деле. Она над тобой издеваться, а ты терпи... Раз я чуть не ударила ее. Это уже было в 8-м классе. У этой учительницы было прозвище «Тирана». Имя у нее было Ирина, но она хотела, чтобы ее называли Ирэна, и сама так и выговаривала «Ирэна». А кто-то окрестил ее «Тираной». И вот уже звонок на урок, а я дежурная была. Говорю: «По коням! Тирана идет!». А она тут как тут. И когда все встали за парты, она раздельно так говорит: «Это кто тут у вас «Тирана»?». А я вдруг и брякнула: «Вы!». Что было! Конечно, пришлось дневник подать. А у меня, как нарочно, туда попал листок с моими стихами. Раскрывает она мой дневник, а там этот листок. И она начала читать вслух. Читает таким издевательским тоном и комментирует. Так комментирует, что я не выдержала. Даже потемнело в глазах. Мне так захотелось прекратить все это, что я вдруг двинулась на нее. До этого стояла, а тут двинулась и прямо к ней. И даже не боюсь ее больше – вот нисколечко! Рванула у нее свой листок, смяла его, а другой рукой схватила свой дневник и замахнулась им на Тирану... Тут слышу – кто-то в классе «Ань! Ты что!» А Тирана отпрянула, глаза белые, и выбежала из класса» (Жутикова, Н.В. Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя / Н.В. Жутикова. – М., 1988. – С. 32 – 33).

Вопросы

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения:

а) школьника; б) родителей; в) директора школы; г) школьного психолога.

2. Какую программу психологического сопровождения Вы могли бы предложить?

3. Насколько такие случаи типичны для современной школы?

4. Какие пути выхода из создавшейся ситуации Вы можете предложить? Знание каких разделов педагогической психологии может оказать помощь в этом случае?

№4. Все мы в детстве зачитывались книгой Валентина Петровича Катаева «Белеет парус одинокий». Прочитайте отрывок из этой книги, в котором раскрываются особенности отношения младшего школьника к оценкам:

«...Однажды в субботу Петя, не раздеваясь, вбежал в столовую, сияющий, взволнованный, красный от счастья. Он размахивал нарядной записной тетрадью, крича на всю квартиру:

– Тетя! Павка! Дуня! Идите сюда скорее! Смотрите, мне поставили отметки! Ах, как жалко, что папа на уроках!

И, торжественно швырнув тетрадь на стол, мальчик с гордой скромностью отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

– А ну-ка, ну-ка! – воскликнула тетя, вбегая с выкройкой в руках в столовую. – Покажи свои отметки.

Она взяла со стола тетрадь и быстро пробежала ее глазами.

– Закон божий – два, русский – два, арифметика – два, внимание – три и прилежание – три, с удивлением сказала тетя, укоризненно качая головой. Не понимаю, чего же ты радуешься? Сплошные двойки!

Петя с досады даже топнул ногой.

– Вот так я и знал! – закричал он, чуть не плача от обиды. – Как Вы, тетя, не понимаете? Важно, что отметки! Понимаете: от-мет-ки! А Вы не хотите этого понять... Так всегда!

И Петя, схватив сердито знаменитую тетрадь, помчался во двор показывать отметки мальчикам». (Катаев, В.П. Белеет парус одинокий. Хуторок в степи / В.П. Катаев. – М., 1968. – С. 165 – 166).

С точки зрения прочитанного проанализируйте проблему выставления отметок в школе.

Вопросы

1. Как Вы считаете, что должны делать учителя и родители, чтобы ребенок научился давать адекватную самооценку своей учебной деятельности?

2. Можно ли отказаться от выставления отметок в начальной школе?

3. Выкажите Ваше отношение к 10-балльной системе оценивания знаний и другим альтернативным системам школьного и вузовского контроля.

№5. Действительно ли детям нужно все, что мы преподаем? Прочитайте сцену разговора в учительской из повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска»:

«Не припомните ли Вы, Иван Игнатьевич, в каком году родился Николай Васильевич Гоголь?

– ...М-м... Умер в пятьдесят втором году, а родился, представьте, не помню.

– А в каком году Лев Толстой закончил свой капитальный роман «Война и мир»?

– Право, не скажу точно. Если прикинуть приблизительно...

– Нет, мне сейчас нужны точные ответы. А может, Вы процитируете наизусть место из статьи Добролюбова, где говорится, что Катерина – луч света в темном царстве?

– Да боже упаси, – вяло отмахнулся директор.

И Ольга Олеговна с прежней решительностью снова обратилась к Зое Владимировне.

– Мы с Иваном Игнатьевичем забыли дату рождения Гоголя, почему она должна быть в памяти наших учеников? А ведь из таких сведений на восемьдесят, если не на все девяносто девять процентов состоят те знания, которые Вы, Зоя Владимировна, усиленно вбиваете... Вы и многие из нас... Эти сведения не каждый день нужны в жизни, а порой и совсем не нужны, поэтому забываются. Девяносто девять процентов из того, что Вы преподаете! Не кажется ли Вам, что это гарантия будущего невежества?

– Теперь только пришла к убеждению, что такое преподавание не проходит безнаказанно. И не только невежество – его последствия...

– Преподносим неустойчивое, испаряющееся, причем в самой категорической, почти насильственной форме» (Тендряков, В. Ночь после выпуска / В. Тендряков. – М., 1976. – С. 22 – 23).

Вопросы

1. Проанализируйте проблему целесообразности изучаемого школьниками учебного материала с точки зрения прочитанного.

2. Как эта проблема решается в современной педагогике? Чем можно объяснить засилье информационно-объяснительного обучения в школе и вузе?

3. Все ли изучаемые в вузе предметы будут нужны в будущей профессиональной деятельности? Как Вы докажете школьникам необходимость изучения предмета вашей специальности в период педагогической практики?

№6. Прочитайте отрывок из повести К.Г. Паустовского «Далекие годы» и ответьте на предлагаемые ниже вопросы:

«На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой. На каждой бутылке была наклейка. На наклейках неровным старческим почерком было написано: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря».

Бутылок было много. В них была вода из Волги, Темзы, Рейна, озера Мичиган, Мертвого моря и Амазонки. Но сколько мы ни разглядывали эту воду, во всех бутылках она была одинаково желтая и скучная на вид.

Мы приставали к учителю географии Черпунову, чтобы он разрешил нам попробовать воду из Мертвого моря. Нам хотелось узнать, действительно ли она такая соленая. Но пробовать воду Черпунов не позволял...

Черпунов всегда притаскивал на уроки всяческие редкости, больше всего он любил приносить бутылки с водой. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира.

– Смотрите, – он взбалтывал бутылку, – сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта...

Он очень гордился водой из реки Лимпопо. Ее прислал Черпунову в подарок его бывший ученик.

Чтобы мы лучше запоминали всякие географические вещи, Черпунов придумывал разные наглядные способы. Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу он вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него – третье, а в третье – четвертое. Потом он говорил:

– Запомните: это – Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин.

Мы запоминали это сразу и на всю жизнь...

Когда я был уже в старшем классе, преподаватель психологии, говоря нам о плодотворной силе воображения, неожиданно спросил:

– Вы помните Черпунова с его водой из разных рек и морей?

– Ну как же! – ответили мы. – Великолепно помним.

– Ну так вот, могу вам сообщить, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Вы спросите, зачем Черпунов вас обманывал? Он справедливо полагал, что таким путем дает толчок к развитию вашего воображения. Черпунов очень ценил его. Несколько раз он упоминал при мне, что человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией» (Паустовский, К.Г. Повесть о жизни: в 2 т. / К.Г. Паустовский. – М., Современный писатель, 1993. – Т. 1. – С. 63).

Вопросы

1. Какой тип преподавания олицетворяла педагогическая деятельность учителя географии Черпунова?

2. Какие методы обучения использовал учитель? В чем состояли особенности применения этих методов?

3. Согласны ли Вы с той оценкой методики преподавания Черпунова, которую дал ей преподаватель психологии?

4. Можете ли вы привести подобные примеры из личного опыта или прочитанной литературы, когда обоснованное применение методов обучения стимулировало самостоятельную познавательную деятельность учащихся?

5. Как с точки зрения прочитанного можно оценить слова В.Н. Терского: «Заставляя детей непомерно много слушать и смотреть и не давая им собственной деятельностью закреплять и усваивать упражнениями полученные впечатления, мы лишаем детей радости действия, жизни, притупляем остроту восприятия впечатлений, отбиваем желание добывать знания и совершенствовать умения, прививаем интеллектуальную лень, самую страшную разновидность лени» (Терский, В.Н. Игра. Творчество. Жизнь / В.Н. Терский, О.С. Кегль. – М., 1966. – С. 14 – 15).

№7К школьному психологу пришла женщина, которая представилась тетей одного из учеников. Объяснила: маме некогда заниматься ребенком, а она, тетя, хочет помочь. Посетительница интересуется делами, отношениями ребенка. Обозначьте основные действия психолога. Обоснуйте свое мнение с точки зрения профессионального подхода и Положения о психологической службе в образовании.

№8 К психологу обращается за консульта<

Наши рекомендации