Основные положения всевозрастного подхода

1. Всевозрастное развитие. Процесс онтогенетического разви­тия происходит в течение всей жизни. Ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. В ходе развития на всех этапах жизненного пути происходят как количественные, так и качественные изменения.

2. Многонаправленность. Существует значительная вариатив­ность в направленности изменений, конституирующих онтоге­нез, даже в пределах одной сферы развития. Кроме того, в тече­ние одного и того же периода развития одни системы совершен­ствуются, а другие регрессируют по уровню функционирования.

3. Развитие как «приобретения — потери». Процесс развития не является простым продвижением ко все большей эффек­тивности и приросту. На протяжении всей жизни развитие состоит из сочетания приобретений (роста) и потерь (упадка).

4. Пластичность. Психическое развитие обнаруживает большую межиндивидуальную и интраиндивидуальную пластичность. В зависимости от условий жизни и опыта данного человека оно может принимать различные формы. Ключевой исследовательской задачей является поиск степеней пластичности и ограничений.

5. Историко-культурная обусловленность. Психическое разви­тие в онтогенезе может также существенно видоизменяться в зависимости от историко-культурных условий. На ход разви­тия влияет тип социокультурных условий данного времени и изменения этих условий.

6. Контекстуальность как парадигма. Ход каждого конкретно­го развития может быть понят как результат взаимодействия трех групп факторов: возрастных, историко-культурных и ин­дивидуальных. Действие этих групп факторов может быть описано с методологических позиций контекстуальности.

7. Развитие как междисциплинарный объект. Всевозрастной под­ход открывает возможность для сотрудничества с другими областями знания, изучающими человека. Это обусловлено пониманием, что «чисто» психологический анализ не полно­стью раскрывает закономерности развития человека от рож­дения до смерти.

Таким образом, мы можем сформулировать основную задачу психологии развития как выделение периодов равновесия и пе­реломных точек в развитии человеческой психики,а также опи­сание факторов, движущих сил, вариантов и путей этого раз­вития.

Вопросы и задания

1. Какова специфика каждого источника знания о психологии раз­вития?

2. Сопоставьте предмет и объект психологии развития, с одной сто­роны, и общей психологии, дифференциальной психологии, зоо­психологии, с другой.

3. С какими еще науками стыкуется психология развития?

4. Приведите доводы за и против витализма и механицизма.

5. Приведите примеры сложных и простых систем.

6. Можете ли вы найти в своей жизни «запасные» элементы, ока­завшиеся важными источниками вашего развития?

7. Приведите примеры закрытых систем и устойчивых систем в психологии развития.

8. Приведите примеры синхронистичности явлений.

9. Приведите примеры темпоральности в развитии вашей жизни.

10. В чем основная разница подходов к эмпирическому материалу ил различных этапах развития науки?

11. Откуда «берутся» факты, интерпретируемые затем на теорети­ческом уровне?

12. Почему сейчас все чаще «отпочковываются» новые научные дисциплины? Какова их дальнейшая судьба? Приведите при­меры.

13. В чем смысл системного подхода?

14. Каково различие каузальных и телеологических закономерно­стей в сложных системах? Приведите примеры.

15. Как вы понимаете «нежесткий» детерминизм? Можно ли ска­зать, что в детстве жизнь человека более жестко детерминиро­вана, чем во взрослом состоянии?

16. Что такое внешнее и внутреннее время? Когда внутреннее вре­мя течет быстрее? Приведите примеры.

17. Что такое энтропия? Почему дети требуют от родителей бес­численных точных повторений одной и той же сказки? Хорошо ли это и в каких ситуациях?

18. Почему здоровая психика может быть описана только нелиней­но?

19. Приведите примеры, иллюстрирующие принцип эквифинальности.

20. Проанализируйте множественные возможности выхода из какой-либо ситуации. Чем эти возможные варианты определяются?

21. Каковы качественные и количественные изменения психики в старости?

22. Как вы понимаете контекстуальность психического развития?

Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации