Чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами

Стать полноценными членами данной социальной группы.

Таким образом, Эриксон пришел к выводу о значительном

Влиянии культуры и социального окружения ребенка на его раз-

Витие. Главными для него стали положения о роли среды, цельно-

Сти личности и о необходимости постоянного развития, творчест-

Ва личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжает-

Ся всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в

Первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не

Только родители и близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий

Круг людей, как считалось в традиционном психоанализе, но и

Друзья, работа, общество в целом. Этот процесс Эриксон называл

Формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения

И поддержания цельности личности, цельности Эго, которое явля-

Ется главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности,

Проходя которые ребенок переходит от одной стадии осознания

Себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов,

Которые должны преодолеваться в течение жизни. При этом каж-

Дый этап не только формирует новое, необходимое для социаль-

Ной жизни качество, но и готовит ребенка к следующим этапам.

Каждая стадия позволяет формировать противоположные качест-

Ва и черты характера, которые осознает в себе человек и с кото-

Рыми он начинает себя идентифицировать.

Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково-юно-

Шеского периода, который сопровождается важными биологиче-

Скими и психологическими трансформациями, так как с изменени-

ем образа тела меняется и образ собственного ≪Я≫ подростка. Кри-

Зис идентичности, происходящий в этот период, является основой

Личностной и социальной идентичности, которая начинает осозна-

Ваться с этого времени. Доказывая, в противовес ортодоксальному

Психоанализу, необходимость исследования не невротиков, а хоро-

Шо социализированных и уверенных в себе подростков, Эриксон

Подчеркивал, что основой нормального личностного развития как

Раз и служит осознанное чувство цельности, идентичности.

Первая стадия -до 1 года. В это время развитие детерми-

Нируется в основном близкими людьми, родителями, которые

Формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия,

Т. е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к ок-

Ружающему.

Вторая стадия-с 1 года до 3 лет. В это время у детей разви-

Вается чувство автономности или чувство зависимости от окру-

Жающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые

попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени

Описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием форми-

рования новообразования ≪Я-Сам≫ в отечественной психологии.

Третья стадия - с З до 6 лет. В это время у детей развива-

Ется либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем,

Насколько благополучно протекает процесс социализации ребен-

Ка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и на-

Сколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот пе-

Риод ребенок учится соотносить свои желания с нормами, приня-

Тыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом

Принятых в обществе норм.

Ч е т в е р т а я стадия -сбдо 14 лет. В течение этого перио-

Да у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство непол-

Ноценности. Школа, учителя и одноклассники играют домини-

Рующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько

Успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются от-

Ношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, за-

Висит развитие данных качеств личности.

Пятая стадия -с 14 до 20 лет. Она связана с формирова-

Нием у подростка чувства ролевой идентичности или неопреде-

Ленности. На этой важнейшей стадии развития главным фактором

Является общение со сверстниками, выбор своей профессии, спо-

Соба достижения карьеры, т. е. фактически выбор пути построения

Своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое зна-

Чение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и сво-

Его предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые

Отношения с окружающими.

Шестая стадия -с 20 до 35 лет - связана с развитием близ-

Ких, интимных отношений с окружающими, особенно с представите-

Наши рекомендации