Классификация методов психологии

Ниже представлена классификация методов психологии, созданная на основе целостного цикла психологического исследования, начиная от его планирования и организации и заканчивая интерпретацией полученных результатов (рис. 3).
Психологическое исследование может быть организовано тремя различными способами: как сравнительное, что предполагает выявление сходства или различия в выраженности какого-либо психического явления у разных людей или групп людей путём единовременного сравнения; как лонгитюдное, что выражается в длительном «наблюдении» за развитием того или иного психического явления; как комплексное, что выражается в сочетании двух первых методов.
Эмпирические методы наиболее многочисленны и разнообразны, поскольку представляют собой способы выявления, оценки и диагностики психических явлений в реальной действительности, в жизни.
Биографический метод (от греч. biographia - описание жизни) представляет собой изучение личности путём анализа её биографии (по имеющимся документам, рассказам самого человека либо дневникам, мемуарам, автобиографии).

Классификация методов психологии - student2.ru

Рис. 3. Классификация методов психологии

Моделирование (от англ. model - модель) - исследование объектов познания на их моделях. Моделирование как метод используется во многих науках. В психологии он применяется в том случае, когда исследование интересующего учёного явления путём других методов затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства; на этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека.
Анализ процессов и продуктов деятельности представляет собой метод, широко используемый в психологии в целом и являющийся одним из основных методов исследования в психологии труда, инженерной и профессиональной психологии. Под продуктом (от лат. productus - созданный) подразумевается результат деятельности человека, который может иметь различные формы (предметные, вещественные или идеальные, нематериальные) в зависимости от вида деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной, профессиональной и пр.) и способов её осуществления (физических, мыслительных усилий). Данный научный метод реализуется в нескольких более частных методах.
Например, в психологии труда и профессиональной психологии метод анализа процесса деятельности специалиста определённой профессии является ведущим в комплексе методов, необходимых для построения профессиограммы(описания профессии, от лат. professio - специальность, занятие и греч. gramma - запись). Профессиограмма включает в себя несколько «блоков», в том числе психограмму - описание личностных особенностей, сенсорно-перцептивных свойств, особенностей мышления и памяти, моторных функций специалиста данной профессии, описание группы наиболее важных для профессии качеств и противопоказаний к деятельности. Впоследствии на основании этих сведений разрабатываются процедуры профессионально-психологического отбора, предназначенные для определения профессиональной пригодности (соответствия требованиям профессии) людей, желающих освоить данную профессию.
Разновидностями анализа продуктов деятельности являются также методы анализа документов: контент-анализ, графология, анализ рисунков человека и др. Под документом (от лат. documentum - письменное удостоверение) в психологии понимается специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. По форме фиксации документы могут быть письменными (тексты), иконографическими (кино- и видеоматериалы), фонетическими (аудиозаписи) и др. Контент-анализ (от англ. content - содержание) представляет собой метод формализованного количественного анализа документов посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имён, суждений, специфических авторских выражений и т.д.). Графология (от греч. grapho - пишу) - психологическое изучение письма, позволяющее по особенностям письменной речи и почерка установить ряд особенностей личности автора (характера, состояния, возраста, волевых качеств и пр.). Хотя исследование почерка широко используется в криминалистике, в современной психологии данный метод применяется довольно редко. Метод анализа рисунков основан на выявлении индивидуально-личностных особенностей автора путём анализа особенностей выполнения и оформления им рисунка.
Обсервационные методы являются общенаучными, традиционными для психологии. Самонаблюдение (или «интроспекция», от лат. introspectare - смотреть внутрь) используется в тех случаях, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании (например, образы, чувства, мысли).
Наблюдение является центральным психологическим методом, при котором необходимая информация об изучаемом явлении получается в результате его прямого зрительного восприятия. Объектом наблюдения является «наблюдаемый» (человек либо группа людей, событие, процесс и пр.), предметом (тем, что наблюдается) - внешние проявления психического явления. К достоинствам метода относят то, что он позволяет фиксировать события в момент их протекания, получать информацию о действиях тех или иных людей вне зависимости от их установки на желательное, «одобряемое» поведение. К основным недостаткам метода относят субъективизм, возможности искажения, ошибок наблюдателя. Поэтому метод наблюдения в психологических исследованиях рекомендуют дополнять другими, более объективными методами. Существует несколько разновидностей данного метода и, соответственно, возможностей его классификации (рис. 4).
В случае активного наблюдения перед исследователем стоит задача - наблюдать; при пассивном варианте такой задачи нет - нечто происходит как бы само собой, человек не старается ничего «выделить» из текущего события, запомнить либо проанализировать. При опосредованном наблюдении, в отличие от непосредственного, исследователем используются дополнительные средства (например, аудио- или видеоаппаратура). «Поле» является условным термином, означающим работу психолога в естественных для участвующих в исследовании человека или группы людей условиях. Наблюдение лабораторное предполагает работу в искусственно созданных, смоделированных для изучаемых человека либо группы условиях, контролируемых исследователем. При включённом наблюдении исследователь сам становится частью наблюдаемого процесса; невключённое наблюдение называется также «сторонним».





Классификация методов психологии - student2.ru

Рис. 4. Классификация видов наблюдения

Под «упорядоченностью» подразумевается «порядок» по отношению к объекту, предмету, частоте наблюдения. Например, при исследовании взаимоотношений в производственном коллективе можно случайно выбрать некоторых его членов или некоторые события из жизни коллектива и проводить наблюдение только за ними; можно наблюдать сразу за всеми и всё подряд (сплошное наблюдение); можно сделать «выборку» (небольшую группу людей из всего коллектива) по какому-либо критерию и на основе наблюдения только за её членами пытаться понять взаимоотношения в коллективе в целом. И, наконец, можно проводить наблюдение на основе некоторой системы - например, в качестве «системообразующего признака» можно использовать положение человека в коллективе или характер событий, которые в данном коллективе случаются.
При свободном наблюдении заранее не определено, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения и как их интерпретировать; оно может менять предмет или объект наблюдения в зависимости от пожелания исследователя. При поисковом наблюдении присутствует общая цель наблюдения, но отсутствует выделенная система признаков-единиц анализа предмета наблюдения. При аналитическом наблюдении система признаков есть, однако не определено, как эти признаки оценивать и интерпретировать, в связи с чем исследователь в ходе наблюдения производит их анализ. При стандартизированном наблюдении заранее чётко определено, что наблюдать, как наблюдать, с какой регулярностью наблюдать, как фиксировать, обрабатывать и интерпретировать результаты наблюдения.
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, попытка, опыт) - общенаучный метод, позволяющий получать надёжные данные о причинно-следственных зависимостях, существующих между изучаемыми явлениями. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нём целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое психическое явление выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Эксперимент - это исследование, в котором проверяется некоторая гипотеза, причём это делается в строго контролируемых условиях, сводящих к минимуму возможность ошибочных выводов или суждений о причинно-следственных связях между изучаемыми явлениями. В ходе эксперимента изменяется одна из переменных (независимая), которая рассматривается в качестве причины изучаемого явления, и оценивается её влияние на другую переменную (зависимую), трактуемую как предполагаемое следствие.
Суть эксперимента сводится к трём основным действиям экспериментатора: варьирование независимой переменной, регистрация изменений зависимой переменной, контроль внешних (побочных) влияний (рис. 5).

Классификация методов психологии - student2.ru

Рис. 5. Общая схема эксперимента

Лабораторный эксперимент проводится в искусственно создаваемых условиях, в специально оборудованном помещении. Естественный эксперимент организуется и проводится в реальных жизненных условиях, причём «экспериментальная ситуация» возникает без прямого или активного вмешательства со стороны экспериментатора. Эксперимент полевой проводится также в реальных условиях, но в нём создается искусственная жизненная ситуация. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению человека, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни. Формирующий эксперимент часто используется в сфере образования, его особенность состоит в том, что независимой переменной является комплекс мероприятий, направленных на формирование или развитие какого-либо психического явления (процесса, личностного свойства и пр.) у воспитанников или учеников.
Организация настоящего научного психологического эксперимента является непростой задачей, как в связи со сложностью изучаемых явлений, так и из-за весьма жёстких требований, предъявляемых ктакого рода исследованиям. Одним из важных принципов психологии, обеспечивающих достоверность результатов современных психологических исследований, является принцип единства теории, эксперимента и практики - эксперимент, обосновываясь теорией, её проверяет и уточняет и, проверяясь практикой (т.е. реальной жизнью) как высшим критерием истины, служит психологической теории и улучшает её.
Психологическая диагностика, или психодиагностика (от греч. di- agnostikos - распознавание, способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая принципы, приёмы, методы и методики выявления, оценки и измерения индивидуально- психологических особенностей человека. Существует несколько видов классификации психодиагностических методов и методик, которые можно представить в виде следующей схемы (рис. 6).
Опрос - метод психологического исследования, основанный на получении от человека информации в ответ на заданные ему вопросы. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведёт опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей, но его недостатком является отсутствие возможности учёта, особенно при заочном варианте, индивидуальных реакций людей на содержание вопросов.

Классификация методов психологии - student2.ru

Рис. 6. Классификация психодиагностических методов

Анкета является разновидностью письменного опроса; предназначена для получения такой информации о человеке, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Наиболее типичные вопросы анкет относятся к уровню и характеру образования человека, специальным навыкам, которыми он владеет, и другим относительно объективным показателям. В психодиагностике такие анкеты позволяют получать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей других методик. Выделяют различные типы анкетного опроса: сплошной и выборочный, индивидуальный и групповой, очный и заочный.
Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа является свободным диалогом между исследователем и собеседником. Как диагностический метод беседа даёт богатый материал для изучения и анализа, позволяет получить информацию о внутренних процессах, субъективных переживаниях и особенностях поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов. Беседа всегда проводится индивидуально, часто - в отдельном помещении, поскольку служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником и может использоваться не только как диагностический, но и как психотерапевтический метод.
Беседу, построенную в виде вопросов-ответов, определяют как интервью. Дающий интервью человек называется респондентом (от англ. response - ответ). При свободном варианте метода намечается лишь общая тема, отсутствует детальный план интервью, его содержание зависит от конкретной ситуации. Глубинное интервью носит более формализованный характер, осуществляется по гибкому плану, включает в себя ряд тематически определённых вопросов, позволяющих детализировать информацию с целью изучения «глубинных» пластов исследуемого явления. Сфокусированное (или направленное) интервью ещё более формализовано, с заранее известной респонденту темой и готовым перечнем вопросов, на каждый из которых необходимо предоставить ответ. Интервью с открытыми вопросами предполагает произвольные ответы с разной степенью детализации, определяемой самим респондентом. Стандартизованное интервью по форме похоже на устно предъявляемый опросник, предполагает строгую последовательность вопросов и жёсткие рамки ответов (например, «да» или «нет»); такой способ интервью позволяет сопоставлять и сравнивать результаты, полученные разными исследователями, в разное время, на разных группах людей.
Тест (от англ. test - проба, испытание, проверка) - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.
Часто все психологические методики называют тестами, однако это не совсем корректно. Тесты имеют строгую, проверенную, обязательную для соблюдения процедуру применения, включая одинаковость даваемой инструкции и бланков обследования, заранее установленный, стандартный способ регистрации, обработки и интерпретации результатов, а также «нормы теста» (усреднённые показатели уровня развития психологического качества, оцениваемого с помощью теста). Благодаря своей стандартизированности тесты применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Процедура стандартизации определённой методики, т.е. «превращение» её в тест - длительный и трудоёмкий процесс, требующий усилий многих исследователей. Далеко не все методики поддаются стандартизации, в наименьшей степени - проективные.
Под опросниками подразумевается обширная группа психологических методик, задания которых представлены в виде заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. В основе проективных методик лежит так называемый «механизм проекции» (от лат. projectio - выбрасывание вперёд), согласно которому человек приписывает свои внутренние установки, стремления, ожидания, неосознаваемые (часто негативные, не признаваемые в самом себе) личностные качества предметам, другим людям либо животным. Проективные методики могут быть различными по форме - психолог может попросить нарисовать и прокомментировать рисунок или ввести испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределённую ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. На основании ответов судят о собственной психологии отвечающего человека - по тому, как он воспринимает и оценивает ситуации, поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Такие методики требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации психолога.
Ещё одним способом классификации методик психологической диагностики является их деление на те, в которых задания предполагают правильный ответ - так называемые «объективные» тесты (они являются «проверкой» в прямом смысле слова), и те, где правильного ответа быть не может. В последнем случае оценивается лишь частота и направленность ответов; обычно по такому принципу построены личностные опросники - методики, диагностирующие выраженность той или иной черты, того или иного свойства личности.
По величине охвата психологических характеристик методики могут быть одномерными (когда оценивается только одно какое-то качество или свойство) и многомерными (когда с помощью одной методики можно диагностировать сразу несколько свойств или качеств).
Обработка результатов психологического исследования может проводиться двумя способами - количественным (математико-статистическим) и качественным, каждый из которых имеет собственные достоинства и недостатки. Методы математико-статистического анализа, с одной стороны, могут подтвердить «статистическую достоверность» полученных результатов исследования (т.е. повсеместную распространённость выявленной в исследовании закономерности). С другой стороны, цифры сами по себе «не говорят» ни о чём людям, принявшим участие в исследовании; кроме того, психические явления далеко не всегда могут быть описаны формальным языком математики. Качественный анализ в свою очередь позволяет чётко описать и убедительно объяснить полученные результаты исследования; однако его использование требует определённой квалификации психолога, и остаётся открытым вопрос о степени распространённости выявленной закономерности. Поэтому в современных научных исследованиях оба способа обработки данных используются одновременно.
Интерпретируются результаты психологических исследований также двумя способами: путём привлечения сведений о развитии какого-либо психического явления (генетические методы) либо путём выявления классов, типов данного психического явления на текущий момент времени (структурные методы).

Наши рекомендации