Тема 17. Психология пропаганды

1.Пропаганда. Объективные и субъективные факторы пропагандистского воздействия.

2. Манипулирование: психологические аспекты.

3. СМИ как "четвертая власть".

4 Пропагандистские мероприятия в PR-деятельности

Контрольные вопросы и проблемные задания

1.Представьте пропаганду как специфическое средство коммуникации.

2. Соотнесите PR-деятельность и пропаганду.

3.Опишите основные способы влияния пропаганды (посредством информации об окружающем мире, через изменение интересов и ценностей реципиентов и т.д.)

4.Раскройте социально-психологический механизм пропаганды.

5.Раскройте объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды.

6.По каким критериям измеряют эффективность пропагандистских мероприятий?

7.Опишите формы манипулирования общественным мнением (утаивание информации, смещение акцентов, искажение информации и т.д.)

8.Каковы психологические и социально-психологические основания утверждения, что "СМИ - четвертая власть"?

9. Раскройте место и приоритетную роль масс - медиа в управлении массовым сознанием.

10.Перечислите и кратко охарактеризуйте средства пропагандистских мероприятий, используемых в PR-деятельности.

Домашнее задание

1. Проанализируйте специфику составных частей "цепи массовой коммуникации" (источник, сообщение, СМИ, аудитория и т.д.) в пропагандистской деятельности.

2.Перечислите и опишите психологические способы влияния СМИ на участников предвыборных кампаний.

3.Проанализируйте PR-акции администрации республики (округа, района и т.п.) и выделите пропагандистские мероприятия, применяемые в этих PR- акциях.

Тема 18. Семинар – практикум: «Психология рекламы» (4 часа)

1. Реклама как процесс массовой коммуникации.

2. Психологические аспекты рекламы.

3. Психотехнологии в рекламной деятельности.

4. Психологические критерии эффективности рекламы.

Контрольные вопросы и задания

1.Иногда говорят, что «реклама — королева массовой коммуникации» (занимает лучшее время на телевидении, радио и т.п.). Представьте рекламу как специфическую форму и способ передачи информации.

2.Раскройте место и роль восприятия, внимания и понимания в рекламе.

3.Опираясь на различные публикации, раскройте специфику рекламного мышления.

4. Особенности возрастной, половой, социально-классовой психологии, место и рекламное воздействие. Социальные и половозрастные стереотипы в рекламе.

5.Опишите психологический механизм покупки, учитывая мотивы покупки, риски при покупке, стадиальность решения о покупке и т.д. (Что купить? Сколько заплатить? Где купить? Как купить? Когда купить?).

6.Выделите и проанализируйте основные виды рекламного психологического воздействия (информирование, убеждение, побуждение, внушение).

7.Опишите игровые приемы в рекламе (мифология, парадоксы, каламбуры, стилистические диссонансы, рифма, идеологемы и др.).

8.Раскройте вербальные и невербальные компоненты рекламного сообщения.

9.Назовите и раскройте психологические критерии выбора каналов распространения рекламы.

10.Раскройте понятие коммуникативной эффективности рекламы и ее основные критерии (распознаваемость, запоминаемость, агитационная способность и т.п.).

11. Эксперты выделяют следующие факторы успеха рекламного сообщения у российской публики: красота, дороговизна, убедительность, остроумие и т.д. Дополните этот ряд. Подумайте о сходстве и различиях данных факторах у разных народов (см.: Исследования рынка и СМИ; О национальных особенностях восприятия и оценки рекламной и коммерческой информации).

Домашнее задание

1. Предназначение коммерческой рекламы — увеличение покупательского спроса и объема продаваемого товара или услуги. Отсюда основные психологические функции рекламы — привлечение внимания, фиксация памяти на конкретном товаре (услуге), возбуждение желания приобретения и т.д. Сделайте сравнительный анализ психологии коммерческой, политической и социальной рекламы.

2.Опишите на 2-3 страницах психологическую специфику рекламы в прессе, по радио, по телевидению, наружной рекламы, транзитной рекламы, рекламы в интернете и т.д. (см.: Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М., 2000..

3.Коммуникативная эффективность рекламы складывается из следующих уровней: когнитивный уровень (влияние рекламы на изменение знаний о фирме, ее товарах и услугах), аффективный уровень (влияние рекламы на формирование позитивного отношения к ней), поведенческий (конативный) уровень (влияние рекламы на формирование намерений вступить в контакт с фирмой или приобрести ее товары). Оцените качество рекламной деятельности БГТРК, Ариг-Ус, ТВ-сом, исходя из этих факторов.

4.В течение месяца выявите особенности восприятия рекламы в местных СМИ среди разных категорий населения (среди 20-25 человек).

Таблица 1. Из каких источников Вы получаете информацию о незнакомых товарах и услугах?

Источники Всего М. Ж. Студ. Раб. Предп. Другие
Телереклама              
Советы родных              
Радиореклама              
Реклама в печати              
Реклама на транспорте              
Наружная реклама              
Советы продавцов              
Другое (впишите)              

Таблица 2. Изучаете ли Вы рекламу (просматриваете ли рекламные сообщения)?

  Телереклама Радио-реклама Реклама в печати Реклама в интернете Наружная реклама Реклама на транспорте
Всегда внимательно изучаю            
Обычно бегло просматриваю            
Как правило пропускаю рекламные полосы            
Другое (впишите)            

Таблица 3. Насколько сильно оказывает влияние реклама на принятие Вами решения о покупке того или иного товара?

Достаточно сильно %
Скорее сильно %
Скорее слабо %
Совсем не оказывает %
Затрудняюсь ответить %

Таблица 4. Что для Вас наиболее важно при покупке товара?

1-качество 7-страна-производитель
2-цена 8-экономия времени при покупке
3-внешний вид, оформление, упаковка 9- мода на данный товар, его престиж
4- фирма - производитель 11- убедительность рекламы
5 - новизна товара 11 - рекомендации родных, знакомых
6 - привычка покупать именно этот товар 12 - другое (впишите)

5. Опираясь на публикацию Д. Старча или другие источники, опишите психологические критерии расчета эффективности рекламных объявлений по следующему образцу:

а) толщина издания. Самое читаемое издание содержит до 40 страниц, плохо читаемое — насчитывает более 200 страниц, а более-менее читаемое издание включает от 80 до 160 страниц;

б) цвет в объявлениях. Аудитория полноцветного рекламного объявления размером 1/2 полосы на 85% больше аналогичного черно-белого объявления. Полноцветное объявление вызывает на 45% больше запросов, чем черно-белое;

в) способ подачи рекламы...

г) место объявления...

д) особое размещение...

е) форма объявления...

ж) размер объявления...

э) повтор объявления...

и) макет объявления...

к) длина текста...

Наши рекомендации