Взаимодействие с тревожными детьми

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже поя­вилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь, 1997, с. 386)

В современной научно — популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими при — знаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверх­ностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998), Однако помимо физио­логических существуют еще и поведенческие признаки про­явления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как нега­тивное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от

преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

В связи с этим различают мобилизующую тревогу и рас­слабляющую (схема 4).

Схема 4

взаимодействие с тревожными детьми - student2.ru Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще — во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспо­мощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, ро­дители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу (Раншбург И., Поп — пер П., 1983).

Единичные, т. е. не часто возникающие, проявлении тре­воги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и полу­чило название «тревожность». При этом следует четко разгра­ничивать термины «тревожность» и «страх».

Э. Изард (1999) трактует понятие «страх» как спе­цифическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх.

Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» пере­живании могут присутствовать и печаль, и стыд, вина и пр.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, од­нако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами (Раншбург И., Поппер П., 1983, Захаров А. И., 1997 и др.). Исследования показывают, что первые проявления

страха наблюдается у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.

В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная примерно с трехлетнего возраста число кон­кретных страхов значительно снижается, и на смену им при­ходят страхи символические, такие, как страх темноты и оди­ночества. В 6—7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7—8 — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что —то не так, не соот­ветствовать общепринятым требованиям и нормам,

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нор­мой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

И. Раншбург и П. Поппер выявили интересную за­кономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов. (Раншбург И., Поппер П., 1983)

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоя­щее время остается открытым. Однако многие авторы в каче­стве одной из причин повышенного уровня тревожности до­школьников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Е. Ю. Брель (1996) проводила специальное исследование, направленное на выявление социально — психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально — психологические факторы, как неудовлетво­ренность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

А. И. Захаров (1997) считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психо — лого — педагогической коррекции относительно обратима.

Однако именно в дошкольном возрасте начинает форми­роваться так называемая школьная тревожность. Принято счи­тать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им со-

ответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отно­шения с учителями, родителями, сверстниками.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9—11 годам — соот­ношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с дру­гими людьми (ссоры, разлуки и т. д.), мальчиков — насилие во всех его аспектах (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988).

Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения (Дусавицкий А К., 1996 и др.), социометрическим статусом (Кисловская В. Р., 1972, Панасюк Е. В., 1999 и др.), с успешностью обучения (Дусавицкий А. К., 1996, Дружинин В. Н., 1999, Монина Г. Б., 1998). Как считает Прихожан А. М. (1995), за последние 10 лет количество тре­вожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по по­воду взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подро­стковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их характер взаимодей­ствия с другими детьми.

Наши исследования показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками ин­теллекта. Так, в первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным соотношением вер­бального и невербального коэффициентов. К третьему классу, как правило, уровень школьной тревожности значительно па­дает, но при этом школьники — вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки , знаний. У остальных категорий учащихся данный эффект не наблюдается (Лютова Е. К., 2000)

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1. негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое по­ложение;

2. неадекватными, чаще всего завышенными требования­ми;

3. противоречивыми требованиями, которые предъявляют
к ребенку родители и/или школа (Кочубей Б. И,, Новико­ва Е В., 1998),

На наш взгляд, коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во —первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в —третьих, по отработке на­выков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.

ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА Довольно часто тревожные, дети имеют заниженную са­мооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя но многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям Си стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить са­мооценку, Вирджиния Квинн предлагает оказывать им под­держку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростко­вом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта» (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999, с. 52). Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.

Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку,

можно использовать следующие методы работы.

Прежде всего необходимо как можно чаще называть ре­бенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выпол­нение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что—либо на доске).

Отрицательное влияние на формирование адекватной са­мооценки оказывает прием, который используют в работе не­которые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В случае взаимодействия с другими категориями детей (например с гиперактивными) данный спо­соб может сыграть положительную роль, но при общении с тревожным ребенком он просто недопустим. Если же педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить ре­зультаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.

При работе с детьми, страдающими заниженной само­оценкой, желательно избегать таких заданий, которые выпол­няются за определенное фиксированное педагогом время. Та­ких детей желательно опрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с от­ветом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ре­бенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.

Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в группе детского сада или в классе проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку

осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.

Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.

ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА СПОСОБАМ СНЯТИЯ МЫШЕЧНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЙ

Как показали наши наблюдения, эмоциональное напряже­ние тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Ниже приводятся игры и упражнения по снятию напря­жения. Подобные упражнения приводятся в книгах Чистяковой М. И. (1990), К. Фопеля (1998), Кряжевой Н. Л. (1997) и др.

Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых ле­жит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисова­ния красками (пальцами, ладошками и др.)

Использование элементов массажа и даже простое расти­рание тела также способствуют снятию мышечного напряже­ния. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. В разделе «Игры, в которые играют...» приведены ряд таких игр, которые могут заменить массаж («Ласковый мелок» и др.).

Вайолет Оклендер (1997) рекомендует при работе с тре­вожными детьми устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми мамиными губными помадами. Участие в таких представлениях, по ее мнению, по­могает детям расслабиться.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ СОБОЙ

В СИТУАЦИЯХ, ТРАВМИРУЮЩИХ РЕБЕНКА

Следующим этапом в работе с тревожным ребенком яв­ляется отработка владения собой в травмирующих и незнако­мых для ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений уже проведена, нет гарантии, что оказавшись в реальной жизненной или в не­предвиденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработку навыков поведе­ния в конкретных ситуациях мы считаем необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и воз­можных в будущем.

Наиболее широкие возможности для работы в этом на­правлении предоставляет взрослым ролевая игра.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием до­ведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), от­носиться к нему как к менее значимому.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чув­ство уверенности в том; что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

При этом очень важно не только развивать игровую си­туацию, но и обсудить с ребенком то, как он может исполь­зовать полученный в игре опыт разрешения жизненных си­туаций. В нейролингвистическом программировании этот этап работы называется «подстройка к будущему».

Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения: «Я — лучший в мире математик», приемы саморегуляции (поочередное сжимание кистей рук о кулаки и расслабление и т, д.)). А если ребенок,

посещающий детский сад, испытывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».

В работе с маленькими детьми — младшего и среднего дошкольного возраста — наиболее эффективно использование игр с куклами. Выбор кукол осуществляется исходя из инди­видуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклы. Роли следует распре­делять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ре­бенок, а за «смелую». — взрослый, Затем надо поменяться ро­лями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, изба­виться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА Как показывает практика, формирование детской тревож­ности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъяв­ляют к ним завышенные требования, совершенно невыполни­мые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные тре­бования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или матери­ального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высоко тревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую не­удачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возмож­ности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испы­тывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуа —

циях. Таким образом формируется личность человека, который

старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталки­ваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной безза­щитности перед опасностями мира. Как мы отмечали ранее, все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его обще­нию с взрослыми и сверстниками.

Исследования специалистов показали, что большинство родителей тревожных детей не осознают как их собственное поведение влияете на характер ребенка. Это говорит о том, что с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привле­кать их к взаимодействиям с педагогом или психологом. Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких —либо страхов, принимают неправильную по­зицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.

Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, ко­торые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улуч­шению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдер­живать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку. Им­пульсивным взрослым можно порекомендовать 6 рецептов из­бавления от гнева (см. выше, с. 27).

Как правило, родители тревожных детей сами бывают высоко тревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т. д. Таким родителям необходимо прежде всего заняться самовоспитанием, которое можно начать с изу­чения и бы, я не умею применения на практике восьми спосо —

бов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997) и оформленных нами в таблицу. Ее также можно ис­пользовать как наглядную информацию, вывесив на стенде.

Наши рекомендации