Социальная перцепция: принципы восприятия человеком себя и других в процессе общения

Каждый человек, находясь в обществе, постоянно вступает в контакт с другими людьми. Эти люди занимают в психологическом мире человека определенное место, создавая хорошее или плохое настроение. Психоаналитик К.Хорни пришла к выводу о том, что люди, каждый из которых имеет индивидуальные особенности (темперамент, характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов), общаясь, образуют некое социально-психологическое поле, возникающее при обоюдном восприятии и понимании.

Рассмотрим, что представляет собой общение с психологической точки зрения. Для этого обратимся к Рисунку (он рассматривается и описывается снизу вверх, так как внизу изображена физическая, наблюдаемая «земная» реальность, а выше – представления в головах, «виртуальная» реальность. По тому же принципу в комиксах мысли персонажа пишутся или рисуются, как правило, над его головой, а не под ней) (см. Рис 1.).

На нем схематически изображены персонажи, участвующие в общении. В нижнем ряду находятся реально существующие люди А и Б. Для внешнего наблюдателя именно они являются партнерами по общению: обмениваются репликами, жестами, мимическими знаками. Но можно ли утверждать, что общение психологически этим и ограничивается? Над пунктирной линией расположены «виртуальные персонажи» – образы самих себя, существующие в реальных А и Б (Я-образы): А-А – это представление А о самом себе, Б-Б – представление о самом себе Б.

Эти Я-образы имеют некоторое сходство с реально существующими людьми, но не совпадают с ними полностью. Но и это еще не все. У каждого из персонажей имеется образ своего партнера – Ты-образ. Эти образы показаны в третьем снизу ряду. А-Б – это образ А в представлении Б, Б-А – это образ Б в представлении А. Ты-образ имеет сходство с реальным партнером, но каждый вносит в него и что-то от себя.

При общении человека из своего Я-образа обращается к имеющемуся у него Ты-образу партнера; это обращение слышит Я-образ партнера и отвечает, тоже имея ввиду имеющийся у него Ты-образ собеседника. Иначе говоря, внешне ведут диалог реальны люди А и Б, но психологически А-А обращается к Б-А, получает это сообщение Б-Б и ответ направляет к А-Б.

Кроме этих участвующих в диалоге реальных и «виртуальных» персонажей есть и еще один – незримый третий, объективный внешний фактор: социальная норма, или мнение авторитета (на рисунке сверху). Его присутствие отражается в репликах типа: «Я делаю (или думаю), как все нормальные люди», «Это же так естественно, а ты…». Каждый из участников общения считает себя уникальной личностью, отличающейся от всех, но все-таки постоянно сверяет свое и чужое поведение с социальной нормой. Поэтому важнейшее условие успешности межличностного общения – сходные представления о социальных нормах.

Для каждого человека другой человек является самой сложной системой для восприятия во всём элементарном мире. В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека человеком, которая называется социальной перцепцией.

При деловом общении интересы дела всегда выступают на первый план, а на втором остаются возможные личностные расхождения. В деловом общении всегда есть цель, т.е. стремление к достижению какой-либо предметной договоренности, и эта цель должна быть достигнута.

Основное в процессе делового общения – эффективный обмен информацией. Но было бы заблуждением считать, что информация передается только словами. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения, образуют специфические каналы общения:

ü прямой – то, что один партнер (источник) сообщает другому в явном виде, главным образом словесно или с помощью специальных схем, чертежей, формул, образцов и т.п.;

ü косвенный – информация по поводу этого сообщения, которая добывается интуитивно или активно (например, путем специального наблюдения, внимания к деталям поведения партнера) и результатом которой является доверие или недоверие к партнеру и сообщению, получаемому по прямому каналу;

ü управляемый косвенный – сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, но посылаемое намеренно, «уловка» для того, чтобы вызвать доверие (или недоверие) к какому-либо сообщению.

При восприятии другого человека имеют место быть типы установок, влияющие на особенности общения:

ü позитивная – люди переоценивают положительные качества других людей, что проявляется в неосознанной доверчивости к ним;

Социальная перцепция: принципы восприятия человеком себя и других в процессе общения - student2.ru

ü негативная, проявляется в том, что люди воспринимают в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в подозрительности, недоверчивости, невосприятии его;

ü адекватная – позволяет предположить, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества.

Наличие установок лежит в основе типичных искажений представлений людей о другом человеке. Примерами типичных искажений, названных психологами, являются:

1. «эффект ореола» - это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку свойств его личности. Например, если о человеке сложилось мнение, что он очень хороший, то его плохой поступок будет восприниматься как случайность. Этот эффект мешает адекватно оценивать людей. В таких условиях способные и яркие индивидуальности, могут прослыть «занудами», «одиночками»;

2. «эффект последовательности» – это влияние слухов о человеке на суждение о нем;

3. «эффект авансирования» - это приписывание человеку несуществующих положительных качеств;

4. «эффект проецирования на других людей собственных свойств» - это ожидание поведения других людей по заранее разработанной человеком модели. Этот эффект наблюдается в том случае, когда люди не умеют (или не хотят) встать на место другого человека, принять его точку зрения.

Конечно, общение с помощью речи, присуще только человеку, обладает широкими коммуникативными возможностями, но не может полностью исчерпать все потребности общения. Несловесное общение осуществляется с помощью жестов, мимики, знаков, рисунков, осязательных, звуковых, обонятельных и любых других неречевых сигналов. Оно удобно для передачи эмоциональных оценок и мало пригодно для сообщения конкретных сведений, но в любом случае может способствовать или мешать взаимопониманию между партнерами.

Работа специалиста сферы обслуживания предполагает обязательное общение с людьми: коллегами, начальниками, подчиненными и клиентами. В повседневной жизни общение играет немалую роль. Можно сказать, что умение общаться во много определяет и профессиональный, и жизненный успех человека. Часто приходится слышать мнение, что «умение общаться во многом определяет и профессиональный, и жизненный успех человека; «умение общаться – это с рождения». В какой-то степени это утверждение верно. «Врожденный» продавец может продать все что угодно; «врожденному» руководителю не приходится тратить особых усилий на то, чтобы заставить подчиняться себе: его подчиненные сами стремятся выполнить его распоряжения, - и вышестоящее начальство относится к нему хорошо. Такой человек обычно общителен, в меру эмоционален, хорошо слушает собеседника, вовремя вступает в разговор, ненавязчиво, но твердо «проводит свою линию». И вот «другая сторона» из равнодушно или даже отрицательно, а то и агрессивно настроенного человека превращается в доброжелательного партнера по общению. Это происходит столь легко и непринужденно, что создается впечатление, будто человек и не делал ничего особенного, а партнер (начальник, подчиненный, клиент, покупатель, ученик и т.д.) сам поступает так, как хочет. Однако, вопреки распространенному мнению, общительность – далеко не единственное и даже не самое важное для менеджера личностное качество. Большое значение имеют профессиональные знания и навыки, а также особенности мотивации.

Далеко не все обладают очевидными способностями к общению. Однако любые способности в какой-то мере можно развить. Каждый человек может найти такую профессиональную «нишу», в которой в наибольшей степени проявятся и пригодятся именно его возможности. Для того чтобы разумно выбрать сферу приложения своих сил и целенаправленно корректировать саморазвитие, не ставя перед собой нереальных задач и не растрачивая попусту своих возможностей, необходимо лучше узнать самого себя.

ПРАКТИКУМ

Заполните пробелы:

1. Взаимодействуя друг с другом, люди образуют ………………………. поле.

2. Участники процесса общения имеют свои …………………. особенности.

3. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения, образуют специфические …………….

4. При восприятии другого человека имеют место быть типы …………., влияющие на особенности общения.

5. «Эффект авансирования» - это ……………….. человеку несуществующих положительных качеств.

Выберите правильный ответ:

1. Основной характеристикой делового процесса общения является:

а) эффективный обмен информацией;

б) позитивная эмоциональная атмосфера;

в) наличие нескольких участников.

2. Специфическими каналами общения являются:

а) прямой;

б) косвенный;

в) управляемый косвенный.

3. Специальная область знаний по восприятию человека человеком:

а) социальная психология;

б) социальная перцепция;

в) социальная психодиагностика.

4. Деловое общение характеризуется:

а) наличием цели;

б) предметной договоренностью;

в) стремлением к достижению цели.

5. Эффект ореола – это:

а) приписывание человеку несуществующих качеств;

б) влияние общего впечатления о человеке на его оценку;

в) проецирование на человека своих качеств.

Наши рекомендации