Контрольная работа по темам 2, 3 и 4

Вопросы и литература к контрольной работе{73}

Часть 1

1. Понятия объема сознания и объема внимания: эксперименты Вундта

· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 137–151, 176–181 (Вундт); 200–203 (Титченер)

2. Проблемы, условия и процедуры оценки объема внимания. Факторы, от которых он зависит: эксперименты Оберли, Гленвилля и Далленбаха

· Там же. С. 103–115 (Вудвортс); или Вудвортс Р. Внимание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 422–427.

3. Понятие и исследование сдвигов внимания: обычных (Биллингс, Пилсберри), при восприятии двузначных фигур (Биллс) и борьбы полей зрения (Гельмгольц)

· Там же. С. 242–244 (Джеймс); 115–118 (Вудвортс) или Вудвортс Р. Внимание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 427–434;

4. Понятие и исследование колебаний внимания при восприятии минимальных раздражений (Урбанчич, Ланге) и непрерывной работе (Биллс, Стерзингер)

· Там же. С. 118–120, 123–124 (Вудвортс); 400–405 (Ланге)

5. Исследование отвлечений внимания (Гови, Морган, Вебер), аккомодации и инерции внимания (компликационный эксперимент)

· Там же. 208–211 (Титченер); С. 126–130 (Вудвортс) или Вудвортс Р. Внимание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 435–438.

6. Исследование внимания в гештальтпсихологии: опыты Гельба и эксперименты с измерением порога расчленения и маскировкой

· Там же. С. 432–433 (Коффка), 436–444 (Кёлер, Адамс)

Часть 2

7. Эксперименты Черри

· Дормашев, Романов Психология внимания. М., 1995. С. 51–55 или то же М., 1999. С. 49-53 или то же М. 2002. С. 52–56.

8. Эксперименты Бродбента на расщепленный объем памяти

· Там же. С. 58–62 или то же М., 1999. С. 56–60 или то же М. 2002. С. 60–64.

9. Данные исследований Морея; эксперименты Грея и Уэддерберн

· Там же. С. 62–63 или то же М., 1999. С. 60–61 или то же М. 2002. С. 65–66.

10. Эксперименты Трейсман

· Там же. С. 64–65, 67–68 или то же М., 1999. С. 62–63, 65–66 или то же М. 2002. С. 70–71.

11. Эксперимент Форстера и Гоувера. Эффект Струпа: эксперименты Данбара и Маклауда

· Андерсон Д.Р. Эффект Струпа // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 534–538.

· Дормашев, Романов. Психология внимания. М., 1995. С. 91–92 или то же М. 1999. С. 89–90 или то же М. 2002. С. 96–97; (2)

12. Проблема и методы измерения интенсивности (степени) внимания. Метод вторичной зондирующей задачи: эксперимент Канемана

· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 206–208 (Титченер)

· Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 117–122 или то же М. 1999. С. 115–120 или то же М. 2002 С. 124–130.

13. Эксперименты Найссера на селективное чтение и смотрение.

· Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 168, 171–176 или то же М., 1999. С. 166, 169–174 или то же М., 2002. С. 178, 183–187.

14. Проблема и результаты исследований распределения внимания (Бине, Стерзингер). Эксперимент Спелке и Херста с выполнением двойного задания.

· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 131–136 (Вудвортс); или Вудвортс Р. Внимание // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3. М., 2007. С. 439–442.

· Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 177–180 или то же М., 1999. С. 175–178 или то же М., 2002. С. 188–191.

Тема 5. Внимание и деятельность. Развитие внимания

(5 часов)

Формулировка представлений об активности человека в терминах психологии внимания. Основные направления и стадии развития внимания. Метавнимание. Внимание как форма активности личности: воспитание внимания. Социальная природа внимания человека: внимание как высшая психическая функция. Внимание как функция умственного контроля: формирование внимания. Внимание как проявление и как процесс организации механизмов деятельности

Вопросы к семинарским занятиям {58}

1. Внимание как высшая психическая функция. Эксперименты Выготского {17}

· Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 467–485 (Выготский)

2. Воспитание внимания. Определение и виды внимания по Добрынину. Специфика послепроизвольного внимания {7}

· Там же. С. 527–533 (Добрынин)

3. Формирование внимания. Внимание как функция умственного контроля по Гальперину {8}

· Там же. С. 534–542 (Гальперин)

4. Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности {26}

· Там же. С. 546–558 (Гиппенрейтер), 559–572 (Романов, Дормашев)

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Отчетности

Обязательные:

Ø Коллоквиум по памяти (две части)

Ø Контрольная работа по вниманию (две части)

Ø Монография Нормана или Бернштейна (на выбор)

Ø Монография Найссера

Факультативные:

Ø Реферат по выбранной теме (см. ниже)

II. Темы докладов и рефератов

Выберите тему реферата и сообщите о своем выборе преподавателю, ведущему семинарские занятия и лектору ([email protected]). В течение семестра делается один реферат по любой теме курса. По согласованию с преподавателем Вы можете предложить свою тему для реферата и можете использовать соответствующую литературу и материалы Интернет не только на русском, но и на иностранных языках. Объем реферата не более двадцати страниц (полтора интервала, шрифт 10). Рефераты высылаются по электронной почте лектору и отдаются в отпечатанном виде на проверку преподавателю, ведущему семинарские занятия.

Наши рекомендации