Б. Адаптация без изменения ситуации

Во многих случаях люди не могут изменить ситуацию, в ко­торой оказались, или не хотят этого делать. Но если вынужде­ны остаться в ней и действовать, тогда, чтобы адаптироваться, должны сами меняться.Это и есть приспособление личности к ситуации,и в его основе мы видим различные формы уступчи­востии конформизма.Дело иногда доходит до рабского подчи­нения внешней необходимости.

Людям, живущим в странах, управляемых авторитарными и деспотическими методами, подобное состояние хорошо извест­но. Чувство беспомощности, последующее 'за первоначальным бунтом, заставляет людей жить, приспосабливаясь к внешним ожиданиям и требованиям2.

Б. Адаптация без изменения ситуации - student2.ru См.: Hartraann H., Ego Psychology and the Problem of Adaptation, p. 19. " Это хорошо показал А. И. Солженицын в рассказе "Один день Ивана Дени­совича" и в последующих произведениях.

58

Альберт Налчаджян

Б. Адаптация без изменения ситуации - student2.ru Во взаимоотношениях этносов эта стратегия конкретизиру­ется в процессах ассимиляции,которой мы посвящаем отдель­ную главу.

Внутренний, психологический конформизм выражается во внешних, реальных приспособительных действиях. Тут уже в дело включается механизм подражания,который играет огром­ную роль в социальной жизни. Подражание является одним из важнейших механизмов приобретения и реализации конформ­ного поведения.

Выбор той или иной адаптивной стратегии непосредственно связан с моральными проблемами. Это особенно касается вы­бора конформистской стратегии поведения. Поскольку мораль­ные выборы и решения часто относительны, людям приходит­ся выбирать не то, что абсолютно правильно и морально, а на­именьшее из зол, и приспосабливаться к ожиданиям группы или ее лидеров. Об этом достаточно подробно сказано в рабо­тах исследователей морального поведения1.

Конформизм можно считать адаптивной стратегией, спо­собствующей закреплению существующего общественного по­рядка и государственного устройства. Так, конформизм совет­ской интеллигенции не только помогал Сталину и его соратни­кам управлять страной, но и усиливал их позиции, давая им в руки знания, опыт, новые виды вооружений, т.е. все, что нуж­но было для усиления и укрепления деспотической власти.

То общество, в котором преобладающей стратегией адапта­ции людей является конформизм (поскольку именно эта стра­тегия поощряется), не может обеспечить себе прогрессивное развитие. Оно будет стабилизироваться и станет стереотипным. Стереотипный характер приобретают вся культура и образ жиз­ни такого общества, требующего стандартизации образа и сти­ля жизни всех своих членов.

Отсутствие отбора по полезным для прогресса, выдающим­ся признакам означает подавление, элиминацию конструктив­ных отклонений от норм, подавление инновационных тенден­ций, практическое отрицание таланта и гения.

Б. Адаптация без изменения ситуации - student2.ru 1 См.: Kohlberg L., Obenhaus V.,Ethics for an Industrial Age. New York.1965; Ла­вровскийА., Указ. соч., с. 80—84, и др.

Адаптивные »г<шессы и стратегии

и умно ^ ^ бошм, всепроникающим

" „СГ„ГсосТОя„иУе яеградаики и засТО,, яа-

Р шможно: нужны ради. . Прогресс „а основе коя-

Б. Адаптация без изменения ситуации - student2.ru 5£________________________________________ Альберт Налчаджян

Во взаимоотношениях этносов эта стратегия конкретизиру­ется в процессах ассимиляции,которой мы посвящаем отдель­ную главу.

Внутренний, психологический конформизм выражается во внешних, реальных приспособительных действиях. Тут уже в дело включается механизм подражания,который играет огром­ную роль в социальной жизни. Подражание является одним из важнейших механизмов приобретения и реализации конформ­ного поведения.

Выбор той или иной адаптивной стратегии непосредственно связан с моральными проблемами. Это особенно касается вы­бора конформистской стратегии поведения. Поскольку мораль­ные выборы и решения часто относительны, людям приходит­ся выбирать не то, что абсолютно правильно и морально, а на­именьшее из зол, и приспосабливаться к ожиданиям группы или ее лидеров. Об этом достаточно подробно сказано в рабо­тах исследователей морального поведения1.

Конформизм можно считать адаптивной стратегией, спо­собствующей закреплению существующего общественного по­рядка и государственного устройства. Так, конформизм совет­ской интеллигенции не только помогал Сталину и его соратни­кам управлять страной, но и усиливал их позиции, давая им в руки знания, опыт, новые виды вооружений, т.е. все, что нуж­но было для усиления и укрепления деспотической власти.

То общество, в котором преобладающей стратегией адапта­ции людей является конформизм (поскольку именно эта стра­тегия поощряется), не может обеспечить себе прогрессивное развитие. Оно будет стабилизироваться и станет стереотипным. Стереотипный характер приобретают вся культура и образ жиз­ни такого общества, требующего стандартизации образа и сти­ля жизни всех своих членов.

Отсутствие отбора по полезным для прогресса, выдающим­ся признакам означает подавление, элиминацию конструктив­ных отклонений от норм, подавление инновационных тенден­ций, практическое отрицание таланта и гения.

Б. Адаптация без изменения ситуации - student2.ru 1 См.: Kohlberg L., Obenhaus V.,Ethics for an Industrial Age. New York. 1965; Ла­вровскийА., Указ. соч., с. 80—84, и др.

Адаптиеные процессы и стратегии

59

Б. Адаптация без изменения ситуации - student2.ru В подобных обществах создаются образы "нормальных" лю­дей, т.е. типичных конформистов, приспособленцев, которые захватывают все ключевые посты, наиболее важные социаль­ные статусы. Борьба за статусы ведется уже между наиболее ловкими конформистами, поэтому появляются все более со­вершенные, гибкие разновидности этой стратегии в различных областях социальной жизни. Причем преобладает осознанный конформизм, двуличие: люди знают, что вся жизнь организо­вана неправильно, что налицо глубокая стагнация, но внешне приспосабливаются, чтобы обеспечить себе все те выгоды, ко­торые связаны с обладанием средних и особенно высоких со­циальных статусов. Эта борьба между конформистами приво­дит к еще большему закреплению порочной социальной систе­мы, поскольку о ее совершенствовании лидеры по существу не беспокоятся. Конформисты преследуют свои эгоистические це­ли, а эти цели только случайно могут совпадать с целями про­грессивного развития общества. Но конформистам свойствен­ны рационализации,преследующие цель создать искусственные мотивировки высокого социального и морального характера. Это вторичный обман: рационализации используются для воз­вышения (сублимации) собственных мотивов. Недаром жули­ки—конформисты громче всех говорят о защите интересов об­щества и принципов высокой морали, на каждом шагу тайком нарушая эти нормы и принципы. В подобных условиях истин­ными регуляторами общественных отношений становятся субъективные связи и оценки людей, субъективная воля власть имущих. Подлинное право и мораль вытесняются со всех сфер жизни. Появляется целый класс жуликов и именно социаль­ный тип конформиста—жулика становится модельным, как тип "удачливого" и "умного", "понимающего жизнь" человека. Поскольку все это сочетается с глубоким, всепроникающим бюрократизмом, то налицо состояние деградации и застоя, на­лицо глубокий кризис общества.

Возникает проблема: можно ли обеспечить прогрессивное развитие общества в условиях сохранения специфики преобла­дающей адаптивной стратегии? Из характеристики этой страте­гии мы приходим к выводу, что это невозможно: нужны ради­кальные, революционные изменения. Прогресс на основе кон-

Б. Адаптация без изменения ситуации - student2.ru 60 . ______________________________________ Альберт Налчаджян

серватизма невозможен. Требуется обновление как идеологии, так и управления застойного общества.

Наши рекомендации