В. Комплексные (многомерные) конфликты

Бывают и комплексные (двумерные) этнически—религиоз­ные конфликты. Такой конфликт имеет место, например, в Шри-Ланке, где соперниками являются тамильцы и цы. Тамильцы проповедуют индуизм, а сингальцы

В. Комплексные (многомерные) конфликты - student2.ru ' См.: Horowitz D. Op. cit, p. 16.

и. Буддийские монахи ведут активные проповеди против тамильпев.

В свое время сингальцы, проповедующие буддизм, уже предвидели возможность своего исчезновения как этноса и ре­лигиозной общины и начали борьбу против тамильцев. Ожес­точенныйхарактер конфликта между этими дву\ ки-религиозными общинами в значительной мере ся именно сочетанием религиозных и этнических различий. В настоящее время на Цейлоне между этими общинами по суще­ству идет борьба за взаимное уничтожение.

Такой же комплексный характер имеет конфликт сербами и албанцами. При этом поражает примитивность хода некоторых политиков к этой проблеме, при котором они стремятся свалить всю вину на сербов и отнять у них часть ис­конной этнической территории в пользу пришельцев, в свое время закрепившихся в Косово с помощью османцев—турок. В этом конфликте религиозный фактор все же берет верх. А вот в Боснии стороны конфликта - славяне: здесь конфликт носит религиозный характер.

Трехмерный конфликтимеет место тогда, когда к этническим и религиозным факторам добавляется, например, экономичес­кий фактор.А в общем конфликты этносов могут быть много-I.Например, конфликт между Россией и Чечней фак-принял многомерный характер и его смягчение требу-

многомерного же, комплексного подхода. Поскольку суще-христианская и мусульманская цивилизации, в подоб­ных случаях можно говорить также о столкновении двух циви-

Многие из этих конфликтов происходят на границе между

и христианскими государствами, а, еще большему объединению сторон и обострению (а глобализации) конфликта препятствует то, что нет i ва ни в том, ни в другом лагере. Христианство не едино (в существуют православие, католицизм, протестантизм и другие направления). В исламе по многим вопросам нет согласия меж­ду шиитами и суннитами. Эти внутрирелигиозные конфликты, в которых сторонами выступают этнические государства, являются религиозными и моральными, так и политическими, а ино-и экономическими. Но когда обостряются конфликты

Ш

Социальные и этнические конфликты



В. Комплексные (многомерные) конфликты - student2.ru ладают обратными чертами, они великодушны и не такие узко расчетливые, как тамилыш. Бог сам решил, что сингальцы — морально выше и ближе его сердцу.

Когда затем исследовали стереотипные представления син­гальцев о себе и о тамильцах, оказалось, что их взгляды очень близки к тем, что рассказывается о боге Кандешвами: они счи­тают себя добрыми, великодушными, религиозными и хороши­ми людьми, но значительно более ленивыми, чем тамильцы. Последних же они считают жестокими, раздражительными, но упорными и трудолюбивыми.

Полезность анализа подобных рассказов в том, что они по­казывают: люди знают, что между этническими группами су­ществуют различия по целому ряду черт. Обладая разными со­четаниями черт характера и темперамента, этносы сопернича­ют ради получения более благоприятной моральной оценки. Соперничество возникает тогда, когда этнические группы ока­зываются на одной и той же территории. Живя и соперничая на одной территории, представители этих двух групп знали о своих психологических различиях, но им нужен был более ав­торитетный судья. Вот они и сочинили историю, где бог дает свое авторитетное заключение. А поскольку это бог тамильцев и осуждает тамильцев, то ему нельзя не верить.

Когда образуются общества, состоящие из двух или больше­го числа этнических групп, то после первых же контактов на­чинаются процессы сравнения и взаимной оценки. Вскоре по­являются и стереотипы, которые закрепляются в памяти людей и в культуре (литературе, истории, устном народном творчест­ве) этносов. У каждой группы имеется целый ряд черт, которые должны получить свои оценки. Но в реальной жизни нет бо­гов, а оценки необходимы, люди нуждаются в них для форми­рования представления о себе и других. Самооценки личности и уровень ее самоуважения зависят от многих обстоятельств, в том числе от того, к какой этнической группе она принадле­жит. Поэтому этническая принадлежность, особенно на Восто­ке, играет огромную роль. Этнические оценки и самооценки получаются путем сравнения. И в борьбе за высокие оценки и благоприятное сравнение появляются этнические конфликты1.

В. Комплексные (многомерные) конфликты - student2.ru См.: Horowitz D. L.Ethnic Groups in Conflict, p. 143.

14 Альберт Налчаджян

В. Комплексные (многомерные) конфликты - student2.ru религиями и этносами (суперэтносами), эти внутрирелигиозные различия в определенной мерс отодвигаются на задний план.

Надо иметь в виду также существование идеологических кон­фликтовполитико—социального характера. Например, между коммунистической идеологией (и соответствующими государ­ствами, где эта идеология является государственной) и мусуль­манской или западной либерально—демократической идеоло­гией безусловно существует конфликт. В настоящее время, на­пример, возник конфликт между русской национально—госу­дарственной идеологией, стремящейся сохранить единство страны, и идеологией сепаратизма нерусских народов Россий­ской Федерации. Ценности, за которые борются стороны, очень различны и несовместимы.

Наши рекомендации