Роль социальной среды и наследственности

Социальная среда понимается как источник развития, в ней содержатся все материальные и духовные ценности, воплощающие в себе человеческие родовые способности, которыми субъект дол­жен овладеть. Идеальная форма выступает как отражение опыта совокупной социальной деятельности, идеальные образцы челове­ческих психологических способностей и свойств (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Наследственность выступает как необходимое, но недостаточ­ное условие психического развития. Необходимое условие в силу того, что наследственность обеспечивает необходимые предпосылки развития. Чтобы стать человеком, нужно человеком родиться — иметь соответствующее анатомо-физиологическое строение и фи­зиологические свойства, закрепленные наследственностью.

Необходимость органической наследственности для психичес­кого развития человека доказывается: 1) опытами по воспитанию высших приматов с целью формирования у них человеческих спо­собностей; 2) случаями нарушения психического развития при повреждении наследственности. Возможности коррекции и компен­сации дефектов не безграничны. Многие генетические заболевания неотвратимо приводят к дизонтогенезу.

Особенности человеческой наследственности в отношении мор-фофизиологического строения ЦНС — непреформированность фун­кциональных систем, гибкость, пластичность. Наследственность —

142 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Роль социальной среды и наследственности - student2.ru недостаточное условие, поскольку даже при сохранной наследствен­ности в условиях социальной депривации при ограничении обще­ния ребенка со взрослым мы наблюдаем нарушения в психическом развитии ребенка (Авейронский дикарь, дети-Маугли, воспитанники домов ребенка). Это положение хорошо отражено в крылатой фразе Рене Заззо: «Волчонок всегда волк, ребенок — только кандидат в человека».

Что составляет органическую наследственность? Прежде всего, особое анатомо-физиологическое строение; генотип, определяющий последовательность и темп созревания органов и структур, вклю­чая ЦНС; темперамент как сложное системное образование (цик­личность потребностей, уровень активности, реакция на новизну, скорость адаптации к раздражителям и т. д.), свойства нервной системы, общие законы развития ЦНС (дифференциация и интег­рация) и др. Теория хорошего соответствия, получившая призна­ние в современной психологии развития, устанавливает, что нет хорошей или плохой наследственности, а есть хорошее или плохое соответствие между врожденными особенностями ребенка и сре­дой. Любые особенности ребенка должны быть уравновешены и компенсированы особенностями среды, соответствующим поведе­нием взрослого и характером его сотрудничества с ребенком. Ком­пенсация органического дефекта ребенка — проблема социальная (Л. С. Выготский).

Роль общения

Значение общения в психическом развитии ребенка доказыва­ется следующими фактами:

■ влиянием дефицита общения или социальной депривации на
развитие ребенка;

■ воспитанием детей животными: нет человеческого общения —
нет развития;

■ воспитанием слепоглухонемых детей. Если такой ребенок ос­
тается вне специальной системы воспитания, то даже при ус­
ловии сохранного интеллекта ему грозит глубокая умственная
отсталость. Специальная система воспитания обеспечит впол­
не полноценное развитие. В чем же состоит основная цель и
способ такого воспитания? Чтобы вернуть слепоглухонемого
ребенка на магистральный путь развития, необходимо прежде


1.
I

Лекция 10. Теория психического развития ребенка в деятельностном подходе «143

Роль социальной среды и наследственности - student2.ru всего установить с ним контакт и создать формы общения и сотрудничества.

Функции, структура и закономерности развития общения ре­бенка обсуждались в работах М. И. Лисиной [55, 56]. Общение как коммуникативная деятельность выполняет следующие фун­кции: передача культурного опыта; организация совместной де­ятельности; формирование и развитие межличностных отноше­ний; познание людьми друг друга и самопознание. Структура общения включает: предмет — другой человек, партнер по об­щению; потребность в общении, стремление к познанию и оцен­ке других людей, а через них — к самопознанию и самооценке; мотивы; действия — инициативные акты и ответные действия; задачи или цели; средства (вербальные, мимические, предметные) и т.д.; продукты (образования материального и духовного ха­рактера).

Для каждой возрастной стадии характерна своя специфичес­кая форма общения. Критериями выделения этих форм являются: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка, потребности, мотивы и средства общения.

М. И. Лисина предложила периодизацию общения, охватываю­щую детский возраст от рождения до семи лет, включающую четы­ре основные формы общения:

1. Ситуативно-личностное (2-6 месяцев)— отвечает потреб­
ности в доброжелательном внимании взрослого. Основные сред­
ства общения — экспрессивно-мимические.

2. Ситуативно-деловое (6 месяцев— 3 года)— реализует по­
требность в сотрудничестве со взрослым и связана с предметной
деятельностью. Ведущим является деловой мотив. До года сред­
ства общения преимущественно предметно-действенные, после
года — вербальные.

3. Внеситуативно-познавательное (3-5 лет)— ведущей явля­
ется потребность в уважительном отношении взрослого. Реализует
познавательные мотивы. Используются вербальные средства, где
преобладают вопросы «Почему?», «Зачем?».

4. Внеситуативно-личностное (5-7 лет) — реализует потреб­
ность во взаимопонимании и сопереживании. Мотив общения —
установление межличностных отношений с партнером. Средства
общения вербальные.

Общение как коммуникативная деятельность формируется уже в первые месяцы жизни ребенка. Потребность в общении не врож-

144 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Роль социальной среды и наследственности - student2.ru денная, а формируется прижизненно. Генезис ребенка в потребнос­ти общения и развитие первой формы общения с взрослым — цен­тральная проблема младенческого возраста.

Основным механизмом развития форм общения, согласно М. И. Лисиной, является механизм опережающей инициативы взрослого: обогащение содержания деятельности ребенка и его вза­имоотношений с окружающими. Механизм опережающей инициа­тивы взрослого предполагает создание зоны ближайшего развития ребенка за счет постановки новой задачи общения и осуществле­ния совместной деятельности со взрослым.

Наши рекомендации